Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

Содержание

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

В науке, как и в философии, римляне  многое заимствовали у греков. Так, Цельс в сочинении о медицине обобщил достижения эллинистического врачебного искусства, которым прежде римляне пренебрегали. Астроном Сосиген  из Египта произвёл вычисления для  проведённой Цезарем реформы  римского календаря (так называемый Юлианский календарь). Но одновременно развивалась и чисто римская  наука. Виднейшим её представителем был Марк Теренций Варрон (116-28 гг.), составивший  энциклопедию наук и написавший обширные исследования о римских бытовых  и религиозных древностях, римском  театре, латинском языке, агрономии  и многом другом. Кроме того, Варрон был известен своими сатирами, в  которых он высмеивал современные  нравы. Ему принадлежит ставшее  ходким наименование первого триумвирата  «трёхглавым чудовищем».

Старое римское право с его  окостенелым формализмом уже  не соответствовало новым условиям. Однако коренной реформе оно не подвергалось, но, как уже говорилось выше, лишь уточнялось и расширялось преторами, которые перед вступлением в  должность в специальных эдиктах  публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы. Значительное влияние на римское  право оказывало право провинций, с которыми постоянно соприкасались римляне. В результате были упрощены ведение процессов, порядок сделок по купле-продаже, займу, аренде и т. п. Были расширены права владельцев на имущество, не являвшееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось понятие юридического лица, ранее отсутствовавшее. Такими юридическими лицами были признаны сперва муниципии, а затем и коллегии. Все эти нововведения были направлены на защиту окрепшей частной собственности.

Чтобы разобраться в законах  и преторских эдиктах, а также  воздействовать на судей, требовалось  солидное изучение права и риторики. Юристы, обходя запрещение получать вознаграждение за свои услуги, наживали большие состояния  и приобретали громкую славу  и многочисленную клиентуру. Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь развития и насчитывало  многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был  Цицерон. Речи известных адвокатов  размножались, их читала широкая публика. Так как гражданские процессы, в которых были замешаны видные лица, приобретали политическое значение, выступления в суде стали школой и пробным камнем для ораторов, выступавших затем в сенате или  народном собрании. Кипевшая там борьба была важнейшим стимулом для дальнейшего  развития красноречия.

Ранние римские поэты подражали  классическим образцам греческой литературы, хотя часто избирали римские сюжеты. Первым римским поэтом считается  Ливии Андроник, по происхождению  грек из Тарента, привезённый в 272 г. в качестве пленника в Рим. Он перевёл  сатурническим стихом на латинский  язык «Одиссею». Его младшим современником  был Гней Невий (около 274-204 гг.), автор  эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния (239-169 гг.), пользовавшегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением  были «Анналы», написанные впервые  введённым им в римскую литературу гекзаметром. Римская комедия уже  во второй половине III в. имела выдающихся представителей. Уроженец Умбрии Тит  Макций Плавт (около 254-184 гг) был автором  ряда комедий, написанных хотя и на сюжеты, заимствованные из так называемой «новоаттической бытовой комедии», но чрезвычайно живым, образным и  чисто народным языком.

До нашего времени дошла 21 комедия  Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый воин». В  произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с позиций широких слоев плебейства он выступает против ростовщичества, роскоши, разложения патриархальных устоев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта пользовались огромным успехом у римских зрителей. К кружку Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий -- вольноотпущенник карфагенянин Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг). Его произведения были рассчитаны на образованную публику. Он написал всего шесть комедий, из них наиболее известны «Девушка с Андроса», «Евнух», «Самоистязатель». Другой представитель сципионова кружка - Гай Луцилий (180-102 гг) был родоначальником совершенно нового литературного жанра, которому суждено было стать специфическим римским жанром, - обличительной сатиры.

С древнейших времен в Риме большой  популярностью пользовались цирковые зрелища. В 254 г. до н. э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые  с середины II в. становятся излюбленным  развлечением римлян. На устройство игр  и цирковых представлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые  выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские  политические деятели, если только они  стремились к популярности, не останавливались  перед тем, чтобы тратить на них  собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги (например, Юлий Цезарь в должности эдила).

III - I века знаменуются развитием  римской архитектуры и изобразительного  искусства. Старый римский дом  был одноэтажным, в центре его  находился атриум - большое помещение,  где горел очаг и находились  семейные святыни. К атриуму  примыкали спальни; других помещений  в доме, как правило, не было. Теперь начинают строить дома  в два-три этажа. В богатых  домах атриум, украшенный колоннами,  превращается в приёмную, к которой  примыкает целый комплекс помещений:  гостиная, столовая, спальня, ванная  комната, закрытые дворики и  сады, украшенные колоннадами и  статуями. Стены облицовываются  мрамором, полы делаются мозаичными. В городах строятся общественные  здания совершенно нового архитектурного  стиля - базилики; с начала II в.  появляются монументальные декоративные  сооружения - триумфальные арки.

Из завоёванных греческих городов  в Рим в качестве военной добычи было привезено огромное количество статуй, которыми теперь украшаются римские  площади, общественные и частные  здания. Сами римляне создают новый  жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, - реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые со II в. начинают применяться главным образом для декоративных целей. Меняется и облик самого города Рима. Он становится огромным по площади и числу населения городом. Полагают, что во II в. до н. э. в нём уже было около полумиллиона жителей. Население Италии стекается в него целыми толпами, кроме того, в Риме живёт теперь множество провинциалов - это главным образом греки, сирийцы, евреи. В I в. до н. э. Рим становится крупнейшим международным центром, столицей великой средиземноморской державы. В городе строятся великолепные здания. Форум превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь - прекрасный новый Форум, ставший впоследствии образцом для такого типа сооружений. Наряду с роскошными кварталами, где находились общественные здания и богатые частные дома, в Риме существовал и целый ряд нищенских кварталов, в которых ютился городской плебс и где жалкие лачуги перемежались с многоэтажными доходными домами-трущобами, построенными на скорую руку предприимчивыми дельцами.

3.2 Римская культура императорского  периода

В культуре I - II вв. н. э. сказались те же черты, которые были определяющими  для экономического и политического  развития этого периода. По мере объединения  высшего класса империи вокруг римского правительства создаётся единая эллинистическо-римская культура, распространявшаяся в провинциях и, в свою очередь, испытавшая на себе влияние провинциальных культур. Писатели, ораторы, философы, учёные выходили теперь из всех областей империи; с  середины II в. подавляющее большинство  их было уроженцами восточных провинций. Греческий и латинский языки  стали равноправными. Уроженцы восточных  провинций пишут труды по римской  истории, а император Марк Аврелий  написал своё философское сочинение  по-гречески. Римское право, римская  архитектура, римский официальный  культ господствуют в провинциях. С другой стороны, восточные культы имели множество поклонников  в Риме, в Италии и в западных областях. В разработке права участвуют  юристы-провинциалы.

Наиболее замечательные памятники  римской архитектуры - мост, построенный  при Траяне через Дунай, форум  Траяна с его победной колонной, рельефы которой увековечивали  эпизоды дакийских войн, - были воздвигнуты  Аполлодором из Дамаска. Развитие городской  жизни и укрепление императорской  власти способствовали развитию архитектуры  и скульптуры. Многочисленные статуи императоров, их приближённых и представителей городской знати украшали города. Стремясь поднять значение Рима, императоры воздвигали роскошные монументальные сооружения. Особенно известны выстроенный при Флавиях Колизей - амфитеатр на 50 тыс. зрителей, триумфальная арка Тита, мавзолей Адриана. Многочисленные новые здания воздвигались и в провинциальных городах. Их архитектура представляла смешение римских и эллинистических элементов. В восточных провинциях чем дальше, тем больше чувствовалось влияние парфянского искусства.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков. «Особое место в культуре древних  римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи  эллинизма. Философы переняли их научный  аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии  приобрели идеи морального совершенствования  человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских  направлений наибольшее распространение  в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Представитель стоицизма Сенека видел  смысл жизни в достижении абсолютного  душевного спокойствия, преодоления  страха перед смертью. Огромную часть  своих усилий, считает Сенека, человек  должен посвящать собственному совершенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской  поэмой «О природе вещей».

Близкие к стоическим идеалы отречения  от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда  также киники, обращавшиеся к городским  низам на понятном им языке. Деятельностью  стоиков и киников картина  развития философии Рима не исчерпывается. Популярными были философские моралистические  трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью. Золотому веку римской науки присуще  не столько умножение знаний, сколько  энциклопедизм, стремление освоить  и систематически представить уже  накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как  бы усредненной форме принимались  как раз и навсегда данное, без  обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному  познанию природы, появилась целая  плеяда выдающихся творческих умов, замечательных  ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской  античности связаны с развитием  политики и права.

Если в небольших греческих  государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами  правления многие вопросы можно  было решать на основе непосредственного  волеизъявления правящей верхушки или  всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных  органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению  других документов - частного права  для латинян и публичного права, регулирующего отношения между  латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях. Среди древнеримских  юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад  внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий  Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал  из них все, что соответствовало  новый условиям жизни, привел их в  систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким  образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях. Существовали и другие школы законоведов, соперничающие между собой.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая  внутренними противоречиями, римская  Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной  римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному  разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи.

Что касается Восточной Римской  империи, то она не погибла под  ударами варваров, а просуществовала  еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Империи погибла  и античная культура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала  огромное влияние на последующее  культурное развитие человечества. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных  им народов, сделалось основой романских  языков, а также языком науки и  католической церкви. Латинский алфавит  был усвоен в Западной Европе, а  греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника  и архитектура оказали большое  влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В  основе архитектуры христианских церквей  лежала римская базилика. Понятие  «неумирающие культурные ценности»  нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха  либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается  и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между  предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся  последующим эпохам, как древняя  сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает  образам больше красочности и  жизненности. Обретение этих качеств  наполняло во все века людей гордостью.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виничук Л. Люди, нравы, обычаи  Древней Греции и Рима. М., 1987

2. Кнабе Д.С. Древний Рим: история  и повседневность. М., 1986.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"