Контрольная работа по "Культура речи и деловое общение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:31, контрольная работа

Описание

Подберите в художественной или публицистической литературе пример выстраивания делового взаимодействия. Охарактеризуйте пример с точки зрения структуры и механизма коммуникативного планирования и достижения цели.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 27.92 Кб (Скачать документ)
  1.   Подберите в художественной  или публицистической  литературе пример  выстраивания делового  взаимодействия. Охарактеризуйте  пример с точки  зрения структуры  и механизма коммуникативного  планирования и  достижения цели.

По определению, общение – это сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.       Г.М.Андреева предлагает выделять в феномене межличностного взаимодействия 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативный аспект состоит в обмене информацией между взаимодействующими сторонами. Интерактивная сторона заключается в в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.  Иногда в аналогии используются другие термины. Так, например, в общении выделяют 3 функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникатиную. Все обозначенные стороны взаимодействия выявляются в условиях непосредственного контакта между индивидами, что полностью применимо к деловому общению продавца и покупателя.

Виды взаимодействия. 

В.А.Соснин и П.А.Лунев выделяют следующие виды общения: понимающее, принижающе-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное. Понимающее (диагностическое) общение ориентировано на понимание собеседника, его уважение, отсутствие каких бы то ни было негативных оценок его состояния и высказываний. Принижающе-уступчивое общение основано на сознательном занижении одного из субъектов, на его постоянных уступках другому. Стремление понять другго субъекта при этом все-таки присутствует. Директивное общение ведет к психологическому воздействию на индивида для достижения своих целей (манипуляция). При этом ярко выражены стремление добиться от собеседника принятия своих взглядов, положений, указаний. Защитно-агрессивная модель общения предполагает, что индивид соглашается с высказанными ему пожеланиями, указаниями. Однако эта форма взаимодействия, в отличие от директивной, сопровождается сознательным унижением партнера по общению, игнорированием его интересов и эмоционального состояния.   В рассказе М. Зощенко «Три документа» главный герой Константин Печенкин пишет заявление. Конечно, использование элементов, явно не соответствующих изображаемой ситуации, создает комический эффект (подробность изложения без необходимости; излишняя эмоциональность). Но, с точки зрения механизма коммуникативного планирования и достижения цели, документ выстроен логически верно. Кратко излагая суть проблемы, (аргументация просьбы) заявитель просит «выдать из казенных сумм субсидию для покупки зимнего пальто». В заявлении (в тексте) присутствует «шапка», что соответствует стандарту должного документа. Автор использует фразы (спешу уведомить, обращаюсь с просьбой) соответствующие официально-делового стиля, синтаксические конструкции, свойственные жанру.

Далее хочу привести пример деловых взаимоотношений  продавца и покупателя в художественной литературе из поэмы Михаила Васильевича  Гоголя  «Мертвые души» героев поэмы Собакевича и Чичикова.   Чичиков — «рыцарь копейки», ради последней в сущности он и совершает свои «подвиги». Биография Чичикова (глава 11) есть ряд предварительных деяний к главному подвигу жизни - скупке мертвых душ. Чичиков стремится нарастить копейку из ничего, так сказать, «из воздуха». Еще будучи школьником, Чичиков пустил в оборот полтину, оставленную ему отцом: «слепил из воску снегиря», выкрасил и выгодно продал; перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке; два месяца дрессировал мышь и тоже выгодно продал. Полтину Чичиков превратил в пять рублей и зашил в мешочек.   В диалоге с Собакевичем, заключается суть беседы(торг), Чичиков придерживается ровного тона, использует «слова вежливости», хотя это удается ему с трудом (его собеседник раздражен).    Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю.          В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какой-то намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич.— Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час,— прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан... Максим Телятников... А Еремей Скороплехин!» и т. д.

   От расположения  и открытости клиента, с одной  стороны, и способности продавца  привлечь его внимание – с  другой, часто зависит установление  и сохранение отношений. Энтузиазм,  энергичность, динамизм – это  те составляющие, без которых  невозможно создать атмосферу,  наиболее благоприятную установлению  отношений с покупателем. Здесь  речь идет об энтузиазме продавца, предлагающего товар, а также  об его отношении к своей  профессии. Действительно, продавцу  сложно убедить покупателя в  необходимости совершения покупки  или услуги, если самому она  представляется сомнительной. Конечно,  всегда можно ввести партнера  в заблуждение, но невозможно  долго удерживать его в таком  состоянии – т.е. продавец должен  быть конгруэнтен. Точно также  нельзя постоянно скрывать отсутствие  интереса и игнорировать свои  обязательства. Все это может  привести к нарушению атмосферы  доверия и к возникновению  ситуации, когда клиент будет  иметь возможность ослабить позиции  продавца.  В целом, негативное  настроение создает атмосферу  подозрительности, которая не способствует  конструктивному развитию отношений.  Большое значение имеет физический  акт встречи: приветливый и  прямой взгляд, желание быстро  подойти к сути, привлекая внимание  покупателя к предлагаемому. Очевидно, что продавец должен иметь соответствующий вид, быть корректно одет. 

  1. Придумайте  и опишите игровую  модель отчета начальника отдела кадров после  беседы с пятью  претендентами на вакансию руководителя проекта. Смоделируйте различные психологические  и поведенческие  типажи.
 

    Как уже отмечалось выше, в силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического  опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные  элементы ДИ у других авторов. Мы приводим ниже структурную схему деловой  игры, заимствованную у А.А. Вербицкого, поскольку он является одним из самых  авторитетных специалистов в этой области (схема 6.7).  
Постараемся, насколько позволяют рамки настоящего раздела, прокомментировать данную схему.  
      Имитационная модель - прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.  
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.  
Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.  
Разработанная с помощью известных принципов и средств  
Педагогическое проектирование и педагогические технологии 199  
моделирования имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.  
      Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Так, например, схема ДИ "Лекция", которую целесообразно проводить со слушателями ИПК или ФПК, может иметь следующий вид:  
     Сценарий. Под сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы (см. схему игры "Лекция"). Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.  
Важный элемент сценария - способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.  
Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.  
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.  
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик, Энтузиаст и т.д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.  
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.  
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:  
• правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;  
• правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;  
• характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;  
• правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.  

    Педагогическое  проектирование и педагогические технологии 201  
В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.  
Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем - оценки преподавателя-ведущего.  
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры - это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.  
       

    Пример:

    - Добрый день, присаживайтесь, коллега,  как обстоят дела с выбором  претендента на должность руководителя  новым проектом?

    - Вчера я побеседовал с пятью  претендентами. Все достаточно  серьезны, обладают необходимой  для работы информацией.

    - Ознакомьте с результатами собеседования.

    - Итак, Иванов Александр, 35 лет, женат,  имеет двоих детей, Красный  диплом по специальности «менеджер». Достаточно уверен в себе, но слишком амбициозен. Колаева Елена , 28 лет, не замужем. Закончила РГТЭУ по специальности «аудит и кредитование». Имеет пятилетний опыт работы в крупной московской фирме. Целеустремлённа, владеет необходимыми знаниями, но не умеет мыслить нестандартно. Петров Николай, 24 года, выпускник экономического вуза, знаком с новейшими технологиями. Есть потенциал и большое желание работать. Кузнецкая Наталья, 32 года, имеет несколько дипломов: экономический, менеджер, программист. Перспективная кандидатура. Самодостаточная личность. Симонов Сергей, 27 лет. кандидат наук в экономической сфере,  стаж работы – 5 лет в строительно й компании. Положительные рекомендации. Есть авторские свидетельства о рационализаторских предложениях.

    - Что ж, спасибо. Личные дела  оставьте у меня. Решение будет  принято на собрании трудового  коллектива.  

  1. Напишите  эссе на тему «Образ делового человека в  художественной литературе» (анализ образа делового человека с примерами)
 

   Деловой человек. Какой он? Какими качествами обладает? Слово «деловой» образовано от слова «дело». Ряд можно предположить однокоренными «деловитый», «делатель».

Деловой человек всегда должен знать, когда, кому и что можно и нужно  сказать.

     Целеустремленность. Предприниматель должен иметь очень  четкое представление о том, чего он хочет добиться. Естественно, что  любое предприятие задумывается для получения прибыли. Если начинающего  предпринимателя разочарует любая  сумма, меньшая миллиарда, значит миллиард и будет его конечной целью. Если же десять тысяч в месяц вызовут у бизнесмена чувство гордости – значит это и тем, чего он хочет получить от бизнеса. Самое главное, твердо идти к намеченной цели, не распыляя свои усилия на посторонние дела.

     Терпеливость  и устойчивость к стрессам. Входя  в деловое сообщество, нужно понимать, что новый бизнес не может начать приносить доход сразу. На пути к  своей цели бизнесмен должен преодолеть немало препятствий, которые иногда кажутся совершенно непреодолимыми.  Энергичность. Здоровый образ жизни, спорт, правильный режим питания и отдыха – необходимые условия для эффективной и плодотворной работы делового человека. Организованность. Совершенно необходимое качество для современного делового человека. Внутренняя организованность предпринимателя предполагает не только пунктуальность и честность в отношениях с клиентами и деловыми партнерами.

    Самокритичность. Готовность к риску.

Эти и  другие качества очень важны для  формирования современного делового человека.

Такой «деловой» персонаж присутствует в  романе М.В. Гоголя «Мертвые души». Автор  и характеризует его словом «дельный».

      В центре повествования поэмы жульническая афера с куплей-продажей «мертвых душ». Проворачивает ее поистине деловой  человек. он отличается энергией, деловой хваткой и устремленностью. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумывает грандиозное мошенничество. В этом замысле ему помогает искусство перевоплощения. То он чувствителен,  то торгуется, как кулак, делец, который никогда не упускает выгоды, то грубоват и резок, то вдруг превращается в «благодетеля». В образе Чичикова, Гоголь вывел нового человека, предпринимателя. И несмотря на то, что он определен как воплощение «мертвых душ», подлости, надо отдать должное Чичикову. Он обладает всеми качествами делового человека: предпринимательство, знание психологии, умение манипулировать, практичностью. Он настоящий комбинатор и делец. Жаль, что его помыслами руководит безнравственность… 

Информация о работе Контрольная работа по "Культура речи и деловое общение"