Культура возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:48, реферат

Описание

Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа

Содержание

Введение…………………………………………………...………………….3
1. Кампанелла “Город Солнца” ………………………………………..4
2. Причины возникновения культуры Возрождения……..........5
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв гуманистического мировоззрения ………………………………………………………………8
4. Развитие естествознания и кризис …………………………………….…..9
4.3. Учение Николо Макиавелли (1469-1527)……………………..10
4..2. Джордано Бруно (1548-1600)………………………………….…..11
4.1. Астрономическое открытие Николая Коперника….…13
5. Социальные утопии………………………………………………..….15
6. Основные черты государства Солнца........................................20
7. Характерные черты и особенности культуры Возрождения………………………………………………………...………26
8. Достижения и ценности культуры Возрождения…………34
Заключение…………………………………………...……………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Введение

Работа состоит из  1 файл

Культурология реферат.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Еще одним  утопистом был Сирано де Бержерак (1619-1655), философ и поэт.

Ему принадлежат  романы-утопии “Иной свет, или государства  и империи Луны”, а также “Космическая история государств и империй  Солнца” (это произведение не окончено). Считается, что в этих романах  Бержерак опирался на книгу английского  епископа Френсиса Гудвина “Человек на Луне”. Герой первого романа улетает на созданном им затейливом аппарате с реактивной тягой на Луну и обнаруживает там обитаемый мир, “земной рай”. В нем есть и древо жизни, и древо познания добра и зла. Однако острый язык героя не дает ему покоя, его изгоняют. Он попадает в государство четвероногих существ, а затем возвращается на Землю. Во время путешествия его сопровождает “демон Сократа”, высказывающий материалистические взгляды. 

Поводом к написанию второго романа, видимо послужила короткая встреча Бержерака с Кампанеллой. Герой “Государств Солнца”, которому надоело скитаться по Земле, вместе с птицами улетает на Солнце. Он оказывается сначала в царстве живых деревьев, потом в царстве птиц и в царстве философов, где встречает Кампанеллу и беседует с ним на философские темы. 6. Условия становления и этапы развития культуры Возрождения

Термин  Ринашименто (ит.) или Возрождение (по фр. Ренессанс) появился в XVI в. у Джорджо  Вазари, известного итальянского мыслителя.

Вазари  рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры. В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.

Известный историк градостроительства А. Букин  подсчитал, что в Северной Италии, Венеции, Флоренции - местах, откуда начали распространяться возрожденческие  тенденции, из общего числа дошедших до нас соборов и палаццо (дворцов) 25% построено в Средневековье (до XIII в.), 65 % - в период Возрождения, и 10% в последующие годы, после XVI в.

Возникает закономерный интерес к этому  феномену, попытка выяснить, при  каких условиях он произошёл и  возможно ли его повторение впредь. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время отсутствует сколько-нибудь целостная и достаточно приемлемая общая концепция ренессансной культуры, способная объяснить ставшие известными подчас противоречивые факты.

Кризисные явления в средневековой культуре стали обнаруживаться ещё в Х в.: всеми сословиями овладела жажда наслаждений ...люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, внешнем блеске, красивых женщинах; высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей... Императорская власть исчезла, папская власть существовала лишь по имени. ...почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь; религиозность ограничивалась исполнением обрядов; в монастырях не осталось следов нравственного порядка.  

Но тогда  на время удалось сохранить сложившийся  порядок. Был организован Клюпийский монашеский орден, поставивший целью  восстановление благочестия церкви. Социальную напряженность позволил снизить ряд крестовых походов, организованных для избавления Европы от лишних ртов под предлогом завоевания "Земли Господней". Эти и ряд других мер не сняли проблемы - кризисные явления, на время затухнув, разгорелись с новой силой в XIII в. Вот как описывал Д. Боккаччо атмосферу папского двора: "все они вообще прискорбно грешат сладострастием не только в его естественном виде, но и в виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, - почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было не малой силой... все они были так стяжательны и жадны до денег, что продавали и покупали человеческую, даже христианскую кровь и божественные предметы, какие бы ни были, относились ли они до таинства, или до церковных должностей".

Непредвзятому наблюдателю было ясно, что дальше так продолжаться не может. Нужны изменения, и они не заставили себя ждать: начинает отсчёт новая культурная эпоха - Возрождение.

В истории  культуры Возрождения можно выделить три этапа:

1. Раннее  Возрождение - XV в.

2. Высокое  Возрождение - первая треть XVI в.

3. Позднее  Возрождение - середина и конец  XVI в.

Эти же этапы иногда называют, прибегая к  художественно преобразованным  образам. В таком случае можно  первый этап назвать "гуманистическим", второй этап - "героическим", "титаническим", третий этап - "трагическим".

В некоторых  исследованиях особо выделяют период XIII-XIV вв., называя его "предвозрождение", а также конец XVI в. - "завершающий  этап Возрождения". Но сути это не меняет. По-прежнему, мы имеем возникновение  какой-то тенденции, её максимальное развитие и превращение "в своё иное", прехождение.

Очень часто говорят о "Каролингском возрождении" и рассматривают  его как культурный подъем в империи  Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. в основном на территории современных Франции  и Германии.

Упоминают "Оттоновское возрождение" - культурные и государственные процессы, происходившие  во времена правления Оттона I (912-973), Оттона II (955-983) и Оттона III (980-1002). Германский король Оттон I попытался возродить  Римскую империю и в 962 г. стал императором так называемой "Священной Римской империи" германской нации, объединившей часть европейских государств. При его дворе и дворе его последователей трудились многие выдающиеся теологи, учёные и философы, изучавшие классическое наследие Римской империи.

Но наряду с "возрождениями" авторы примечаний различают "Возрождение в узком  значении этого слова" - переход  от средневековой культуры к культуре Нового времени, охватывающий период в  культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-XVI вв.).

Возрождение начинается с критики прежней  средневековой культуры, как варварской. Осмеянию подвергается вторичная деталь - примитивная, простонародная, "вульгарная" латынь, на которой изъясняется вся "культурная" Европа, прежде всего духовенство. Ей противопоставляется "гуманитас" - филологические и исторические науки, произведения, написанные античными авторами. Их ставят в качестве образца для подражания, как пример настоящей, неиспорченной латыни. Но начав с области языка, Возрождение постепенно начинает критиковать всю предшествующую ему культуру как "тёмную", упадническую, и превозносить достоинства и авторитет культуры Античности. Европа вдруг обнаружила, что чуть не потеряла замечательнейшее сокровище - Античность.

Второй  этап характеризуется появлением великих  деятелей культуры, "титанов" Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и др. И действительно, кто бы из наших современников  мог, как Леонардо да Винчи, быть инженером-изобретателем, писателем, художником, скульптором, анатомом, архитектором, фортификатором? И в каждом виде деятельности Леонардо оставляет величайшие творения своего гения: подводный аппарат, чертежи вертолёта, анатомические атласы, скульптуры, картины, дневники. Но время, когда человек мог творить свободно в силу своего таланта, призвания, быстро заканчивается. Наступает трагический период в истории Возрождения: вновь утверждается диктат церкви, горят сжигаемые книги, свирепствует инквизиция, Художники предпочитают творить формы ради форм, избегая социальной, идеологической тематики, восстанавливая пошатнувшуюся было догму, авторитет, традицию. Возрожденческие начала в культуре замирают, но жизнь не стоит на месте. Берёт верх другая тенденция, которая и определяет лицо новой культурной эпохи - Абсолютизма и Просвещения. 

7. Характерные черты  и особенности  культуры Возрождения

Долгие  годы в культурологии была распространена точка зрения, что сущность культуры Возрождения образуют раннекапиталистические тенденции, и тогда по своему типу культура Возрождения - буржуазная. 

В противовес этому были высказаны прямо противоположные  взгляды: одни видели социальную основу Возрождения в том, что она  ремесленно-демократическая, другие - считали её феодально-аристократической. Позднее обнаружилось, что в различных странах ренессансные тенденции опирались во многом на несхожие социальные основы.

Такой разброс мнений свидетельствует  о существовании проблемы. В частности, мы можем отметить, что возрожденческие  тенденции очень скоро сходят на нет, но буржуазные отношения - расширяются и крепнут. Но с завершением Ренессанса к XVI в. не заканчивается феодализм, он существует в Европе до XVIII в.

Если  мы посмотрим, как оценивали культуру Возрождения К. Маркс и Ф. Энгельс, то отметим, что они предпочитали говорить о бюргерском характере Ренессанса. Но бюргер - это горожанин, житель бурга, города. Буржуа - это собственник, то есть социально-экономическая характеристика человека. Таким образом, Возрождение - это городская культура. И действительно, возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции - северной части Италии и постепенно распространяется - на периферию, из города - в деревню, от промышленно, экономически развитых центров Европы - на её аграрные окраины. Но город был и до Возрождения, и сохранился, и развивался после него. Значит, указать на городской, бюргерский характер культуры Возрождения необходимо, но недостаточно.

Мы можем  сделать вывод, что социальной базой  культуры Возрождения была демократическая  среда, сложившаяся в городе, и состоявшая из представителей феодального и буржуазного общества - это и придворные, аристократические круги, и ремесленно-торговая среда, и служилые сословия. А это свидетельствует о переходном, маргинальном (пограничном) состоянии культуры Возрождения, относительно независимом от прошлого, средневекового состояния и ещё не определившейся будущей буржуазной культуры.

Указать на такие черты культуры Возрождения, как то, что она - переходная, городская, опирающаяся на демократические слои, - также недостаточно, поскольку эти факторы могли существовать и в прошлом, но Возрождение - уникально. Для уточнения рассмотрим, какие изменения происходят в городском хозяйстве. Обычно основу городской культуры составляет ремесленное производство. Ещё в условиях варварской культуры ремесло отделяется от земледелия и сосредоточивается в административных центрах - городах. В XIII-XIV в. происходят существенные изменения в ремесленном производстве. Происходит становление мануфактуры - ручного производства, основанного на специализации (подетальней или операционной) и кооперации труда. Это даёт резкий рост производительности труда, массу прибавочного продукта. Заводить мануфактуры стало выгодно. Устраивать мануфактурное производство у себя при "дворе" стало модным. Этим занятием не гнушаются и короли. В наиболее "чистом" виде эти процессы обнаруживают себя в Северной Италии. Именно отсюда начинается взрывной процесс становления новой культуры.

Но важно  не только произвести прибавочный продукт. Не менее существенно, в чьих руках находится распоряжение им, к кому он попадает. И в этом - корень проблемы, своеобразие условий, в которых развивается Возрожденческая культура. Если бы мануфактурное производство стало развиваться раньше, то прибавочный продукт, производимый горожанином, оказался бы в распоряжении других лиц - государства в лице короля, церкви в лице папы, или местного сеньора-феодала, задушившего бы город различными поборами.

Но это  равновесие противоборствующих сил  и самостоятельность города - временны, преходящи, относительны. Кризис поразил прежде всего мануфактурное производство: оно быстро исчерпало источник для роста производительности и массы продукции. Предчувствия скорого экономического освобождения оказались иллюзорными. Выжил феодал, подавив крестьянские движения; церковь справилась с расколом, Реформацией; государство вышло из схватки с феодальными кланами победителем, увеличившим свою власть абсолютно. В этом трагизм Возрождения, его завершение. Цикл завершился. Начали складываться условия становления новой культуры - века Абсолютизма и Просвещения.

Другой  особенностью культуры Возрождения  является изменение тех отношений, которые составляют её сущность. Культура вообще, культура Возрождения в частности - это своеобразное отношение, которое объективируется и опредмечивается, одухотворяется и персонифицируется. Культура Возрождения характеризуется, прежде всего, своеобразием отношений, сложившихся в бюргерской среде.

В варварских культурах их основу составляют личностные связи, по видимости - естественные, натуральные - господствует род, личная сила, умение, предприимчивость. Здесь складывается геноцентризм. В средневековой культуре естественная форма связей сохраняется. Продукт воспринимается в его натуральном виде и составляет богатство культуры, хотя за его природной формой скрывается уже вещное содержание (экономическое, политическое, идеологическое) - "неестественное". Это вещное содержание прикрыто идеологической, христианской оболочкой. Это теоцентризм. Все ищут бога, везде видят бога, все общаются с богом. Город порождал иллюзию восстановления личностных связей, снимал все ограничения для личностного развития. Возникла иллюзия. Для одних - построить новый мир на "естественных" законах добра, справедливости, "разумности", "человечности", якобы, по видимости, воплощённых в идеалах античности. Это -- антропоцентризм. У других возникало желание использовать церковь, государство в своих интересах. Отсюда - известный простор для развития культуры Возрождения - по сути культуры новых вещных отношений, по содержанию - экономических, по форме - "человечных", "гуманных", "естественных".

Информация о работе Культура возрождения