Контрольная работа по «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание

1) Познавательная (гносеологическая) функция больше всего проявляется в науке, а также в научном познании. Культура, концентрируя опыт и навыки множества поколений людей, накапливая богатые знания о мире, создает благоприятные возможности для его познания. Конечно, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, но в науке получение знаний о мире является самой важной целью.

Работа состоит из  1 файл

культурология контрольная 1.docx

— 51.04 Кб (Скачать документ)

По указанным причинам первым европейским университетом  традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с  середины XII века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле ( на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:

  1. брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права";
  2. болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к  началу 13 века в Болонье обучалось  до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения  представлен Парижским университетом . Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III , освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В XIII веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

Гордостью Испании является университет  в Саламанке (1227г) . Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов:

  • 1220г. - университет в Монпелье( привилегии университета получил, правда, лишь в конце XIII века).
  • 1222г. - Падуанский ( в результате ухода школяров из Болоньи).
  • 1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.
  • 1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

Много университетов появилось  в XIV-XV вв.:

  • 1347г. - Пражский.
  • 1364г. - Краковский.
  • 1365г. - Венский.
  • 1386г. - Гейдельбергский.
  • 1409г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых  была самая разная. В парижском университете в середине XIV века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу XIV века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

3) К XIII в. относится возникновение городского театра.

     Народный средневековый  театр своими корнями уходит  в литургическую драму католической  церкви. Как уже отмечалось, ко  времени позднего средневековья  в ней стали превалировать  развлекательность и зрелищность,  и церковь была вынуждена перенести  драматические представления на  городскую площадь, что еще  более усилило светский элемент  в них. 

     Приблизительно  в тот же период распространяются  светские фарсы - юмористические  сцены, в которых реалистически  изображается жизнь горожан. Позднее  фарсом стали называть самостоятельную  форму средневекового спектакля  - сатирического, нередко фривольного  содержания, действующие лица которого  представляли определенные социальные  типы. Фарс стал главным народным  жанром средневекового театра. В  это время появляются народные  пьесы и пасторали, преимущественно  анонимных авторов. 

     С XIII в. широкое  распространение получает особый  жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей  нравоучительный характер. Персонажи  пьесы-моралите олицетворяли христианские  добродетели и пороки. К XV в.  пьесы-моралите претерпели большие  изменения. Хотя сюжет их оставался  основанным на христианских темах,  они стали аллегорическими драмами,  исполняемыми профессиональными  актерами. Прямолинейность и назидательность  морали сохранились, но усиление  комического элемента, введение  в представление музыки создавало  форму народной драмы. 

     XIV-XV вв. - период  расцвета городской гражданской  архитектуры. Богатые горожане  строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно  превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей.  Растет производство предметов  роскоши, более богатой и яркой  становится одежда знатных горожан.  По мере роста значения капитала сословные различия между аристократами и бюргерами начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры.

 

4) Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри, так и снаружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы, которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также  начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы  ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от "классического" стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры  выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным  памятником немецкой школы начала XIV в. является "Рукопись Манессе", представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

 

5) Все, что видел и  переживал средневековый человек  вокруг себя, любые явления природы  и события собственной жизни  он стремился воспринимать одновременно  в двух планах: естественном как происходящие здесь и символическом как знаки присутствия Бога, проявления мудрости и воли Творца, всегда направленной к добру, хотя и действующей неисповедимыми для человеческого ума путями. Во всех сферах средневековой культуры используется язык символов и аллегорий: в архитектуре, живописи, духовной и светской литературе, прикладном искусстве; в философии и теологии развиваются традиции символического знания, сформировавшиеся в период патристики.

Символизм средних веков - это символизм всей средневековой  жизни и культуры. В средние  века люди не только говорили символами, но и иной речи, кроме символической, не понимали.

Мир не изображали символическим, его таким воспринимали. Земной мир - символ небесного, вещи первого - только символы объектов второго, и не потому, что так положено человеком, а  в силу того, что умозрительное  подчиняет себе предметное и управляет  им. Человек к процессу символизации не причастен, он может лишь выяснить, что стоит за символом. Вещи "не просто могут служить символами, не мы вкладываем в них символическое содержание: они суть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения". Процесс развертывания символа и его постижения бесконечен.

 

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ.

1) Правительство Советской  России в 1922 году выступило  с инициативой созыва первой  в истории Международной конференции  по разоружению.

2) В конце XIX и в XX появился новый вид искусства - кинематограф. Первым в истории фильмом стала лента Прибытие Поезда.

3) Проблемы, характерные для возникновения культуры «космической эры», впервые систематически изложил Циолковский К.Ч.

4) До возникновения музыканты столетиями пользовались иным способом записи - табулатурным. Это такая форма (схема) инструментальной нотации, где вместо нот используются буквы или цифры.

5) Миниатюрная скульптура «Нэцкэ» появилась в Японии в XVII веке. Первоначально они использовались как элемент мужского костюма.

6) Известно, что яичный желток входит в состав темперной краски, а в состав масленой краски вход олифа. Впервые масляные краски использовались братьями Ван Эйк в Нидерландах в XV веке.

7) Впервые писать на бумаге стали в Китае.

8) Несгораемые книги были в столице Ассирии Ниневии.

9) Висячие сады были в Вавилоне.

10) Имена славянских богов  и их характеристики:

А. Род – Бог – творец мира.

Б. Перун – В. Громовержец, бог воинов.

В. Даждьбог – Д. Бог земледелия.

Г. Велес – И. Бог стад и пастухов.

Д. Стрибог – А. Божество ветра.

Е. Купала – З. Божество лета.

Ж. Ярила – Г. Божество весны.

З. Сварог - К. Божество неба, господин Вселенной, позднее бог ремесленников.

И. Мокошь – Б. Божество женского рукоделия.

К. Хорс – Ж. Бог солнца. Солнечный конь.

11) Капища - святилища язычников, где богам возносились молитвы и приносились жертвы (подчас человеческие).

12) Языческих жрецов славяне называли волхвами и кудесниками.

13) Фреска – это живопись по сырой штукатурке.

14) Автором «Повести временных лет» считается Нестор.

15) По случаю победы русских воинов над Казанским ханством был сооружен Покровский собор в Москве.

16) Одним из вождей старообрядцев протопоп Аввакум.

17) В конце XII в. появилось слово ДВОРЯНЕ. Так в то время называли людей княжеского двора, слуг князя.

18) Первая на Руси библиотека была создана в Софийском соборе.

19) книги в Киевской Руси писали на пергаменте.

20) Произведение русской литературы XVI века «Домострой» было сводом житейских правил и наставлений. Одним из предполагаемых авторов был благовещенский священник Сильвестр.

21) В 1563-1564 гг. дьякон одной из кремлевских церквей Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали на Печатном дворе первую в Московском государстве книгу «Апостол» с точным указанием места и времени издания.

22) Патриарх Никон стал проводить реформу Церкви, опираясь на греческие обряды и книги, потому что исправления богослужения по древним русским образцам стало невозможно из-за серьезных разночтений.

23) Рождение русского театра относится к царствованию Алексея Михайловича.

24) Первым монархом в  истории Московского государства,  который выехал за пределы  страны, был Пётр I.

25) АССАМБЛЕЯ – это собрание – балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные Петром I.

26) «Юности честное зерцало» - это название журнала для молодёжи, выпускавшегося в начале XVIII века.

27) С 1702 года в России  стала сдаваться первая печатная газета под названием «Ведомости».

28) В России отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира был введен Петром I.

29) Первый музей в истории  России назывался «Кунсткамера».

30) Просветители боролись за установление царства разума, которое основано на естественном равенстве. Большую роль в создании нового общественного порядка должно было сыграть распространение знаний.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»