Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.

В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:

Содержание

Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.


2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса.(примеры).
2.1. Микеланджело Буонарроти.
2.2. Леонардо Да Винчи.
2.3. Рафаэль Санти.

3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово "гуманизм"?

4. Что такое Реформация и Протестантизм? Что реформировали реформаторы и против чего протестуют протестанты?

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 57.41 Кб (Скачать документ)

В 1481 году папа Сикст IV пригласил лучших художников Тосканы  для работы в Ватикане. Среди них  Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино, Пинтуриккио – но не Леонардо. Обиженный  и униженный Леонардо отправляется на следующий год в Милан искать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца. Его пребывание там продлится почти 20 лет. Там к нему придет призвание.   

Первые картины  Леонардо. В картине Верроккио  «Крещение Христа» Леонардо написал  красного (ярко-красная деталь одежды) ангела. По этой картине можно судить, что была живопись для Верроккио, «лепивший» свои картины потоком, и Леонардо, замысливавший каждую свою работу, как последнюю и лучшую. У Верроккио персонажи на картине изображают, лицедействуют, у Леонардо – живут, чувствуют. Пейзаж у Верроккио присутствует и оживляет, у Леонардо работает. И то, что после этого Верроккио бросил краски – не более чем сказка, поскольку он сам не мог не понимать, что при поточном производстве картин шедевра не создашь. Первый опыт Леонардо позволяет увидеть задачи, им решаемые: персонажи должны жить на картине и быть личностями; пейзаж должен работать на идею.  

«Благовещенье»  – первая картина, полностью написанная Леонардо. Дата – около 1472. Вход в  богатое палаццо. Двор, каменная ограда, дальше на фоне голубого неба декоративные деревья, словно вырезанные из бумаги, туманная даль. Шикарный мраморный столик с рукоделием. Правее – Библия. Мария: молодая женщина со светлым округлым бесстрастным лицом, в красном и темно-зеленом длиннейшем одеянии (как она передвигается?). Смотрит перед собой на ангела. Левая сторона картины посвящена коленопреклоненному ангелу: почтительно подался вперед и исподлобья смотрит на Марию. Одеяние – серый верх и красный тяжелый бархатный низ. В левой руке огромная лилия на длинном стебле, символ невинности; правая передает благую весть о сыне. Да, Мария знает, о чем речь ангела: весть она принимает левой рукой, а правой указывает на соответствующее место в Библии.  

Крылья ангела очень странные – бессмысленные  и неживые, кто-то подправлял картину, но руки – главные действующие элементы картины – очень леонардовские.   

Портрет Джинервы де Бенчи написан приблизительно в 1473 – 1474 годах. Здесь очень выразительное  и характерное лицо –  психологически разработанная картина. Затем идет период Мадонн с младенцем (1476 – 1480). Здесь «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком». Леонардо размышляет в них о жизни и роли матери.

Лодовико использовал  таланты Леонардо, главным образом, для оформления дворцовых празднеств. Эта работа очень нравилась и Леонардо. Несколько позднее Леонардо стал выступать при дворе как лютнист, певец, декламатор сатир, рассказчик загадок собственного сочинения. Снова обратился к исследованиям, начал вести записи, начал «Трактат о живописи», продолжил анатомические исследования. Предложил проект нового города. Занятиям математикой уделял много времени. У него были ученики и слуги, одно время до 6 человек. Один из них, прозванный художником Салаино (Чертенок): «вороватый, нечестный, упрямый и жадный мальчишка». Их отношения продолжались почти 25 лет.   

В 1445 написал  «Портрет музыканта». По просьбе Сфорца начал рисовать «Тайную вечерю»  на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле  Грацие в Милане. Тайная вечеря написана быстро – в 3 года напряженной работы – перед отбытием из Милана. Сложность – в композиции, в облике и месте Иуды.   

Леонардо провел 6 лет в Милане под покровительством Людовика: ему хорошо платили, не обременяли работой. Ведет инженерные разработки, научные, второй вариант «Мадонны в скалах», рисунки, наброски. Из всех учеников достоин упоминания Франческо Мельци, но не за талант, а человеческие качества. Он был с ним до конца дней и заменил ему сына. Леонардо завещал ему все свои бумаги и рисунки.   

Людовика вытеснили из Милана, и Леонардо отправляется в Рим, к папе. Там искусством правят Микеланджело и Рафаэль. Живет на скромную зарплату. Пишет единственный автопортрет, «Святой Иоанн Креститель», серия рисунков «Потоп». Молодой преемник Людовика XII Франциск I приглашает Леонардо в 1517 году во Францию. В усадьбе недалеко от королевского замка в Амбуазе художник провел свои последние годы.   

Леонардо да Винчи оказал на современников и  следующие поколения художников сильнейшее влияние художническое  и интеллектуальное.    
  
  
  
  
  
 

3. Почему культуру Возрождения называют эпохойгуманизма? В каких значениях используется вкультурологии слово "гуманизм"? 

Открытие древнего мира было произведено деятелями  Возрождения таким путем, что  стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина «гуманизм». Его происхождение связано с понятием studia humanitatis — букв, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого.   
  
Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Обращает на себя внимание яркая эстетическая направленность в понимании человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда надо иметь в виду, в частности, по той причине, что гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания; гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с таким пониманием ничего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте.   
  
Неудивительно, что обращение к античным авторам как к первым учителям человеческого в человеке прочно связало возрожденческий гуманизм со словесностью, с культурой слова. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Такой взгляд в значительной мере предопределен прямым влиянием античных авторов, ведь известно, что в древнегреческой мудрости искусство слова оценивалось исключительно высоко. Античная мудрость («софия») есть умение, в том числе и умение владеть словом. В ней заключено также преклонение перед этим умением. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Заметим, что распространению греческого языка в Северной Италии — одном из главных центров Возрождения — способствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вынуждены были покидать Византию после взятия Константинополя турками (1453). Вместе с тем филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности ими был сделан шаг вперед огромной важности. Благодаря этому шагу возрожденческий гуманизм можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки. Вот как описывает восприятие гуманистами роли и значения языка французский исследователь XX в. М. Фуко: «Эпоха Возрождения останавливалась перед грубым фактом существования языка: в толще мира он был каким-то начертанием, смешанным с вещами или скрытым под ними, знаками, представленными на рукописях или на листах книг. И все эти настойчивые знаки взывали ко второму языку — языку комментария, толкования, учености — для того, чтобы заставить заговорить и привести, наконец, в движение спящий в них язык...»   
  
Новый подход к языку стал возможен благодаря уже упомянутому чувству исторической дистанции, в рамках которой воспринимается гуманистами древность, в том числе и древние языки. Язык становится предметом рефлексии (т.е. размышления, изучения), а не остается чем-то подобным воздуху, которым дышат, не замечая его, — так пользовались латынью средневековые схоласты. Работа с текстами, состоящая в их комментировании, толковании, изучение и усвоение языковых и речевых структур оказываются важнейшей частью ученых занятий гуманистов. Более того, такая работа — один из важнейших компонентов их образа жизни.   
  
Стихия языкового и речевого творчества — подлинная стихия гуманизма Возрождения. Вне этой стихии невозможна организация и созидание жизни в соответствии с античными образцами. А именно такой жизнью стремятся жить гуманисты. Характерно, что понимание гуманистами изучения античного наследия сохранило свое значение на долгое время. Так, спустя несколько столетий немецкий мыслитель Ф. Шлегель (1772—1829), воспроизводя идею гуманистов, писал: «Жить по канонам классического периода, реализовать в себе самом античность — вот основная цель филологии». В этом смысле культура Возрождения в значительной мере филологическая. Культура письменной и устной речи выходит на передний план и составляет неотъемлемую и характерную черту возрожденческого гуманизма. Высоко ценится изящество речи, ее правильная тональность, умение расположить собеседника и одновременно затронуть и убедительно раскрыть темы, в первую очередь не мелкожитейские, а возвышенные. Собственно, сам язык взывает к возвышенному: только в применении к возвышенному раскрываются красота и мощь языкового общения. Не меньшее значение имеет и другая сторона: язык в блеске и виртуозности раскрытия заложенных в нем возможностей, в правильности грамматических и речевых конструкций возвышает и облагораживает человека. Приподнятость и торжественность речи гуманистов — характерная ее черта, о которой легко составить представление по многочисленным произведениям, дошедшим до нашего времени. На основании сказанного можно сделать вывод о том, в частности, что для гуманизма Возрождения характерен своеобразный «языковой» стиль мышления, отличный от того, который следует назвать по преимуществу логическим. Последний был характерен для средневековой схоластики. Схоласты делали ставку в первую очередь на логику. Оттого их произведения более отличаются строгостью и сухостью, чем яркостью и красочностью. Гуманисты делают ставку на внушающее и возвышающее воздействие языка, хотя, конечно, они не пренебрегают логикой. Их произведения — это шедевры искусства слова, отличающиеся богатством речевых и языковых форм, изысканностью стиля, поэтически приподнятые и красочные, а не сухие логические трактаты. В культе языка ярко проявляется сущностная черта возрожденческого гуманизма — его не теоретическая, а в первую очередь практически-жизненная направленность.   
  
Согласно А.Ф. Лосеву, «гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм». «Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия»2. Таким образом, важнейшей чертой гуманизма является его практическая направленность. Это отнюдь не значит, что гуманисты не строят теорий или не пытаются их строить. Это значит, что теория для них не самоцель. В отличие от средневековой схоластики, в которой безупречность теоретического построения была важна сама по себе, в гуманизме теория должна прямо и непосредственно служить практически-жизненным интересам. Она должна отвечать на вопрос «как жить?». Как жить конкретному живому человеку, индивиду, в значительной мере живущему не церковной, а светской жизнью. Индивид, личность ставится в центр теоретических построений. Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении — от личного к божественному. В гуманизме сохраняется принципиальный антропоцентризм христианского мировоззрения. Это объединяет его не только со схоластикой, но и с патристикой (святоотеческой литературой) — во всех случаях, в том числе, конечно, и в возрожденческом гуманизме, человек рассматривается как наиболее значимая часть тварного (земного) мира. Однако гуманизм делает шаг, невозможный для предшествующих форм христианского мировоззрения (основные из которых патристика и схоластика), — личность становится отправным пунктом и основой мировоззрения. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Становится понятным, почему гуманизм оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности.   
  
Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов крыляющее и воодушевляющее действие. Отсюда их энтузиазм и поистине юношеский задор, выраженный как в жизненной практике, так и в произведениях. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы при помощи техники. Эта мысль — приобретение гораздо более поздней эпохи. С другой — гуманисты столь же далеки от плоского утилитарно-практического эгоизма. Последнее вполне естественно: для людей, воспитанных в христианской традиции, впитавших ее, а затем дополнивших свое понимание христианства идеями античной мудрости, утилитарный практицизм не мог стать осознанной программой. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и своего бытия. Жизнь гуманистов — это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Такая жизнь не может не быть острым соперничеством творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению. Чем оборачивается на практике установка на самоутверждение личности, показал исторический опыт Возрождения.  
  
 

4. Что такое Реформация  и Протестантизм?  Что реформировали  реформаторы и  против чего протестуют протестанты? 

Протестантизм, начало которому положила эпоха Реформации, является одним из самых распространенных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Как исповедание  веры он существует уже пять столетий и в наши дни охватывает своим влиянием около полумиллиарда людей во множестве стран мира.

Учения и организации  в протестантизме столь многообразны, количество имен духовных лидеров и  мыслителей столь обширно, что невозможно исчерпывающе отразить их в рамках небольшого словаря. Поэтому цель нашего издания ограничивается начальным ознакомлением всех интересующихся с наиболее значимыми, по мнению составителя, понятиями и персоналиями протестантизма.

Неизбежная при  этом избирательность, а также разная степень детализации лишь подчеркивают многомерность как самого предмета, так и существующих его интерпретаций. Приоритет был отдан раскрытию вероучительных и теологических аспектов протестантизма, истории становления его основных разновидностей.

При разработке справочного  материала всегда большое значение имеют источники, которые использует составитель. Они представлены в  библиографическом разделе данного  издания. Количество зарубежных трудов о Реформации и протестантизме уже  не поддается исчерпывающему охвату. Объем написанного в России также весьма велик. Массовому российскому читателю большинство этих изданий малодоступно или недоступно вовсе. В то же время, даже выборочное указание круга авторов и названий может способствовать дальнейшему более основательному знанию предметной области, очерченной в словаре. Поэтому было решено привести литературу, во-первых, на русском языке; во-вторых, за небольшими исключениями, вышедшую преимущественно в последние несколько десятилетий.

В содержании большинства  статей присутствуют перекрестные ссылки, указывающие на более подробное разъяснение некоторых понятий в других статьях словаря. Названия церквей, организаций, идейных течений, имена и термины, которым посвящены отдельные статьи, в тексте выделены курсивом. В конце словаря приводится алфавитный указатель упоминаемых имен и названий. 

ПРОТЕСТАНТИЗМ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ    

 Появление протестантизма  связано с революционными для  христианства событиями в Европе  раннего Нового времени, получившими  общее название Реформации. За  этим названием стоит совокупность  разноплановых религиозных преобразований, приведших к радикальному изменению  прежнего уклада в западнохристианском мире. Формально начало Реформации датируется 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов к диспуту о прояснении действенности индульгенций, с осуждением в них ряда злоупотреблений римско-католической церковной иерархии. Завершение чаще всего принято относить ко времени окончания Тридцатилетней войны в Европе XVII в. Однако исторические границы Реформации, равно как и ее причины, смысл и последствия, по сей день остаются предметом дискуссий и исследований.          

 Собственно протестантизм,  как терминологически обозначенное  явление, возникает после 1529 г.  Тогда в Шпейере состоялся очередной имперский съезд глав германских княжеств и вольных городов. На нем, по настоянию императора Карла V и католического дворянства, составлявшего большинство собравшихся, было отменено решение предыдущего рейхстага 1526 г. о свободе правителей в выборе церковного устройства для своих подданных. Среди участников были руководители земель и городов, где уже состоялась лютеранская церковная реформа. Свое несогласие с указанной отменой они выразили, заявив "Протестацию". С той поры приверженцев Реформации в Германии, а затем и в др. странах начали называть протестантами.     

 Это название  не сразу стало повсеместным. В XVI-XVII вв. чаще использовались  иные - евангелические христиане,  реформаты, пуритане, евангелики. О  протестантах обычно говорили  в связи с конкретными историческими  событиями времен немецкой Реформации. Но с масштабным распространением  реформационных идей и настроений, умножением и дифференциацией  числа следующих им религиозных  сообществ, термин протестантизм  оказался наиболее приемлемым  обозначением для всего спектра  церквей, деноминаций и сект, имевших  общие вероучительные истоки.    

 Строго говоря, идеология Реформации не может  быть изложена как некая цельная  система взглядов. Она складывалась  постепенно, с периодическим смещением  акцентов. В ней воплотилось множество  предшествовавших обновленческих  исканий, обусловивших разнообразие  идейного содержания и способов  организации реформационного процесса. Ее отдаленный прообраз можно встретить уже в ряде начинаний отвергнутого католической церковью новатианства (христианское движение III-VIII вв., осуждавшее церковные попущения непоследовательным христианам и практиковавшее публичное покаяние). Но не менее авторитетным для реформационно настроенных мыслителей оказалось и учение признанного в католической среде теолога рубежа IV-V вв. Аврелия Августина (его трактовка божественного предопределения, различение Божьего и мирского "градов" и др.). Уже в XII в. Пьером Абеляром, Арнольдом Брешианским и Иоахимом Флорским были высказаны убедительные возражения против политических притязаний католицизма, избыточной приверженности мирским интересам. Тогда же возникло движение последователей проповеди Пьера Вальдо - вальденсов, чьи воззрения сохраняли злободневность вплоть до самой Реформации и много позже (противопоставление церковному ритуалу и обогащению нестяжательского образа жизни по примеру христиан евангельского периода). В теологической мысли XIV в. реформаторский дух проявился в трудах сторонников изменения статуса церкви в государстве и обществе - Уильяма Оккама и Джона Уиклифа, проповедников непосредственной личной устремленности христиан к Богу - немецких мистиков Майстера Экхарта и Иоганна Таулера. Мощным стимулом для реформационных настроений следует считать культуру Возрождения, утверждавшую новое отношение к миру и человеку, побуждавшую к интеллектуальной свободе и творчеству. Явными предтечами Реформации стали учение Яна Гуса и развернувшееся в XV в. гуситское движение. Существенное влияние на духовный мир Реформации, утверждение веротерпимости и права религиозного самоопределения оказали труды представителей христианского гуманизма первой трети XVI в. - Иоганна Рейхлина, Себастьяна Франка, Эразма Роттердамского.


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"