Культура как мир знаков и значений. Множественность языков культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание

К числу ведущих характеристик культуры, порой отождествляемых с сущностью культуры, относят наименование, оценку явлений для определения их места в социокультурном опыте человечества. В основе этой деятельности выделяют знак и значение. Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. В этом смысле культура есть процесс выработки, упорядочения и передачи информации, а общество – информационным обществом.

Работа состоит из  1 файл

культуралогия.docx

— 112.25 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурология относительно недавно вошла в перечень учебных  дисциплин Государственного образовательного стандарта, и сегодня она изучается  практически во всех технических  вузах России. Подавляющее большинство  из этих вузов за последние годы стали называться университетами. Всегда ли этот статус оказывается подтвержден  уровнем и содержанием того образования, которое дается в тех или иных стенах?

Что означает университет  для европейской культуры? Если согласиться  с тем, что:

университет — это символ науки и культуры, где главная  ценность — человеческая личность, а цель — свободное и многогранное развитие человека, ибо того требует  растущая взаимозависимость в науке  и мире в целом;

университет — не конвейер для "подготовки специалистов", а  поприще для развития интеллектуальных способностей каждого;

университет — это храм, где каждый дышит воздухом свободы  и прогресса, то становится понятным, что данные цели и задачи в рамках университетского образования —  каким бы оно ни было: "классическим" или техническим — невозможно решать без такой дисциплины, как  культурология.

«Продукты природы  — то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал  и засеял. Следовательно, природа  есть совокупность всего того, что  возникло само собой, само родилось и  предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что  или непосредственно создано  человеком, действующим сообразно  оцененным им целям, или оно уже  существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной  с ним ценности».

Г. Риккерт

«Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших  животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и  урегулированию отношений между, людьми».

3. Фрейд

1. Культура как мир знаков и значений.

Множественность языков культуры

 

 

К числу ведущих характеристик  культуры, порой отождествляемых  с сущностью культуры, относят  наименование, оценку явлений для  определения их места в социокультурном  опыте человечества. В основе этой деятельности выделяют знак и значение. Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической  деятельностью. В этом смысле культура есть процесс выработки, упорядочения и передачи информации, а общество – информационным обществом.

Общая теория знаковых систем – семиотика – исследует аспект выполнения знаковыми системами  функции представления мира культуры. Семантика, раздел семиотики, исследует  отношения между знаками и  представляемыми ими объектами.

Знак есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе социокультурной  деятельности человека представляет другой предмет, отличный от его (знака) собственной  определённости. Между знаком и представляемым им явлением нет причинной связи. Форма знака помогает распознать его среди других знаков. Знак обладает значением; значение есть отношение  знака к обозначаемому предмету, формирующееся в процессе социокультурной  деятельности субъекта. Знаки выполняют  три взаимосвязанные функции: познания, общения и выражения чувств. Выделяют языковые и неязыковые знаки. Языковые знаки – знаки естественного  и искусственного языков. К числу неязыковых знаков относят: индексы (признаки, показания приборов); иконические знаки (копии, изображения); символы (герб, эмблема, знамя). В языках – естественных и искусственных – посредством значения выражаются представления и понятия. Мысленное содержание знака (смысл слова или понятие) составляет семантическое значение языковых знаков.

"Нет просто  слова. Оно либо поздравленье, либо красота, либо боль, либо  грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма ".

Расул Гамзатов

 

Языком культуры в широком  смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная  форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие  или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)".

К настоящему времени сложилась  следующая общепринятая классификация  языков:

1.Естественные  языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т. п.). Естественные языки не имеют автора, они, как заметил В.Я. Пропп, "возникают и изменяются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где д ля этого в историческом развитии народов создались соответствующие условия".

Для них характерен непрерывный  процесс изменения, ассимиляции  и отмирания. Изменение смысла слов и понятий может быть связано  с разнообразными факторами, в том  числе и социально-политическими. Франко-швейцарский лингвист и культуролог  Патрик Серио в работе "Анализ советского политического дискурса" ярко показал, какое воздействие оказал на русский язык "советский способ" оперирования с ним на протяжении десятилетий. Особое использование языка влечет активизацию некоторых его черт, создавая особый "ментальный мир", а язык идеологии хрущевской и брежневской поры получил наименование "деревянного языка".

Словарный запас человека в среднем 10—15 тысяч слов, часть  из них — активные, которые человек  использует, другая часть — пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам.

2.Искусственные  языки — это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для чего это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам.

К искусственным языкам относятся  и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки.

3.Вторичные языки (вторичные моделирующие системы) — это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут  быть определены как вторичные моделирующие системы.

Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность  структур прямо зависит от сложности передаваемой в них информации. Так, например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком (не случайно Вико и Гердер считали праязыком человеческого рода поэзию, а в интеллектуализации современных им языков видели не завершение идеи языка, а, напротив, его жалкую участь). И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.

Но художественная структура  позволяет передавать такой объем  информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного  языка. Пересказывая содержание стиха  обычной речью, мы разрушаем структуру  и, следовательно доносим совсем не тот объем и качество информации.

2. Сущность и виды знаков.

Семиотический анализ культуры

 

 

В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Трудно представить  себе ее анализ без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики, лингвистики, феноменологии, семиотики, других научных дисциплин, на которые  опирается культурология. Речевой  аспект языка связан с физиологией, звук — с разделом физики — акустикой, работу мозга при этом исследует  нейрофизиология. Современная аналитическая  работа о языке почти невозможна без привлечения теории бессознательного, отсюда — особая роль прикладной психологии.

Однако среди наук, изучающих  интересующую нас проблему, выделим  особо семиотику.

Семиотика (греч. — знак) — наука о знаковых системах или семиозисе культуры (то есть процессах порождения знака) и знаковой — лингвистической и нелингвистической — коммуникации. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. В ряду основоположников семиотики следует назвать имя американского философа Ч. С. Пирса (1834—1914), который ввел в научное знание представления о динамичности семиозиса, показав, что этот процесс включает в себя не только производство знаков, но и их интерпретацию, влияющую на первоначальный образ объекта. Другой американский философ и социальный психолог Ч. Моррис (1834—1896) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии.

Ф. де Соссюр (1857—1913), основатель Парижской школы семиотики, считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность научного изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Он полагал при этом, что законы функционирования знака в языке надо исследовать в рамках общей системы структурных закономерностей, отвлекаясь при этом от анализа его эволюционных изменений. Этот подход имел ряд последователей, а модель Соссюра была распространена позже на всю сферу знаковых систем в культуре. Так, известный французский структуралист К. Леви-Стросс (р. 1908) предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами. А Р. Барт продемонстрировал этот подход на анализе знаковых аспектов культуры повседневности: пищи, одежды, интерьера и т. п.

Русская ветвь семиотики  восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпе-та, В. Проппа, Ю. Лотманаи московско-тартуской школы, возникшей в начале 60-х годов. А. Потебня и Г. Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых отмечая ее особую роль для гуманитарных наук. По аналогии с ноосферой Ю. Лотман ввел понятие семиосферы (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

В рамках теории знака были выделены разграничения:

  • семантики — отношения знака к миру вне знаковой реальности, то есть, выявление смысла
  • синтактики — отношения знака к другому знаку
  • прагматики — сферы отношения между знаками и теми, кто знаками пользуется.

Семиотические методы стали  называть /очными в противовес субъективно-вкусовому  интерпретационному подходу, который  доминирует в гуманитарном знании.

Знак - это материальный предмет (явление, действие), который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем.

Знак представляет собой  единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения. Немецкий логик Г. Фреге (1848 - 1925) обращает внимание на то, что знак имеет предметное и смысловое значение, то есть отсылает к предмету и воплощает в себе информацию о нем. Информация же о  предмете, или смысловое значение знака определяется системой, в которую  он включен. В роли такой системы  может выступать культура. Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры. Так, если белый цвет в русской культуре означает зиму, то в культуре Китая - осень. Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов.

Знаки - обозначения обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.

Знаки - модели воспроизводят характерные черты объектов, которые они замещают, обладают сходством с ними. Благодаря этому информация, полученная на модели, может переноситься на оригинал.

Знаки - символы - это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия.

 

3. Понятие символа. Знак - символ – образ

 

 

Символы создаются преимущественно  целенаправленно, а не стихийно. Они  представляют собой конвенции, принимаемые  людьми с известной долей условности. Большое место в символе занимает аксиологический, ценностный компонент. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») –  это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТа – символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира.

Информация о работе Культура как мир знаков и значений. Множественность языков культуры