Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:49, контрольная работа

Описание

Таким образом, целью моей контрольной работы является исследование основных аспектов культуры Древней Индии.
Из поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: рассмотреть религию, литературу, философию Древней Индии, а также танец, музыку, архитектуру и скульптуру, и определить их влияние на развитие культуры Древней Индии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Наука Древней Индии……….………………………………………….5
2. Религия в Древней Индии……………………………………………...7
3. Литература в Древней Индии………………………………………….11
4. Философия Древней Индии …………………………………………...14
5. Музыка и танец в Древней Индии…………………………………….16
6. Архитектура, скульптура и живопись в Древней Индии………...….18
Заключение…………………………………………………………………21
Список используемой литературы …………………………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культорологии.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

    Обнаруженная  в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки – самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.

    Система индийского танца – одно из сложнейших и старейших в мире. Она складывалась в течение,  по меньшей мере полутора тысячелетий. Главная особенность танца заключается в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека. Содержание большинства танцев связано с индуистскими мифами и легендами.

    В танце используются все выразительные  средства человеческого тела. Техника  танца состоит из 3 частей: нритти – сам танец, свободные красивые движения тела, нритья – выражение определенного смысла с помощью мимики, жестов, символических положений тела и, наконец, натья, включающий в себя не только мимику и жесты, но и элемент драмы – речь. Есть у индийского танца еще один важный элемент – абхиная, в буквальном переводе «выразительность». Она достигается с помощью костюма, украшений, музыки, движений рук, ног, а также передачей настроения, чувств. Язык жестов рук – мудра – очень богат и выразителен.

    Язык  жестов – уникальная особенность  индийского танца. Священные книги  предписывают 28 жестов для одной  руки и 24 жеста для двух рук вместе.  Каждая мудра, может иметь различные  значения в зависимости от положения  рук и всей позы танцовщицы. Жестами  можно рассказать буквально обо всем, передать любые религиозные сюжеты10

    Основными стилями классического танца  являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури. Старейший из них – бхаратнатьям.

    Из  всех видов классического танца  в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной танцовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.

    Катхакали – важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований «Рамаяна» и «Махабхарата».

    В отличие от предыдущих танцевальных стилей катхак распространен на Севере Индии, и исполняют его как мужчины, так и женщины. В современном виде он соединяет в себе два направления – религиозное и светское.

    Стиль манипури – форма лирического танца Восточной Индии. Главным в манипуре являются танцы рас четырех основных видов. Все они посвящены Кришне и исполняются только женщинами в ярких расцвеченных блестками костюмах11.  
 
 
 

6. Архитектура, скульптура и живопись в Древней Индии

     Первые  по времени памятники архитектуры  и изобразительного искусства Древней  Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

     В Древней Индии получили развитие архитектура и круглая скульптура. Городам была присуща регулярная планировка, а поквартальное расселение в них осуществлялось в соответствии с делением общества на варны. В городах возводились крепостные сооружения и дворцовые комплексы.

     Расцвет искусства Древней Индии приходится на рабовладельческую эпоху династии Маурьев (около 322 – 185 до н.э.). Так, дворец царя Ашоки (273 – 232 до н.э.) в Паталипутре имел три зала, расположенных ярусами, с каменными и деревянными, обвитыми золотыми виноградными лозами, колоннами. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм.

     Во  многих древнеиндийских текстах  описываются загородные парки с  искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. Так, царь Ашока был горд тем, что насадил рощи для отдыха простых людей12.

     С распространением буддизма (IV в. до н.э.) началось массовое возведение храмов и монастырей. К сожалению, многие древние архитектурные памятники Индии не сохранились, поскольку основным строительным материалом служило дерево.

       И только с III в. до н.э. в строительстве начинается широкое использование камня.  Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами. Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле  имеет почти 14 м. в высоту, 14 м. в ширину и около 38 м. в длину. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков.

     Господствующий в  III в. до н.э. буддизм оставил как память о себе интересные памятники – ступы (каменные сооружения, в которых хранились реликвии Будды), стамбхи, пещерные храмы. Буддийские ступы представляли собой круглые кирпичные мемориальные сооружения, в которых хранились религиозные реликвии. Некоторые исследователи высказывают гипотезу, что ступа являлась образом вселенной. Наиболее известна ступа в Санчи (321 г. до н.э.) имеет диаметр более 32 м. вокруг нее была выстроена ограда с четырьмя воротами со скульптурами юных дев – духов плодородия. Ворота символизировали четыре «благородные истины» и жизненный путь Гаутамы: рождение (восток), просветление (юг), проповедь (запад), нирвана – (север). Получили распространение стамбхи – культовые столбы с высеченными проповедями буддийского содержания13.

     В Древней Индии существовало несколько  школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство  сохранившихся скульптур также  носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

       В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, Греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи ботхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадает с Кушанской эпохой, особое значение получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о Хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). по сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

     Совершенства  достигло древнеиндийское изобразительное  искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая  выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств. Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах – например, в храме Аджанты (штат Хайдерабад), со стоящем из пещер, которые высекались в скале между II веком до н.э. и VII веком н.э14.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В конце контрольной работы хотелось бы сказать, что Индия хранит, как и другие древние цивилизации, еще немало загадок, которые предстоит разгадывать не одному поколению ученых. В древнеиндийской цивилизации причудливо переплелись сказочные гигантские сооружения, сделанные с ювелирным мастерством, и ювелирные изделия, сделанные с гениальным мастерством. Когда арии пришли в Индию, здесь уже существовала великая цивилизация, которая успела передать часть своего опыта последующим поколениям. Несмотря на потери, преемственность прошлого и настоящего является основой современной и будущей культуры народов Индии.

     Древнеиндийская культура оказала большое воздействие  на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменность этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

      В более поздние эпохи индийская  культура оказала большое влияние  на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгфелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавадгиты»; в 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

      В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

     Природные условия, история и национальный характер придали определенную направленность индийской культуре, создавшую целостный  оригинальный архетип.

 

      Список используемой литературы

     1. Викторов В.В. Культорология. Учебное пособие / В.В. Викторов. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

     2. Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях по курсу: Теория и история мировой и отечественной культуры. Часть I. / Под общ. ред. В.А. Сапрыкина. – М., 1995.

     3. Все страны мира. Энциклопедический справочник / Автор-сост. Родин И.О., Пименова Т.М. – М.: Вече, 2002.

     4. Всемирная история: Древнейшие цивилизации Востока. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

     5. Горелов А.А. Культорология: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.

     6. История Востока. Т.1: Восток в древности. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

     7. История философии / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.

     8. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Марковой, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова, и др,: под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. 

     9. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

     10. Энциклопедия. Т.6. Религии мира. Ч.1. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. – 3-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2002.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"