Криминальная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:59, реферат

Описание

За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Криминальная субкультура и её содержание…………………………………5
1.1. Становление криминальной субкультуры………………………………….5
1.2. Основные составляющие криминальной субкультуры……………………6
1.3. Социальные ценности………………………………………………….…….8
1.4. Криминальный досуг………………………………………………………..11
1.5. Жаргон…………………………………………………………………….…12
2. Криминал в современном мире………………………………………………15
3. Криминальные субкультуры в современной России…………….………….20
Заключение…………………………………………………………….…………26
Список литературы………………………………………………….…………...28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 54.72 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 Введение  …………………………………………………………………………..3

1.Криминальная  субкультура и её содержание…………………………………5

1.1. Становление  криминальной субкультуры………………………………….5

1.2. Основные  составляющие криминальной субкультуры……………………6

1.3. Социальные  ценности………………………………………………….…….8

1.4. Криминальный  досуг………………………………………………………..11

1.5. Жаргон…………………………………………………………………….…12

2. Криминал в  современном мире………………………………………………15

3. Криминальные  субкультуры в современной России…………….………….20

Заключение…………………………………………………………….…………26

Список литературы………………………………………………….…………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   За  последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные  политическими, экономическими и социальными  реформами. Эти преобразования не могли  качественно и количественно  не отразиться на преступности. С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами. Середина 90-х годов ознаменовалась стремительным распространением наркомании среди молодежи и формированием субкультуры наркоманов. Продолжает существовать и субкультура представителей профессиональной преступности, то есть на сегодняшний день существуют три самостоятельных вида криминальной субкультуры. В местах лишения свободы эти три вида криминальной субкультуры, сливаясь с некриминальными нормами и правилами поведения, образуют своеобразный "коктейль" - тюремную субкультуру.

   Тюремная  субкультура за последнее время  претерпела серьезные изменения. Стали  другими неформальные нормы, которыми руководствуются осужденные, изменилось неформальное разделение осужденных на субкультурные группы, татуировки, жаргон, тюремная мода. Неформальные нормы  не представляют сейчас категорических императивов, они повсеместно "размыты", наблюдается повсеместный переход  к индивидуалистической модели поведения - "я и моя тумбочка". Неформальное разделение осужденных на субкультурные  группы менее категорично. Уголовная  татуировка выступает в качестве украшения, а не носит смысловой  нагрузки. Микросреда осужденных относится  терпимо к любым татуировкам. Лидеры криминальной среды, даже оказавшись в местах лишения свободы, стремятся  не отставать от моды, оставив в прошлом имидж аскета.

   Научное исследование криминальной субкультуры  осуществляли многие ученые, среди  которых необходимо отметить Ю.К. Александрова, Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, Ю.И. Блохина, А.Г. Бронникова, А.И. Гурова, П.С. Дагеля, СИ. Дементьева и др.

   Однако  за последние годы криминальная субкультура  сильно изменилась, что создает предпосылки  к ее дальнейшему изучению. К тому же криминальная субкультура представляет собой столь сложное явление, что поле ее изучения весьма обширно. Хотя тюремная субкультура становится менее социально опасной, в местах лишения свободы ситуация остается тревожной. Так, например, в 2001 году только по официальным данным в ходе обысковых мероприятий в колониях были изъяты 7700 литров спиртных напитков; 28,6 кг наркотических веществ; 147 тысяч единиц колюще-режущих предметов; 4 единицы огнестрельного оружия, хотя официально регистрируемый уровень преступности в местах лишения свободы сократился в 2001 году на 10%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.  Криминальная субкультура и её содержание

   1.1. Становление криминальной субкультуры

   Важнейшей психологической характеристикой  криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура»  (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.

   Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем, зачастую это маскируется  как справедливость, верность товариществу, долг перед “своими”. Для криминальных групп характерна обязательность для  ее членов соблюдения всех неформальных норм и правил; ослушники, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой  и жестоким, наказаниям. Во многих группировках для ее членов организуются занятия  силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).

   Криминальная  субкультура и ее атрибуты проявляются  не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических  училищах и даже в общеобразовательной  школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке  и в казино, где завсегдатаями  или по крайней мере частыми гостями  являются преступные элементы.

   Криминальная  субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность  в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании.

   Говоря  об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в  частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это  все же культура меньшинства. Она  вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях  и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать  себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют  себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

   Разработка  мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.  

   1.2. Основные составляющие  криминальной субкультуры

   1. Криминальная идеология, которая представляет собой систему понятий и представлений, сложившуюся в групповом сознании преступников. Кроме того, речь идет о своеобразной философии, которая оправдывает, объясняет и поощряет преступный образ жизни, снимает психологические и нравственные барьеры у людей, оказавшихся перед выбором противоправного или социального типа поведения. Наличие криминальной идеологии является главным условием запуска механизма самооправдания и отрицания своей ответственности у преступника;

   2. Криминальная нравственность, в свою очередь, противопоставляемая нравственности социальной. Основной тезис здесь сводится к тому, что общественная нравственность лицемерна по сути, направлена на притеснение большинства населения. Криминальные проповедники не без оснований утверждают, что эталонов нравственности много, и часто они противоречат друг другу. В каждом конкретном случае применяется тот эталон нравственности, который выгоден тем, кто находится у власти. Нравственность в криминальном мире, якобы, одинакова для всех. Она не может быть лицемерна, потому что проста. Каждый несет ответственность за несоблюдение установленных нравственных норм, и наказание любому, будь то начинающий преступник или преступный авторитет одно – смерть;

   3. Криминальный образ жизни, который представляет собой привлекательный стандартный тип поведения, оказывающий влияние прежде всего на молодого человека. Главный принцип сводится к тому, чтобы потратить украденные деньги на веселье и красивые дорогие машины. Нет смысла копить деньги, надо тратить их сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра. При этом важно определенную часть денег заранее отдать в сберегательную кассу преступников в так называемый “воровской общий котел”, сокращенно – “общак”. Это своего рода страховка преступной деятельности;

   4. Криминальная организация, которая предстает не в виде монстра, крайне неуклюже, как правило, показываемого в кино, а в виде вполне конкретных людей, спешащих прийти на помощь в трудную минуту (предоставление опытного адвоката неопытному правонарушителю, помощь семье, член которой оказался на скамье подсудимых, и т.п.). Люди, представляющие такого рода организации, не считают себя криминальными авторитетами, сами организации достаточно аморфны и не структурированы. Этим, в том числе, объясняются неудачные попытки разгромить их обычными способами, путем привлечения к ответственности их лидеров, на место которых тут же становятся другие. Но в то же время, когда происходит наступление на жизненные интересы таких организаций, их лидеры удивительным образом сплачиваются и выступают как единое целое;

   5. Криминальный культ, который сводится к двум составляющим: культу личности и культу оружия. Нередко присутствует культ дорогого автомобиля или мотоцикла и женщин, но это скорее можно отнести к криминальному образу жизни. О культе личности будет сказано ниже, важно подчеркнуть, что для криминального мира в одинаковой степени имеют значение культ силы и культ организаторских способностей. Что же касается оружия, то именно оно придает необычайную уверенность в собственных силах, особенно молодым правонарушителям. Многие преступники являются настоящими знатоками и ценителями современного оружия, выписывают специальные журналы, стараются установить знакомство с инженерами оружейных заводов, находятся в курсе самых последних технических разработок. Для них оружие − важный составляющий элемент привычного поведения. Сами, не отдавая себе в этом отчет, они боятся признаться, что без оружия они – ничто. Думаю, в этом проявляется одна из характеристик любого культа – человек боится его лишиться, поскольку реальной собственной значимостью не обладает. Оружие дает: а) чувство превосходства над другими преступными группами; б) импульс немедленно продемонстрировать свою силу. Если преступная группа имеет оружие, она его обязательно применит. 

   1.3. Социальные ценности

   Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.

   Собственность как социальная ценностьэто краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой «российской братвой» возникают существенные разногласия в вопросе использования криминально добытых денег, распределения так называемого «общака» и т.п. Не случайно после заказного убийства очередного российского «вора в законе» в феврале 1999 г. в одной из московских газет сообщалось: «Криминальные войны в Москве и в ближайших к ней областях разгораются с новой силой. Правоохранительные органы зафиксировали странное явление - массовый отстрел в столичном регионе «воров в законе» и преступных авторитетов. С начала года число «именитых» жертв приблизилось уже к десятке».

   Рост  числа убийств в России, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценность, как «человеческая жизнь», существенно девальвирована. Если в  дореформенный период большинство  криминальных элементов придерживалось правил: «Не носить холодного оружия», «Не совершать убийств» и т.п., то в настоящее время для многих преступников (и не только их) главная  жизненная ценность — материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в  том числе лишение жизни других людей. Средства массовой информации переполнены  подобными сообщениями, что еще  отрицательнее сказывается на правосознании  граждан. Для криминальной субкультуры такие социальные ценности, как чувство гражданского долга, любовь к Родине — не типичны. Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали воровские требования — «не служить в армии, не брать в руки оружие», порвали с криминальной средой и пошли на защиту Отечества.

   Претерпело  изменение в криминальной субкультуре  и отношение к семье как  социальной ценности. Прежние авторитетные преступники не имели права «связывать»  себя семейными узами, а современные  воры считают "своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Информация о работе Криминальная культура