Кризис современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:26, реферат

Описание

В настоящее время актуальной темой стала проблема современного кризиса культуры и его первопричин. В работах ученых картина кризиса дается, как правило, на основе анализа современных реалий — морали, религии, искусства, массовой культуры, наука и техники. В поисках же конечных, "метафизических" причин кризиса выделяются основания культурно-типологического порядка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ПРОБЛЕМ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» 5
2 ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ПРИЧИН В РАБОТАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ШПЕНГЛЕРА 10
3 КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа состоит из  1 файл

КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 34.29 Кб (Скачать документ)

Осуществляя "диагностику зла нашего времени", Хейзинга отмечает, что отсутствие подлинной благородной игры деформирует личность, отвращает ее от разума. Происходит иррационализация культуры, поворот к культуре инстинкта. Игровая концепция культуры Хейзинга, в определенной мере, дерзкая гипотеза гуманиста, который на собственном опыте знал страшную сущность фашизма и пытался защитить личность в современном мире.

 

3 КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ  ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ныне практически  не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации  и мощным генератором глубоких социально-экономических  трансформаций.

Культура формирует духовный мир и менталитет человека-творца цивилизации, обеспечивает преемственность, передачу человеческого опыта от поколения к поколению. Выполняя данную функцию, культура призвана как  бы «очеловечить» цивилизацию, придать  ей жизненность, направленность на человека. Поскольку культуры различных народов, социумов имеют специфическую этносоциальную направленность, то и развитие возникших на базе данных культур цивилизаций также отражают своеобразие их духа, менталитета.

Культура, с  одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит и передает именно специфическое, своеобразное, присущее каждому обществу, с другой стороны, обеспечивает вместе с цивилизацией этноисторическую целостность.

Будучи качеством, степенью совершенства способов человеческой деятельности (технологий) культура во многом определяет возможности цивилизации  в освоении мира и ее способность  к адаптации в непрерывном  процессе прогрессирующих изменений. Цивилизация черпает из культуры накопленный ею богатейший опыт человечества как по освоению и преобразованию окружающей природы, так и по выживанию, по сохранению своей социокультурной целостности в самых неблагоприятных природных и исторических условиях.

Из этой системы  ценностей, которая и составляет ядро культуры, вырастает, по мнению М. Вебера, этнокультурная целостность  той или иной цивилизации. Ядро культуры можно определить как социогенетический  код, обеспечивающий стабильность социума (социального организма), дающий ему  иммунитет к воздействию других, особенно несущих опасность разрушения культур. Шкала ценностей обеспечивает также и адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде.

Можно согласиться  с мнением ряда исследователей, определяющих культуру как социогенетику глобальной и локальной цивилизаций, имеющую в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике цивилизаций, которые служат внутренним источником их саморазвития. Именно заложенные в основе культуры ценностные приоритеты дают толчок к выбору путей развития общества, к становлению той или иной цивилизации.

Границы изменчивости культуры определяют пределы обогащения наследственного социокультурного генотипа и передачи культурных инноваций  следующим поколениям, что могло  бы обусловить их переход на новый  цивизационный уровень.

Современная цивилизация под влиянием прогрессирующих  процессов технизации, связанной с ними ломкой и переосмыслением сложившейся системы ценностей, носит отчетливо выраженный техногенный характер: современная техника не только дала человеку возможность активно, в гигантских масштабах осваивать и преобразовывать природу для получения материальных благ, но  и породила огромное количество проблем как локального, так и глобального характера.

Самая важная черта техногенной цивилизации  – это утрата человеком власти над техникой. Более того, научно-технический  прогресс не только вышел из-под  контроля человека, но и поставил человека в зависимость от себя, поработил  его. Порожденные техногенной цивилизацией глобальные проблемы угрожают существованию  не только природы, но и человека. К  числу этих проблем относятся: не утратившая своей актуальности проблема угрозы термоядерной войны, проблема ограниченности природных ресурсов, экологические  проблемы, проблема быстрого роста  численности населения Земли (в  основном, в развивающихся странах) и связанная с нею продовольственная  проблема, проблема сохранения культурного  наследия и ряд других. Все это  свидетельствует о глубоком кризисе  техногенной цивилизации. Причем данный кризис имеет отчетливо выраженные истоки в устоявшихся в западноевропейской культуре и менталитете парадигмах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что кризисы в  культуре не являются случайным «наказанием», эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно  по единой, универсальной схеме.  В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Никакого перерождения культуры быть не может. Кризис — это сигнал к окончательной гибели.

Феномен кризиса  в культуре также рассматривал в  своей книге «Закат Европы» О. Шпенглер. Гибель Запада, подобная гибели античности, стала для немецкого  философа темой, которая заключает  в себе все великие вопросы  бытия. По мнению Шпенглера, дух Запада был попросту отождествлен со смыслом  мира. Великие мыслители возвели  духовную нищету в метафизическую добродетель.

В качестве примера  кризиса в культуре Шпенглер приводит гибель Запада, которую он рассматривает  как проблему цивилизации. Всякая культура имеет свою цивилизацию. «Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры».

Однако возможен и другой взгляд. Кризис племенной  культуры породил осевое время человечества — всплеск человеческого духа. В недрах язычества вызрела христианская культура. Закат античности выявил новые потенции в европейской  культуре. Современный кризис есть предвестие новой культурной парадигмы. Одни усматривают ее жизненность  в более строгой верности фаустовскому духу. Так, Э. Гуссерль убежден в том, что корни европейского кризиса следует искать в сбившемся с пути рационализме. Другие предлагают программы радикального обновления и преображения духовно-смыслового ядра западной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 века. -М.: Владос, 1995.

2. Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии: Сб. науч. тр. М., 2002.

3. Генон Р. Кризис современного мира. -М.: Наука, 1991.

4. Гуревич П.С. Культурология. -М.: Гардарики, 2001.

5. Культурология. / Под ред. Драча Г.В.  - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1999.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Наука, 1992.


Информация о работе Кризис современной культуры