Контрольная работа по «Культура речи и деловое общение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание

Контрольная работа включает в себя выполнение двух заданий: технологическая карта (теоретическая и практическая части) и творческая работа.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культуре речи и деловому общению Макунина О.В..doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по курсу «Культура  речи и деловое  общение» 

Контрольная работа включает в себя выполнение двух заданий: технологическая карта (теоретическая и практическая части) и творческая работа. 

Технологическая карта.

1 часть

Заполните таблицу 

1. Виды норм
Орфоэпические нормы (дайте определение данной категории) 

С древнегреческого орфоэпия (оrthos) – правильный, (epos) –  речь

Орфоэпия –  это 1) совокупность норм литературного  языка, связанных со звуковым оформлением  значимых единиц: морфем, слов, предложений; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Традиционно в  орфоэпию включают все произносительные нормы литературного языка (Р.И. Аванесов). С другой точки зрения, к орфоэпии относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность произношения; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений 

Назовите трудные случаи произношения и ударения 

произношение некоторых гласных 

произношение некоторых согласных 
 
 

произношение  заимствованных слов 
 
 
 
 

произношение  отдельных слов 
 
 

произношение  имен собственных 

ударение в  отдельных грамматических формах 
 

трудности ударения:

- безвариантные  формы; 
 
 
 
 

- колебания 

- варианты

Приведите пример на каждый случай 
 

афера (не *афёра),

 бытие (не *бытиё) 

коне [ш] но

( не *коне [ч]но),

пре [тэ] нзия

(*пре [т’э] нзия) 

п [о] эзия

( не *п [а] эзия ),

му [з’э] й

(не *му [зэ] й),

ла [зэ] р

(не *лаз [эр]) 

учреждение

( не *уч [е] реждение),

инцидент

(не *инце [н] дент)   

Никарагуа, Шри-Ланка, Кижи, Ш[о]пен 

начат – начата – начаты,

занят – занята – заняты,

ведомость - ведомостей 
 

алфавит (не *алфавит),

ходатайство ( не *ходатайство),

оптовый (не * оптовый),

баловать (не *баловать) 

джинсовый / джинсовый 

творог и творог,

компас и компас

С древнегреческого лексика (lexikos) – словесный

Лексические нормы  речи – это правила употребления слов в речи, т.е. точность выбора слова  соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях

одним из типов лексической ошибки является плеоназм. Плеоназмом называют создание избыточных со­четаний, где одно из слов оказывается излишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом 

нарушение норм лексической со­четаемости слов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но разных по значению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

употребление  анахронизмов 
 

смешение лингво-культурологических реалий 

неверное употребление фразеологических оборотов

патриот Родины (патриот - это и есть человек, который  любит свою Родину), толпа людей (из кого еще может состоять толпа?); ян­варь месяц (январь - само по себе название месяца), возвращаться обратно, главная суть, ценные сокровища. 

Нельзя сказать: играет значение, имеет роль. Можно  сказать круглый год (сутки), но не говорят круглый час (неделя, месяц). Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Некоторым словам поистине не везет, их часто употребляют в  неправильных сочетаниях. Говорят холодный кипяток, повысить кругозор, усилить внимание. 

Неправильно говорить, например, проистекают процессы (проистекать  означает возни­кать, появляться из чего-либо), представить слово (правильно: предоста­вить  слово). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользо­ваться чем-либо» ~ «предоставить квартиру, отпуск, кредит», а глагол пред­ставить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо - отчет, справку, факты». 

Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе 

Ломоносов жил  за сотни миль от столицы 
 

Молодость била из него ключом; Надо вывести его  на свежую воду

С древнегреческого морфология (morphе) – форма, (logos) –  учение

Особенности употребления в речи именных частей речи

имя существительное (обозначает предмет);

имя прилагательное (обозначает признак предмета);

имя числительное (обозначает количество предметов, порядок  следования предметов);

местоимение (указывает  на предмет, признак и т.д.).

Грамматический  род имён существительных

Неправильное  употребление личных местоимений 
 
 
 
 

неправильное  употребление возвратных и притяжательных местоимений 
 

употребление определительных местоимений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

правописание местоимений 
 
 

употребление  слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме 

неправильно оформлен род имён существительных.

Внесены изменения  в оба текста; они нуждаются  в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? 

Комендант велел  дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. 

неправильно: Волны яростно ударяли о прибрежные камни. С каждым часом они становились все выше и выше.

правильно: Волны яростно ударяли о прибрежные камни и с каждым часом становились все выше и выше. 

некого спросить, никого не спросить.

Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить. 

проанализированный  образ, царящиеся порядки, победа над  фашизмами, назвал Плюшкина прорехом. 
 

железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель.

 
Синтаксические  нормы (дайте определение данной категории) Синтаксис с древнегреческого (συνταξιċ) – военный строй, с  греческого (syntaxis) – составление

Синтаксические  нормы – это сфера речевой  культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Кроме того, синтаксические нормы взаимосвязаны и с морфологическим строем, и с лексикой. По мнению Б.Н. Головина, недостаточность общей и языковой культуры, неумение обдумывать и оценивать сказанное – одна из главных причин искажения синтаксических языковых норм.

 
Нарушение согласования в сложноподчинённом  предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто… 
 
 

Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нарушение управления в словосочетании с производным  предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.) 
 

Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово 
 
 

Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово 

Нарушение порядка  слов в предложении 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нарушение управления в предложении с однородными  членами 
 
 
 
 
 
 

Нарушение структуры  предложения, связанное с употреблением  двойных союзов при однородных членах предложения 
 
 
 
 
 
 

Нарушение структуры  предложения, связанное с использованием причастных оборотов

 
Те, кто  сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство. 

Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву. 

По приезду  в город желательно уточнить туристический маршрут.

Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. 

Уверенность в  победу – составляющая любого успеха.

Норма: Уверенность в победе – составляющая любого успеха. 

Нам оплатили за сверхурочный труд.

Норма: Нам оплатили сверхурочный труд. 

Одним из самостоятельных  видов искусства является графика, существующим с конца XV века.

Норма: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 

Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.

Норма: Отечественный производитель ещё не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка.

За короткий срок в городе-спутнике построена  не только новая школа, больница, а  также драматический театр и библиотека.

Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека. 

Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание.

Норма: Протест Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание.

2. Качества речи
 Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Во-первых, это  предметная точность, то есть точность в самом отражении действительности. 
 
 
 
 
 

Во-вторых, в  речи необходимо соблюдать не только предметную, но и понятийную точность, то есть точность в выражении мысли.

В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. Сутки всегда равны 24 часам, а вот световой день может менять свою продолжительность. 

Например, достаточно часто этот вид неточности встречается в ответах нерадивых  чиновников на те или иные жалобы граждан: Этот вопрос будет рассмотрен (какой? где? когда? кем? как?); Намечены соответствующие меры (какие? кем?).

Чистота речи - это речь, в которой нет  языковых элементов, чуждых литературному  языку, а также отвергаемых нормами  нравственности слов и словесных  оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с ее правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым. В последние  годы в газетах и на телевидении  часто употребляются такие новые иноязычные слова, как бартер, брокер, инвестиции, клиринг, лизинг, фьючерс, монетаризм, дайджест, импичмент, саммит, брифинг, ноу-хау, форс-мажор, эксклюзивный и мн. др. 

Нарушением чистоты  речи является также использование  шаблонов - словосочетаний, возникших как метафоры, но обессмысленных и эмоционально потускневших вследствие многократного употребления. Вот некоторые примеры шаблонов:

постоянная прописка (не о людях), самые разные, глубинка, добрые (традиции, перемены), отдельные (недостатки, лица), с предельной ясностью, слагаемые успеха, свершения, полюбившийся, своеобразный, сложный, весомый,

От шаблонов отличаются речевые клише - устойчивые выражения, необходимые для краткого и точного изложения информации, например, осенняя сессия, введение санкций, подготовка визита, экономическое сотрудничество, согласительная комиссия, глава государства и т.п.

Правильность  речи - Правильность считается главным  коммуникативным качеством речи, так как она лежит в основе других качеств, является их необходимым условием. Как отмечает Б.Н. Головин, «нет правильности - не могут «сработать» другие коммуникативные качества - точность, логичность, уместность и т.д.» Правильность  речи можно определить как соответствие ее языковой структуры принятым в  данное время литературным нормам. Она базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Орфографическая правильность.

Прописная буква  употребляется значительно шире, чем это предусмотрено действующими правилами. Пишут с прописной буквы все слова в названии партии, учреждения, фирмы. По правилам вполне достаточно написать с прописной буквы первое слово в названии. С прописной буквы иногда пишут названия должностей различного уровня, хотя правило касается только высших государственных должностей. 

Расширенно используются и кавычки. Иногда можно увидеть  заключёнными в кавычки названия населённых пунктов (чаще посёлков), районов  города.

  Орфоэпическая правильность.

Ошибки в постановке ударения встречаются в речи партийных  активистов и депутатов, их можно  легко избежать обратившись к  словарям. Ударения указываются не только в специальных орфоэпических  словарях и справочниках ударений, но и во многих словарях других типов.

Типичными интонационными ошибками являются неправильная постановка логического ударения (выделение  во фразе не главных по смыслу слов), вопросительная интонация в повествовательной  фразе, паузы, нарушающие синтаксическую структуру фразы.

Интонационные ошибки предотвращаются подготовкой к публичной речи (предварительным прочтением текста вслух) и контролем за звучанием собственной речи.

  Грамматическая правильность.

Новые общественные и экономические отношения привели  к изменению значений некоторых  слов, а тем самым и к изменениям в функционировании грамматических категорий. Некоторые слова, ранее не имевшие формы множественного числа, в современной речи получили такую форму: администрации, бюджеты, экономики, риски, стратегии, приоритеты, подходы, структуры. Такая форма связана с необходимостью наименования ряда объектов, ошибки в этих случаях происходит изменение нормы. В то же время словоформы реальности, озабоченности представляются нарушениями нормы, т.к. искажают лексическое значение слова.

Логичность речи - это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Понятийная  логичность - это адекватное отражение  структуры мысли и её развития в смысловых связях компонентов речи. Одно из условий логичности высказывания - его непротиворечивость, Однако, в политической речи можно найти немало примеров, когда это условие нарушается   Логическая ошибка содержится и в следующих примерах:

Ситуация постепенно улучшается, но обстановка продолжает оставаться сложной.

Надо восстановить нанесённый ущерб.

Это надо сделать  в максимально короткий срок, но, конечно, не без ущерба для качества работы.

В некоторых  случаях нарушение логичности речи возникает в результате нагромождения  метафор, например:

Этот певец  давно стоит на верхних ступенях первой шеренги мастеров.Мы были уже  на грани подъёма экономики.

Логические ошибки часто встречаются в сочинениях школьников:

А разве может  поэт, не будучи великим гуманистом, выносить на суд читателя свои самые сокровенные мысли?

Что же позволило  их поставить на ступень огромного  вклада в развитие культуры России?

Андрей не может  найти своё место в романе. Война!

Логической ошибкой  является также двусмысленность  высказывания:

Топор, которым  Раскольников совершает убийство, направлен лезвием к герою.

История возникновения  таких людей крайне интересна.

Уместность  – это особое коммуникативное  качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному – положительно или отрицательно. Под уместностью  речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.   Стилевая уместность

Например: Недавно  в переулке Козлова в Минске задушили еще одного «извозчика». За что? Чтобы приобрести очередную партию спиртного. Вычистив карманы жертвы, убийцы преспокойно продолжили пирушку (из газет).

  Ситуативно-контекстуальная уместность

Стилистически уместно использование жаргонизмов  в речи бывшего уголовника Заварзина (роман В. Липатова «И это все о нем…»), когда он теряет веру в то, что к прошлому возврата нет: - Замазался я, - тихо признался Заварзин, - однако я бармить буду, что не сбрасывал Столетова на железку.

  Личностно-психологическая уместность

Примером этого  может служить факт, описанный писателем Б. Васильевыми в повести «Суд да дело»: Участник Великой Отечественной войны Антон Филимонович Скулов выстрелом из охотничьего ружья убил молодого парня Вешнева. Выстрел последовал сразу же после того, как Вешнев грязно обругал покойную жену Скулова. «Это не ругань, это – действие, потому что сразу же после этих слов последовал выстрел. Подчеркиваю, сразу же», - так оценивает этот факт второй заседатель.

Выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному) Главное условие  выразительности – наличие у  автора речи своих чувств, мыслей, своей  позиции, своего стиля. Выразительность  обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность

  Составные части техники речи – дикция, дыхание, голос.

Главное требование дикции - каждое слово, а в слове каждый звук должны произноситься четко.

Интонация позволяет  подчеркнуть логическую и эмоциональную  значимость высказывания. Для интонации важным является соблюдение пауз. Особенно внимательно нужно относиться к выразительной роли интонации (высота, сила, тембр, темп речи, паузы).

Для оратора  важен голос, его тембр, оттенки. 

 
Зима  заканчивалась.
Понятность  речи - это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Понятность  речи связана с ее действенностью, эффектив­ностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы  речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка  и не об­ладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной про­фессии. Неправильное  использование иноязычных слов чаще всего связано с незнанием точного их смысла. Например: «Его представили этаким полиглотом: он и фи­зик, и математик, и поэт». Известно, что полиглот — это чело­век, владеющий многими Языками, поэтому употребление слова полиглот в данном случае неуместно.

 

3. Функциональные  стили речи 

Научный стиль – это стиль, который  обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для  передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт,  общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказыва­ния; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

  Лексика научного стиля речи: Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. 

 широко употребляются  слова с абстрактным значением. 

слова бытового характера. 

использование заимствованных и интернациональных  моделей 

существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Морфологические признаки научного стиля речи:

Специфично употребляется  в научном стиле глагол 

часто используются возвратные глаголы (с суф­фиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении 
 
 
 
 
 

большое распространение в научных текстах имеют краткие страда­тельные причастия 
 

употребляются краткие прилагательные 
 

своеобразно проявляется в языке науки категория лица 
 
 

часто встречаются  формы множе­ственного числа  существительных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Синтаксические признаки научного стиля:

словосочетания  имен сущест­вительных, в которых  в функции определения выступает  родительный падеж имени 

употребление  именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста 
 
 
 

широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями 

характерно широкое  распространение безлич­ных предложений  разных типов 
 
 
 
 

Используется  в научной речи и группа вводных  слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения 

  Научный  стиль имеет и свою фразеологию,  включающую составные термины:  солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные,  деепричастный оборот, сложносочиненное  предложение, а также различного  рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр. 
 

функция, диспозиция, секвестр 
 
 

муфта, стакан, трубка 

макромир, интерком, полиграф 
 

а)существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);

б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель);

в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь" (глинистый, песчанистый). 
 
 
 
 
 

в данной отрасли  используется это соединение, 
 

В современной  философии и социологии норма  определяется как средство регулирования деятельности общества в целом;  В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило. 

Теорема доказана; Уравнение составлено верно. 
 
 
 
 

Многообразны и неоднозначны функции этих элементов. 

мы исследовали  и при­шли к выводу… (вместо: я  исследовал и пришел к выводу…). 

они используются для обозначения а) сорта или вида веще­ственных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи); б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культу­ры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теп­лоты); в)  отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники). 
 
 
 

обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа. 
 
 
 
 
 

Сбережение –  часть располагаемого дохода, которая не из­расходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция – это ценная бумага. 
 

этот метод  может быть использован при производстве "умных бомб" 
 
 
 
 

Можно сказать, происходит негласный конкурс проектов будущего социального переустройства. Современному человеку это легко понять на модели перехода к рынку 

Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом.

  Собственно научный стиль - монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа.

  Научно-информативный стиль - реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание.

  Научно-справочный стиль  - словарь, справочник, каталог.

  Учебно-научный стиль - учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение.

  Научно-популярный стиль - очерк, книга, лекция, статья.

Официально-деловой  стиль – это стиль всех деловых  документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных  актов и так далее. Как и  для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о  которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает  двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

  Лексические признаки:

слова и словосочетания, употребляющиеся преимущественно  в официальных документах и закрепляющиеся в административно-канцелярской речи 
 

термины, профессионализмы и словосочетания терминологического характера, что обусловлено содержанием  служебных документов 

  Синтаксические особенности рассматриваемого стиля тесно связаны с лексическими и морфологическими. Высокочастотными являются конструкции с отыменными предлогами 

Морфологические признаки официально-делового стиля речи:

существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием 

существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода 

отглагольные  существительные с частицей не 

производные предлоги 
 
 

инфинитивные  конструкции 

глаголы настоящего времени в значении обычно производимого  действия 

сложные слова, образованные от двух и более основ

 
 
надлежащий, должный, вышеуказанный, нижеподписавшийся, неисполнение, препроводить, податель, по-ручитель, охранять права и свободы, обеспечивать равноправие и т.п. 

акт, взимание, законодательство, ответчик, отозвать (посла), ратифицировать, заявитель и др. 
 
 
 
 

Первоначальные  выборы в Комитет проводятся не позднее, чем рез шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции (Конвенция о правах ребенка, ст. 43). 
 
 
 
 
 
 

налогоплательщик, арендатор, свидетель 
 
 
 

сержант Петрова, инспектор Иванова 
 
 
 

лишение, несоблюдение, непризнание 

в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании 

провести осмотр, оказать помощь 

за неуплату взимается штраф… 
 
 
 
 

квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный

По тематике и разнообразию жанров в рассматриваемом стиле выделяют две разновидности: I – официально-документальный стиль и II – обиходно-деловой стиль. 

в официально-документальном стиле можно выделить 1. язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и 2.язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление). В обиходно-деловом стиле различают 1. язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и 2. язык частных деловых бумаг – с другой. 

жанры обиходно-делового стиля: служебная переписка (деловое  письмо, коммерческая корреспонденция) и деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол, заявление, доверенность, расписка, автобиография, и др.) –  характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств


 

2 часть

1. Поставьте  ударение в приведенных ниже  предложениях. При выполнении задания  пользуйтесь «Орфоэпическим словарем  русского языка». 

1. Раз в месяц,  обычно по средам, она клала деньги  в банк. 2. Наши  намерения заключить  этот договор и  подписать итоговый  документ искренни. 3. Хозяева делали  все, чтобы облегчить  жизнь своим гостям. 4. Нужно обратиться  к эксперту по  этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы. 5. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.  

2. Найдите  предложения, в которых слова  не соответствуют тем предметам,  признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм. 

1. Началась избирательная  компания. 2. В парке  было посажено тридцать два дерева. 3. Он познакомился с линейкой новейших компьютеров. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует устранению отмеченных недостатков. 5. Передавали «Седьмую симфонию». Тысячи ленинградцев собрались у радиоприемников. 6. Ласковая бабушка с морщинистым лицом кивает головой. 7. В зале в основном были люди преклонного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени».  

3. По  образцу словарной статьи «Словаря  русского языка» С.И. Ожегова  составьте собственные толкования  лексических значений слов, сравнительно  недавно вошедших в нашу речь  и получивших в ней широкое распространение (три слова на выбор). 

Беспредел, -а, м. (разг.). Крайняя степень беззакония, беспорядка. 

Спонсор, -а, м. Лицо, организация, фирма, выступающие  как поручитель, заказчик, устроитель, финансирующая сторона. С. художественной выставки. II прил. спонсорский, -ая, -ое. 

Плейер  или плеер, -а, м. Устройство или программа  для воспроизведения аудио- или  видео записи. 

4. Подберите,  если это возможно, к существительным  мужского рожа соотносительные  с ними по смыслу существительные  женского рода. Отметьте случаи  отсутствия родовой пары.

повар – повариха

продавец  – продавщица

труженик  – труженица 

отсутствия  родовой пары у следующих слов: 

адвокат                           преподаватель 

аспирант                         посол

врач                                  профессор

директор                         шофер

доцент                             шеф

корреспондент               электрик  

5. Какие  нарушения норм, связанные с употреблением  форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте  эти предложения. 

1.Это  худший вариант  решения проблемы. (неправильное применение  превосходной степени прилагательных)

2. Она сегодня самая  красивая. (нарушена форма степеней сравнения имен прилагательных) 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. (неправильное применение  превосходной степени прилагательных) 

6. Раскройте  скобки и выберите нужную падежную  форму. Укажите возможные варианты. 

Ждать автобуса, ждать встречи, ждать решения, искать поддержки, искать дороги, искать славы, искать  спасения, требовать  денег, просить слова, просить прощения, просить помощи, бояться бабушки.  

7. Исправьте  ошибки, допущенные в следующих  предложениях. Какие нормы управления  в них нарушены? Укажите в скобочках. 

1. В их выступлениях  чувствовалась уверенность  в победе.( Нарушение синтаксической нормы. Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово)

2. Им руководила  жажда деятельности. (нарушена морфологическая норма, ненормативное употребление предлога)

3. Следует уделять  большее внимание  орфографии. (Нарушение синтаксической нормы. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово)

4. Первоклассники уже  отличают звук  от буквы. (Нарушение синтаксической нормы. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово)

5. Мужество десантников  вселяло страх  в противника. (Нарушение синтаксической нормы. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово)

6. Мать тревожилась  за ребенка. (Нарушение синтаксической нормы. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово) 

8. В  сочинениях абитуриентов были  отмечены стилистические ошибки. Найдите их в приведенных ниже  предложениях и объясните, чем  они вызваны. Какие еще нарушения  норм вы можете отметить в этих предложениях? 

1. Для Есенина никакая  пальма не могла  идти в сравнение  даже с самой  маленькой вшивой березкой. 2. Все боятся Кабанихи. Вот и Тихон сваливает от матери к стакану. 3. Монолог Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа «Война и мир». 4. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ничего себе, отдохнул! 5. Часто, если кто из пары не нравится, родители едят их. 6. Печорин – человек средних лет, т.е. он уже много покрутился на своем веку, но еще не консерватор.

  Ошибки:

- смешение разговорного и художественного стилей речи

- неверное  употребление фразеологического  оборота

- неточный  выбор синонима. 

9. Самостоятельно  составьте или подберите в авторитетных источниках тексты научного и официально-делового стилей на одну и ту же тему (тему определите самостоятельно). Назовите жанр текстов и  языковые средства, посредством, которых созданы тексты.

  1. Научный стиль, жанр – учебная литература.
 

Гроза – атмосферное явление, заключающееся  в электрических разрядах между  так называемыми облаками и земной поверхностью, а так же находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром. 

      2. Официально – деловой стиль,  жанр – информирование. 

Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром  и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая  продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 м/с. Причинен ущерб собственности нескольких колхозов исчисляемый сотнями тысяч рублей. 

10. Приведите  примеры правильного и неправильного  использования Вы- и Ты- обращения  в различных жанрах деловой  речи (из личного опыта). Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться: : 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; вы не скажете который час?

Информация о работе Контрольная работа по «Культура речи и деловое общение»