Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Жизнь в древнем Египте кажется современному человеку примитивной, чем-то схожей с бедным деревенским бытом в современных деревнях. О том, что египетские жрецы могли работать с душой и телом человека, откладывая тело "на потом", чтобы иметь возможность его воскресить, знают не многие.

Содержание

1. Особенности мировоззрения…………………………………….3
2. Письменность и литература……………………………………..6
3. Религия……………………………………………………………..13
4. Архитектура и живопись………………………………………...18
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Культура Древнего Египта.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

Исторических сочинений египтяне не составляли. Однако подвиги царей и их приношения богам, сооружение храмов, воздвижение обелисков, пожертвования жречеству и проведение культовых церемоний тщательно фиксировались - иногда на папирусных свитках или пергаменте, но чаще на стенах храмов. К примеру, Тутмос III оставил описание своей военной кампании в Западной Азии, и отдельные отрывки были воспроизведены на стенах храма в Карнаке, где сохранились до наших дней, став одним из основных источников сведений о его правлении. Подобные царские надписи явились образцом для автобиографических текстов, которые высекали в своих усыпальницах представители знати, чтобы поведать миру свои подвиги и удостоверить верность фараону, которому они служили.

Литература и письменность в древнем Египте.                           

Жизнь египтян на прямую зависела от Нила. Даже календарь они придумали, лишь, благодаря периодическому разливу Нила. На земли, которые попали под затопление, выбрасывалось огромное количество водорослей, которые были природным удобрением.

Жители Египта начали высчитывать, когда же наступает половодье, а когда Нил мелеет. Было выяснено, что разлив начинается с появлением на небосводе звезды Сириус. Одно то, что они смогли связать звезду с началом периода половодья, говорит о зачатках астрономии. Они даже карты астрологические создавали.

Как вы знаете, в Египте было распространено мумифицирование человека. Из этого религиозного обычая, вытекает хорошая осведомлённость в химии и медицине. Для подготовки человека к мумифицированию, его, так сказать, потрошили. Жрецы, делавшие это, начали понимать связь внутренних органов с болезнями. Они открыли такое понятие, как кровообращение, начали понимать роль мозга.

Были в Египте и специализированные врачи. Например, зубной или глазной, был хирург. Существовали, так называемые «Дома жизни». В стенах этих зданий велись научные изыскания, написание книг.

Вообще письменность в Египте существовала двух видов. Рисунки, изображавшие какие-то действия, например жертвоприношение или религиозный миф. Второй тип письменности – иероглифы. Обычно они выбивались на стенах внутри гробниц, что бы запечатлеть величие фараона. Интересно, что алфавита у египтян не было. Если рисунок должен передавать и звук, то к нему приписывается звуковой знак. Для написания книг использовалось иератическое письмо, по другому скоропись.

До наших дней дошли, во многих списках, сказки, поучения, мифы. Взять, к примеру, «Сказку о потерпевшем кораблекрушение». Древний египтянин, как более поздний герой Даниэля Дефо, очутился на необитаемом острове, и, как, Робинзон Крузо разбогател. Только, египтянину всё богатство досталось от змеи. Или, например, из жанра поучений «Песнь арфиста». Автор до носит до читателя радость жизни, о том, что смерть рано или поздно придёт, зачем же её торопить. Поучали и фараоны своих сыновей. Обучали править государством, разбираться в хитросплетениях дворцовой жизни.

Чуть позже, в период Древнего царства, появилась художественная литература. Её писали благородные аристократы, описывая, живо и в красках, свою жизнь. В письменах поднимались острые темы, например неравенство египтян. Одна из таких книг называется "Повесть о красноречивом поселянине". Герой повести, с горечью, говорит о невыносимых условиях жизни древнеегипетских крестьян.

Египтяне сочиняли стихи, пели песни. Удивительный народ, опередивший своими знаниями, остальной обитаемый мир.


3.                  Религия.

 

История.

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.

"Тексты пирамид" - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э.

Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).

Лишь когда христианство стало преобладающей религией во всем Средиземноморье и на Ближнем Востоке, мир египетских богов уступил место новой вере.

Фараон - бог на земле.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.

К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен-Хепер -Ра. И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос-Нефер-Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.

Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты...

Подробнее о шедеврах архитектуры и скульптуры древнего Египта...>

По-разному называли эту древнейшую страну, но одно имя оставалось у нее неизменным — Месопотамия. Так называли ее греки, и значит, это — Междуречье, то есть область между двух рек, Евфратом и Тигром. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон»...

Подробнее о шедеврах архитектуры и культуры Месопотамии...>

Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра — получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса...


4.Архитектура и живопись.

 

Живопись древнего Египта.

Возникновение и развитие искусства и живописи Древнего Египта прослеживается на протяжении огромного времени более четырех тысяч лет. Но не только благодаря этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес. Мы можем рассмотреть развитие искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и  далее проследить влияние изменений всего этого, происходящих на протяжении тысячелетий, в жизни египетского рабовладельческого общества. Такое влияние это весьма существенно, так как монументальная живопись, как известно, непосредственно напрямую связана с архитектурой.

Египет первым создал монументальную архитектуру, и создал он ее при помощи правящей верхушки общества основу архитектурных сооружений составляли пирамиды, гробницы фараонов и заупокойные храмы. Но просто  так голыми стенами себя не возвеличишь, а потому появились  скульптурные портреты, великолепные монументальные росписи и рельефы, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Каждый правитель Египта возводил себе заупокойное сооружение при жизни, стараясь превзойти величественностью сооружения и внутренним его обустройством своих предшественников, требуя от мастеров все большего качества работы.

Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта.

Живопись древнего Египта, как известно - монументальная  появилась во времена первобытнообщинного строя.  Она тогда  служила лишь обустройству созданных природой «архитектурных сооружений» - пещер, и то лишь косвенно первобытные художники не ставили себе целью обустроить свое жилье они просто изображали сцены охоты, праздников на стенах. Во времена же Древнего Египта появились первые рукотворные монументальные архитектурные сооружения, и настенная живопись стала неотъемлемой частью этих колоссальных творений рук человеческих.  Она получила конкретную цель своего существования гармоничное оформление, заполнение искусственно созданного пространства. И изображаемые сцены  из жизни также стали иметь смысл.

Например, как в Иераконполе была найдена гробница, глиняные стены которой были покрыты росписью. Так в конце 5-го тысячелетия до нашей эры появилась осмысленная монументальная живопись, постепенно начали  складываться традиции оформления заупокойных сооружений Древнего Египта. С первого взгляда ничего особенного не отличает эту роспись от наскальной росписи первобытнообщинного строя. Но несмотря на видимую простоту изображения можно заметить, что художник воспроизводил одни и те же части фигуры с разных точек зрения, в зависимости от того, как по его мнению лучше было подчеркнуть наиболее важные признаки существа или предмета. В иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана форма рогов. Например, возьмём у антилопы и горного козла в профиль, у буйвола или быка в фас. Такая  особенность изображения рогов различных видов животных сохранилась в искусстве рабовладельческого Египта. На той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Вот этотспособ  изображения возник потому, что художник рисовал предметы не с натуры, а по памяти, и, как было сказано ранее, пытался подчеркнуть самые значимые моменты из запомненного. Наиболее тщательно воспроизводится то, что кажется наиболее важным для художника в данной сцене оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Важным моментом является то, что взаимоотношение девствующих лиц выражается достаточно примитивно цен

Информация о работе Культура Древнего Египта