Культура 18 века России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат

Описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение 3



Общая оценка русской культуры 18 века 4



Просвещение 5



Русская наука. М. В. Ломоносов. 8



Музыка 18 века 12



Народное творчество 18 века 16



Культура дворянства. 18



Заключение 22



Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Культура 18 века России.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)
ign="justify">величественным   характером,    гуманизмом    образов,    лаконичностью    и

обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи —  памятник

Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им  монумент

должен  рассматриваться в рамках русской  культуры,  предопределившей  оценку

Петра I и трактовку его  скульптурного  образа.  Фигура  Петра,  простершего

вперед  руку,  ритмически  связана  с  конем,  а все изваяние  — с мощным

постаментом,  каменной  скалов  весом  в  80  тыс.  пудов.  Глубина   мысли,

героическое  истолкование  образа,  патетичность   художественного   замысла

делают  «Медного всадника» поэзией истории, символом  великого  исторического

призвания России.

      Классицизм нашел отражение и  в исторической живописи. Обращают  на себя

внимание  полотна А. П. Лосенко «Владимир  и Рогнеда» и  «Прощание  Гектора  с

Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна  Усмаря».  Однако  в

живописи  сказалась  больше   ограниченность   классицизма   —   отвлеченный

идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам  и  жестам

античных  образцов.

      Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII  в.,  был

заложен  драматургией  Ломоносова  и  Сумарокова,  утвердивших  национально-

патриотическую   тематику   и   просветительское   направление   в   театре.

Распространение   классицизма   в   театральном    искусстве    связано    с

возникновением  в  Петербурге в   1756   г.   государственного   публичного

профессионального  театра  во  главе  с  русским  актером  Ф.  Г.  Волковым.

Крупнейшими актерами русского театрального  классицизма  были  также  И.  А.

Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т.  М.  Троепольская. Их  игра  отличалась

тонким  мастерством  в  раскрытии  страстей   и   мыслей,   выразительностью

декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков  оставил

по  себе память вдохновенного художника  в героических образах  свободолюбивых

персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время. 

                               Сентиментализм 

      Классицизм не был единственным  течением  дворянской  культуры  в  век

Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой  внимание

к чувствам и интересам  простого  человека,  преимущественно  из  «среднего»

класса. Трагедию заменили «слезная  мещанская  драма»  и  комическая  опера.

Возвышенный  язык  трагедийных  героев  перестает  волновать  слушателей,  с

восторгом  встречающих  «смешение  в  действиях   забавы   с   горестью»   и

обливающихся  слезами  над  чувствительными   повестями.   Создатель   жанра

сентиментальной   повести   и   сентиментального   путешествия   в   русской

литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие  переживания

простых людей.  Однако  в  своих  произведениях  он  в  консервативном  духе

рисовал  идиллические  отношения  между  помещиками  и  крестьянами.  Н.  М.

Карамзин  боялся  выступлении  крестьян,  призрака  французской   буржуазной

революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической  действительностью.

      Влияние сентиментализма отразилось  и в архитектуре, особенно парковой,

- с  различными «гротами  уединения»,  таинственными,  скрытыми  в   полумраке

беседками,  в  стилизации  «дикой»  природы.  Одна  из  работ   агронома   и

дворянского мемуариста А. Т. Болотова так  и  называется:  «Некоторые  общие

примечания  о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в.  было

создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

      В живописи  сентиментализм  сказался  в  «чувствительных»  сюжетах,  в

приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в  пасторальной  обрисовке

природы. В картине М. М. Иванова  «Доение  коровы»  все  внимание  художника

сосредоточено не на крестьянах (его образы  на  них  и  не  похожи!),  а  на

кротких овечках, на идиллической картине мирной  сельской  жизни.  Глядя  на

это полотно, нельзя подумать, что оно  написано  в  1772  г.—  в  преддверии

Крестьянской  войны. Сильны сентиментальные темы и  в  творчестве  пейзажиста

С.   Ф.   Щедрина,   писавшего   традиционные   «ландшафты   со   скотиною»,

крестьянскими избами фантастической архитектуры  и  идиллическими  «сельскими

увеселениями» пастухов и пастушек.

      Одним из видных сентименталистов  в  портретной  живописи  был  В.  Л.

Боровиковский.  Созданные  им  женские  образы  (например,  портрет  М.   И.

Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

      Основоположником сентиментализма  в русском театре  является  актер  В.

II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто  обращался к  пасторальным

операм  и  комедиям.  Таков  «Деревенский  праздник»  Майкова,  на   котором

умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в  поле  и  живем  по  нашей

воле, ты нам барин и отец! »

      Таковы же и «слезные драмы»  Хераскова  с  душераздирающими  сценами  и

идиллическим  концом, с вознаграждением добродетели  и обличением порока.

      Сентиментально-идиллическая «чувствительность»  проникла  и  в музыку.

Романс  «Стонет сизый  голубочек»  (слова  И.  И.  Дмитриева,  музыка  Ф.  М.

Дубянского)  надолго  пережил  своих  создателей,  продолжая  и  в  XIX   в.

тревожить сердца купчих и мещаночек.

      Сентиментализм в русской культуре  возник в период формирования  новых,

буржуазных  отношений  в  недрах  феодально-крепостнического  строя,  и  его

борьба  с  классицизмом  была  отражением  глубоких  социально-экономических

процессов. Поэтому при всей политической ограниченности  сентиментализма  он

был течением прогрессивным для своего времени. 

                                 Заключение 
 

      Восемнадцатый век в области  культуры и  быта  России  —  век  глубоких

социальных  контрастов, подъема просвещения  и науки.

      XVIII  век  был  знаменателен  для  России  заметными   переменами   и

значительными достижениями в  области  искусства.  Изменились  его  жанровая

структура, содержание, характер, средства  художественного  выражения.  И  в

архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и  в  графике  русское  искусство

выходило  на общеевропейские  пути  развития.  Еще  в  недрах  XVII  века,  в

петровские  времена, происходил  процесс  «обмирщания»  русской  культуры.  В

становлении и развитии светской культуры  общеевропейского  типа  невозможно

было  полагаться на старые  художественные  кадры,для  которых  новые  задачи

оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую  службу  иностранные  мастера

не  только помогали создавать новое  искусство,но  и  были  учителями  русских

людей. Другим не менее важным путем  получения  профессиональной  подготовки

была  посылка русских  мастеров  на  учебу  в  Западную  Европу.  Так  многие

русские мастера получили высокую подготовку во Франции,  Голландии,  Италии,

Англии, Германии.

       Русское искусство, как мы увидим  ниже,  продолжающее  в XVIII  веке

развиваться на новых европейских началах,  по-прежнему  оставалось  выражено

национальным  явлением со своим специфическим  лицом, и факт этот сам по  себе

весьма  знаменателен.

      Однако в отличии от предыдущего  периода времени  на  культуру  большое

влияние оказывало дворянство, а также  продолжалось засилье иностранцев.

      В этот период русская наука  и образование продолжали развиваться,  хотя

крепостное  право  и  самодержавие  сильно  препятствовали  этому.  Все  же

царскому   правительству   приходилось   принимать   некоторые    меры    по

распространению образования – этого требовала  эпоха.

      В развитии просвещения  России  второй  половины  XVIII  в.  отчетливо

прослеживаются  две тенденции.  Первая  из  них  проявлялась  в  существенном

расширении  сети учебных заведений;  вторая  выражалась  в  усилении  влияния

принципа  сословности на постановку просвещения.

      С  распространением  образования   тесно   связано   развитие   науки.

Необходимость познания законов природы и повышенный  интерес к изучению

ресурсов  страны вызывались экономическими потребностями. 
 

                      Список использованной литературы 
 
 

        1. «Энциклопедический словарь русского  художника.» Педагогика. 1983

           г. 

        2.  А.  Н.  Петров.  «Русская  архитектура  первой  половины  XVIII

           века.»1954г. 

        3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21. 

        4. В.В. Мавродин «Рождение новой  России.», - М.,1998г. 

        5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков. 

Информация о работе Культура 18 века России