Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:49, контрольная работа

Описание

Таким образом, целью моей контрольной работы является исследование основных аспектов культуры Древней Индии.
Из поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: рассмотреть религию, литературу, философию Древней Индии, а также танец, музыку, архитектуру и скульптуру, и определить их влияние на развитие культуры Древней Индии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Наука Древней Индии……….………………………………………….5
2. Религия в Древней Индии……………………………………………...7
3. Литература в Древней Индии………………………………………….11
4. Философия Древней Индии …………………………………………...14
5. Музыка и танец в Древней Индии…………………………………….16
6. Архитектура, скульптура и живопись в Древней Индии………...….18
Заключение…………………………………………………………………21
Список используемой литературы …………………………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культорологии.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

      К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и  махасангики. Последнее учение легло  в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине махаяны является учение о ботхисатве – существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающем. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

      Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. «Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма – важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности  людей различных каст; Артха – норм практического поведения; Кама – ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша – учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым – таковы нравственные ориентиры Древней Индии.

    • Индуизм.

      В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма – это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм),  деление на варны; он – каратель неверных и грешников. Вишну – это бог охранитель; Шиву – бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направление в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

        В ранних индуистских текстах  говорится о десяти аватарах (нисхождениях) Вишну. В восьмом из них он  предстает в облике Кришны  – героя племени Ядавов. Это  аватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны  такую популярность, что из Вишнуизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды – результат включения в индуизм, буддистских представлений.

      Большую популярность очень рано приобрел культ  Шивы, который в триаде главных  богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется  с разными качествами – он и  божество плодородия аскет, и покровитель  скота, и танцор-шаман. Это говорит  о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

     Также в основе индуизма лежит учение о  перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных  богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и другие.

      Индийцы считали, что индуистом нельзя стать  – им можно только родиться; что  варна – социальная  роль –  предопределена навсегда, и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавад-гита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой – любовь к богу и через это – путь к религиозному освобождению4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Литература в Древней Индии

     Историю древнеиндийской литературы принято  подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы.

          С конца II – начала I тыс. до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул («Ригведа» - книга гимнов,  «Самаведа» - сборник ритуалов и песнопений, «Яджурведа» - молитвенные формулы для совершения жертвоприношений, «Атхарваведа» - сборник песнопений и заклинаний). К ведической литературе относятся также брахманы (теологические трактаты в прозе), араньяки и упанишады (философские поучения и диалоги). Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии.  Они содержат сведения обо всех сторонах жизни народа и сообщают о социальном устройстве, делений общества на четыре варны: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); 4) шудры (рабы и военнопленные, коренное доарийское население).

     Вплотную  к ведической литературе примыкают  «Священные предания», включающие сутру  – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству, изложение философских  доктрин, правилам домашней жизни.

     Источником  для изучения древнеиндийских общественно-экономических  отношений, а также науки и  культуры первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература. Основные памятники – «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках новой эры, но в своей основе существовавшие уже в IV в. до н.э.

     Сюжетная  основа «Махабхараты» («Великой войны  потомков Бхараты»), состоящей из 107 тысяч двустиший, - борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. По объему эпос превосходит в восемь раз «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса.

     Большой стройностью композиции и тщательной обработкой отличается поэма «Рамаяна», включающая около 24 тысяч двустиший, повествующих о победе царевича Рамы  (земного воплощения божества Вишну) над царем демонов Раваной. Рама и его друг Хануман (обезьяний царь) прилагают все свои силы, чтобы освободить жену Рамп-Ситу, похищенную Раваной.

     Обладая исторической и литературной ценностью, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» превратились в национальное достояние индийского народа, который в трудные периоды своей истории находил в них моральную поддержку и опору. Эти поэмы служат руководством в области законов и морали. Моральный облик действующих лиц этих произведений стал примером для многих поколений индусов. Уже более двух тысячилетий обе эти поэмы чрезвычайно популярны.

     Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором5.

     В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

      Из  литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (I – II век н.э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе.

      Высокого  уровня достигла в Древней Индии  теория литературного творчества, в  том числе и поэзия. Подробно разрабатывались  правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке6.

     Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные  трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно разработанным грамматикам санскритского языка и другие. Ученый брахман Панини (V – IV вв. до н. э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями7.

     Таким образом, количество дошедших до нас  литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства – все это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Философия  Древней Индии

     Развитие  древнеиндийской философии носило сложный  и противоречивый характер. Философия тесно переплеталась  с мифами и религиозными верованиями, которым правящие круги стремились придать законченный, систематический  характер.

     Это стремление было понятно. Население, опутанное  сложной системой идеалистических  взглядов на природу и человека, легче контролировать. Поэтому господствующим направлением в философии было идеалистическое, связанное с брахманистским и  буддийским богословием. Брахманистская философия есть смесь различных, иногда противоречивых учений и взглядов. Для нее характерно учение о первичной сущности, мировой душе – Брахме, которая в процессе саморазвития создает богов и весь видимый мир. Для буддийской философии характерен крайний субъективный идеализм: реально существует только субъект, весь окружающий его мир – иллюзия (майя).

     Против  господствующей идеалистической философии  выступали древнейшие индийские  философы-материалисты, отражавшие оппозиционные  к официальной идеологии взгляды свободных общинников и городских низов. Древнейшим материалистическим учением, существовавшим, вероятно, еще в VI – V веках до н.э., было учение чарвака. Последователи этого учения отрицали авторитет Вед, утверждали, что мир известно материален, что чувственное восприятие – единственный источник познания и единственное средство доказательства. Они отрицали, возможность раздельного существования души и тела, бессмертия души и переселения душ. К учению чарвака примыкали другие материалистические учения (настика, локаята), также отрицавшие реальность всего, что не может быть воспринято чувствами, отрицавшие, следовательно, возможность существования  потустороннего мира, формулировавшие атомистические взгляды. Сторонники материалистических учений высмеивали брахманистские обряды, жертвоприношения, суеверия.

     В период начинавшегося упадка рабовладения и складывания феодальных отношений  усиливаются гонения на оппозиционные  учения, формируется ряд философских  систем – откровенно идеалистических (веданта, йога, миманса), идеалистических рационалистического толка (вайшешика, ньяя) и дуалистических (санкхья). Самой воинствующей из идеалистических школ, целиком поставившей себя на службу богословию, была веданта, основанная на Ведах, считавшихся представителями этой школы безусловным авторитетом. По учению веданты, единственный источник познания – божественное откровение (шрути), то есть Веды; истина – это единство познающего с Брахмой, мир – эманация Брахмы, законы природы – творение Брахмы. Человек избавляется от зла и страдания не делами или созерцанием, а познанием божественной сущности Вед. Веданта в феодальной Индии стала философской основой индуизма. Эти шесть философских идеалистических систем (даршан) считались ортодоксальными, так как они исходили из основных положений, содержащихся в Ведах. Неортодоксальными считались буддийская философия и философия джайнизма.

     Для древней индийской философии  характерна широта и глубина мысли. Даже философы-идеалисты, как правило, признавали вечность мира, непрерывность его развития (правда, происходящего по циклам и зависящего от божественной воли), понимали, насколько грандиозна вселенная во времени и пространстве. Поэтому неудивительно, что древняя индийская философия оказала глубокое влияние у многих народов древности8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Музыка  и танец в Древней Индии

     Значительное  место в художественной культуре Древней Индии занимала танцевальная пантомима и музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, пение, инструментальная музыка, мимика и танец составляли как бы единое целое. При этом музыка была ведущим видом искусства Индии. Жители этой древней страны не могли понять свою религию без музыки, которая связывала ее с наукой, архитектурой и литературой9.

      Особенность индийской музыки в том – что это мелодическая система, которая в отличие от европейской, не обогатилась гармонией. В ней сблизились и растворились друг в друге самые различные формы – фольклорная музыка народов Севера, Востока и Юга Индии, религиозные песнопения индоариев.

    Традиции  индийской классической музыки передаются изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма. Основа индийской музыки рага – мелодическая форма, в рамках которой импровизирует музыкант.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"