Культура 18 века России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:19, реферат

Описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение 3



Общая оценка русской культуры 18 века 4



Просвещение 5



Русская наука. М. В. Ломоносов. 8



Музыка 18 века 12



Народное творчество 18 века 16



Культура дворянства. 18



Заключение 22



Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Культура 18 века России.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

богадельни  и пр.

      К третьему типу  учебных   заведений  относятся  духовные  семинарии  и

школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в  виду

только  православные школы). Это были также  сословные школы,  предназначаемые

для детей  духовенства;  разночинцев  в  них,  как  правило,  не  принимали.

Главной  задачей  этих  школ  была  подготовка  преданных  церкви   и   царю

священников, но  воспитанники  семинарий  получали  и  общее  образование  и

нередко становились проводниками грамотности  в  своих  приходах.  Небольшое

количество (около двух  десятков)  специальных  школ  (горные,  медицинские,

штурманские, межевые, коммерческие и др.), а  также  основанная  в  1757  г.

Академия  художеств, представляли четвертый  тип  учебных  заведений.  Хотя  в

них училось  всего  около  1,5  тыс.  человек,  они  играли  важную  роль  в

подготовке  специалистов, в которых Россия тогда  особенно нуждалась.

      Наконец,  подготовка  специалистов  велась  и  через  университеты   —

Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и  существовавший  до

1765  г.,  Московский,  основанный  в  1755  г.  по  почину  Ломоносова,   и

Виленский, который формально был  открыт  лишь  в  1803  г.,  но  фактически

действовал  как университет с 80-х  годов  XVIII  в.  Студенты  философского,

юридического  и медицинского  факультетов  Московского  университета,  помимо

наук  по своей специальности,  изучали  также  латынь,  иностранные  языки  и

русскую словесность.

      Московский университет был   крупным  культурным  центром.  Он  издавал

газету  «Московские  ведомости»,  имел  собственную  типографию;   при   нем

работали  различные литературные и научные  общества.  Из  стен  университета

вышли Д. И. Фонвизин, позднее  А.  С.  Грибоедов,  П.  Я.  Чаадаев,  будущие

декабристы  Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

      Необходимо трезво оценивать  результаты развития просвещения  в России в

XVIII в. Дворянская Россия имела Академию  наук,  университет,  гимназии  и

другие  учебные заведения, а крестьянский и мастеровой  люд  страны  в  массе

оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г.,  так  широко  афишированная

правительством  Екатерины II, была  народной  только  по  имени,  а на  деле

носила  сугубо классовый характер. Нельзя забывать,  что  идеи  «Просвещения»

были  «девизом царизма в Европе»[1]. Однако гений народа смог  проявиться  не

благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей.  Это  особенно

наглядно  видно на примере М. В. Ломоносова. 

                       Русская наука. М. В. Ломоносов. 
 

      Нет необходимости подробно рассказывать  о жизни М. В.  Ломоносова:  со

школьной  скамьи каждый знает о том, как  этот  сын  рыбака-помора  тайком  от

родителей ушел с обозом в Москву, претерпел  тяжкую нужду и лишения, но  наук

не  оставил,  а  стал  первым   русским   академиком,   основал   Московский

университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был  первым  нашим

университетом».  Это  был   ученый   энциклопедических   знаний,   один   из

основоположников  современного  естествознания,  физик,   химик,   астроном,

геолог, историк, поэт и лингвист.

      Появление такого гиганта науки,  как Ломоносов, в  условиях  крепостной

России  нельзя объяснить простой  случайностью,  капризом  природы,  прихотью

судьбы. Предшествовавшее  развитие  русского  общества  подготовило  великие

достижения  XVIII   в.,   когда   русская   наука,   освобождаясь   от   пут

средневековья,   переживала    своеобразное    Возрождение.    Ф.    Энгельс

характеризовал  Возрождение  как  эпоху,  «которая  нуждалась  в  титанах  н

которая  породила  титанов  по  силе  мысли,   страсти   и   характеру,   по

многосторонности  и учености»[2]. Русская наука XVIII  в.  тоже  нуждалась  в

таких титанах, и не случайно именно в Российской  академии  прославили  свои

имена открытиями мирового  значения  физик  и  химик  Ломоносов,  математики

Эйлер и Бернулли.

      Исследования   ученых-иностранцев,   приглашенных   в    Петербургскую

академию, способствовали развитию русской и  мировой науки. Но не их  грудами

и не усилиями «просвещенной  монархини»  была  создана  русская  наука.  Она

создавалась русским народом, людьми «разного чина и  звания».  Крестьяне  М.

В. Ломоносов  и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин,  С.

П. Крашенинников  и В. Ф.  Зуев  были  в  числе  первых  русских  академиков;

токарь  Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник  и строитель калмык  М.  И.

Сердюков, первый русский теплотехник,  создатель  «огнедействующей  машины»,

солдатский  сын И. И. Ползунов, «нижегородский  посадский  человек»,  механик

Академии  наук И. П. Кулибин — вот подлинные  творцы науки и новой  техники  в

крепостной  России.

      Значительны  были  достижения  русской  научной  мысли,  и  среди  них

особенно  выделяются  гениальные  догадки  и  открытия  М.  В.   Ломоносова.

Опираясь  на живую практику, на опыт, материалистически  оценивая все  явления

окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким  теоретическим  обобщениям,

к познанию тайн природы. Он  развил  атомно-молекулярную  гипотезу  строения

вещества  и стал одним из родоначальников  химической атомистики и  физической

химии.  Универсальный  закон  сохранения  материи   и   движения,   открытый

Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно  как  и

для материалистической философии. Труды  Ломоносова в области  геологии  дали

правильное  объяснение причин поднятия материков  и  горообразования,  вековых

колебательных  движений   Земли;   ученый   заложил   основы   сравнительно-

исторического метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам  и  оку

досягнуть  возбраняет  натура»  и  куда  приходится   «проникать   разумом»,

Ломоносов обращается к далеким звездам;  мировое  пространство,  «обширность

безмерных мест» влечет его к себе  и  как  ученого  и  как  поэта.  Открытие

Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере  привело  к  созданию  новой

науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная  труба» получила в  наши

дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.

      М. В. Ломоносов выступил в  качестве ученого-новатора также  и в области

наук  общественных. Он не был профессионалом-историком, но  его  исторические

труды по праву занимают видное место в  русской науке. Он боролся  с теорией

Байера  и Миллера о норманском происхождении  Руси,  на  основе  критического

изучения  исторических источников создал обобщающий труд «Древняя  Российская

история», в котором писал, что не с  призвания  варягов  начинается  история

нашей  Родины,  а  что  русский  народ  и  язык  простираются  в   «глубокую

древность»[3]. Русская история дана Ломоносовым  на фоне истории всеобщей.

      Реформа русского стихосложения,  начатая В. К. Тредьяковским,  завершена

Ломоносовым, который тесно связывал  вопросы  поэзии  с  развитием  русского

языка. Им созданы учебники по риторике и  грамматике, он  подготовил  реформу

русской стилистики, осуществленную впоследствии А.  С.  Пушкиным.  Ломоносов

много сделал и для развития русского искусства. Он возродил  забытое  с  XII

в. искусство  мозаики, способствовал выдвижению  таких  видных  художников  и

скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.

      Труды Ломоносова намного опередили  его  время;  все  величие   научного

подвига этого «архангелогородского  мужика»  было  осознано  в полной  мере

значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили  известность

за  границей, он был избран  членом  Шведской  и  почетным  членом  Болонской

академий  наук. Великий математик Л. Эйлер  назвал его «гениальным  человеком,

который своими познаниями делает честь настолько  же  академии,  как  и  всей

науке».

      Ломоносов не  был  одинок.  Открытия  ряда  русских  ученых  составили

золотой   вклад   русской   науки   в   мировую.   Основоположник    русской

минералогической школы, сын  придворного  музыканта  В.  М.  Севергин  много

сделал  для развития  идей  Ломоносова  в  минералогии  и  геологии.  Трудами

русских  ученых  в  XVIII  в.  была  исследована  Сибирь.  «Описание   земли

Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских  языка.

Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на  географических

картах  Севера   нашей   Родины.   Исследования   выдающегося   натуралиста,

путешественника и  этнографа  И.  И.  Лепехина  открыли  для  русской  науки

богатства Поволжья, Урала и Сибири. Кратка, но  выразительна  характеристика

из  его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в  исследованиях

точен, в наблюдениях верен».

Информация о работе Культура 18 века России