Культура в системе гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая её теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все-задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?...................................................................................................................5
2.Культурология в системе гуманитарных наук……………………………….........................................................................6
2.1.Становление культурологии как науки……………………………………..7
2.2.Междисциплинарные связи культурологии……………………………….10
2.3.Предмет и задачи культурологии…………………………………………..14
2.4.Структура культурологии как науки……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Задачи и цели культурологии

Основными задачами культурологии являются:

      наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций.

      изучение генезиса(происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре.

      определение места и роли человека в культурных процессах

      разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры.

      взаимодействие с другими науками, изучающими культуру.

      изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры.

      исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется её понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

      факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов.

      связи между элементами культуры.

      динамику культурных систем.

способы производства и усвоения культурных феноменов.

      Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы(культурные коды).

      Культурные коды и коммуникации между ними.

Предмет культурологии, её задачи и цели определяют лишь общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует более углублённого исследования, чем занимаются отдельные разделы культурологии.

2.4.Структура культурологии как науки.

Как уже было отмечено, культурология выделилась из философии аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии-социология и политология. В едином процессе развития науки традиционно соответствующая отрасль знания отпочковывается от философии, когда для этого появляется достаточно эмпирический базис. В этом отношении культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей-подразделов, которые в свою очередь подразделяется на 2 типа знания.

1.      Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, её проявлений и процессов.

2.      Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным её направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию. Исследование видовых проявлений культуры, её форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.

Направления фундаментальной культуры.

Фундаментальная культурология включает  в себя несколько основных направлений:

(1)социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми с ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая функциональный субъект культурных процессов.

(2)психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека, являющегося носителем той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, которые лежат в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.

(3)культурная семантика изучает культурные феномены как тексты-систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально(с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов, в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе.

(4)история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки так же велико, как значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания, а современные теоретические конструкты опираются на результаты размышлений предшественников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии и культурной семантики.

     Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отношениях иерархии-от изучения наиболее общих теоретических закономерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и событий.

Социальная культурология

Самый высокий уровень исследования и обобщения в социальной культурологии представляет собой обобщение закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий её как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создаётся понятийный аппарат культурологии, разрабатывается методология и методика исследования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, её типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.

    На втором уровне исследования предметом анализа являются культурные системы, такие, как язык, мораль, этничность и т.д. Для изучения создаются такие направления исследования, как:

      социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д..

      этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку.

      историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем(индо-буддийский тип культуры, исламскую культуру и т.п.)

Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм-базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной культуре. Примерами таких культурных форм являются: нормы и стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях(традиция приветствовать людей при встрече), эталонные образцы и стили(господствующие художественные стили) и т.д. Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культурнее формы распространены так широко по всему миру, что их называют культурными универсалиями.

     И, наконец, последний уровень исследования выводит нас на анализ собственно фактов культуры, их принято называть АРТЕФАКТАМИ. Они представляют собой частные случаи реализации культурных форм, варьирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. Так традиционный свадебный или похоронный обряд является культурной формой. Но конкретная свадьба или похороны, которые справляются реальными, живыми людьми, - это артефакт культуры. Так что артефакты представляют собой продукты массового использования данного, исходного образца. Но изучение артефактов уже выходит за уровень собственно культурологии и вводит нас  историю культуры, представляющую собой более или менее систематизированное описание огромного множества артефактов.

Психология культуры.

Реальным творцом культуры является человек, поэтому культурология исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей и талантов индивида. Не менее важным является также изучение проблем как субъекта и объекта культуры, процессов, в ходе которых она становится личностью, овладевает навыками жизни в конкретной культуре.

На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью изучение личности как носителя и интерпретатора культуры. Результатом исследования является общая социокультурная теория личности, которая показывает, как детерминируется поведение человека в культуре, а также анализирует причины нарушения этой регуляции, выявляя общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности.

Второй уровень исследования может быть назван психологией группового взаимодействия и социального воспроизводства личности. На этом уровне изучаются теории и методики воспитания личности. Основное внимание уделяется изучению:

      механизмов социализации-овладения человеком общих знаний и навыков жизни в обществе, освоение им различных видов социальной практики.

      механизмов инкультурации –овладение человеком «азбукой» соей культуры, усвоение норм и ценностей, стереотипов поведения, что делает его культурно компетентным в обществе, в котором он живёт.

      механизмы социокультурной самоидентификации личности-самоопределения человека, осознание им своей принадлежности к определенным политическим, этнической, социальной и другим группам.

Поскольку все процессы, изучающиеся на втором уровне психологии культуры, осуществляются в процессе социального взаимодействия, важнейшим направлением исследования также становится изучение процессов коммуникации(общения) и взаимодействия людей в обществе.

    Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования индивидом обретённых культурных знаний и навыков. Изучаются комплексы устойчивых социокультурных стереотипов, существующие в сознании людей. Речь идёт о совокупности определённых социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных человеком в процессе социализации и инкультурации до автоматизма, и работающих поэтому без участия сознания. Эти установки можно назвать ментальностью. По сути дела ментальность представляет собой культурные формы, усвоенные отдельным человеком. Это те «кирпичики», из которых складывается комплекс присущих целому народе черт, нравов и обычаев. Иногда совокупность таких черт называют национальным характером.

     Четвёртый уровень исследования предполагает анализ творческой деятельности человека, входе которой создаются все новации в культуре. При этом речь идёт о гениях, открытия которых становятся частью мировой культуры, но и об обычных людях, процесс усвоения которыми новых для них знаний тоже является творчеством. Иными словами, на этом уровне изучается, как человек способен преодолеть традиционные культурные нормы и стереотипы, создавая что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение культурологии, теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации - в ограничении технократизма и сциентизма гуманистическим мировоззрением, ориентация на человека как самозначащую ценность и основание нового типа культуры.

Опыт показывает, что объединяющее начало мировой культуры нужно искать в богатых традициях гуманизма. Дух гуманитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования. Гуманитарная ученость распространяет идеологию единого человечества, поэтому культура является для нее своего рода аб­солютом. Культура - не среди биологических, территориальных, производственных, социальных факторов, не в их совокупности, не над и не под ними. Она - ценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования.

Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества; всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, стран­ности образов, символов и костюмов. Культурное состояние тре­бует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в он­тологическое пространство, отличное от природного и социаль­ного пространства.

 

 

 

Список литературы

1.      Культурология: Учебник/Под. Ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.-М.:Высшее образование,2007г.

2.      Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие.-4-е изд. дополн.-Ростов н/д:Феникс,2006(высшее образование).

3.      Культурология: учебник для студентов вузов /Т.Г. Грушевицкая,А.П. Садохин.-3-е изд.,перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007:

      Борзова Е.П. История мировой культуры.М.,2004.

      Гуревич П.С.Культурология.Учебное пособие.М.,2005.

      Иконникова С.Н. История культурологических теорий.СПб.,2005.

      История и культурология.//Под ред.Н.В.Шишовой.М.,2004.

      Кармин А.С.Культурология.СПБ.,2003.

      Кононенко Б.И.Основы культурологии. Курс лекций.М.:ИНФРА-М,2002.

      Культурология: Учебник/Под ред.Ю.Н.Солонина,М.С.Кагана.М.,2005.

      Культурология: Теория и история культуры./Под ред. И.Е.Шишова.Минск,2004.

      Флиер А.Я. Культурология для культурологов.М.:Академический проект:Екатеринбург:Деловая книга,2002.

2

 



Информация о работе Культура в системе гуманитарных наук