Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛогия.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

    Вопрос 7. Особенности и  достижения культуры эллинизма.

    Ответ:

          Понятие  "Эллинизм"  обозначает  историческую  эпоху,  которая началась с воцарением Александра  Македонского  и  окончилась  с  включением Птолемеевского Египта в  состав  римского  государства  (336-330  до  н.э.). Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до  н.э. значение полисов  упало,  и  они  переживали  острый  социально-политический кризис.  В  этих  условиях  усилившаяся  Македония  добилась   политического господства над греческими полисами. В Македонии к тому  времени  утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в  городе  Пелла.  хотя  в горных районах еще было сильным влияние родовой знати.  В то  же  время в персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления.

          Для  преодоления  кризиса  в  Греции  были  предприняты   под   руководством

    Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистическая  эпоха охватывает:  период походов Александра Македонского вплоть до Инда  (334-323  до  н.э.), распад   этого   государства   и   образование   на   его   основе "эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов  (323-280 до н.э.). Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230 до н.э.).10

          Классическая культура Древней Греции стала преемницей  древневосточных культур  и  колыбелью  европейской  культуры.  Одной   из   важнейших   черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от  слова  интеракция  — взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли  в  XXI  в. до н.э. с севера и северо-запада  и  создали  в  Афинах,  Микенах,  Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а около  XVI  в.  до  н.э.  завоевали  Крит.  В результате  возникла  культура,  представлявшая  собой  своеобразную   смесь критской  и  ахейской  культур,  остатки  которой  еще   можно   увидеть   в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, микенах и  Тиринфе.  Именно из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой  мифологией  черпали  сюжеты Гомер  и   древнегреческие   трагики,   создавая   прекрасные   произведения европейской литературы.

          Культура греков породила  технику,  первым  выражением  которой   стало военное  искусство   и  применяемая  в  нем   тактика.  Благодаря  чему  греки  одерживали победы в битвах  и победоносно свершили персидские войны.  Если  в войнах Гомера главную роль играли сила  и  ловкость  отдельных  героев  типа Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру,  не  проницаемую  для отдельного воина. Эта фаланга является не просто  военным  изобретением,  но духовным  выражением  интерактивной культуры  греческих городов-государств (полисов). В этих  полисах не  было  ни  монархов,  ни  жреческих каст,  а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

          Демократия  —  другая  черта классической  древнегреческой культуры. Государство  не  существовало  «вне»  и  «над»  гражданами,  они  сами  были государством  со  всеми  его  культовыми,   гражданскими   и   эстетическими установлениями. В  значительной  мере  свободная  от оттенка официальности жизнь   и   деятельность   античного   грека,   которые   достигают   своего кульминационного  выражения  именно  в   классической   культуре.   Конечно, существование  такого  рода  культуры  было  возможно  лишь  в  сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы  имеем  дело  уже  с  иной культурой.

          Еще одной характерной чертой  классической греческой культуры  является пронизывающая  весь  уклад   жизни   полиса   борьба   (агон),   состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.  Такой  момент  наличествовал  и  в  постановках трагедий, связанных с культом Диониса,  проводимых  как  соревнование  между тремя коллективами, составленными из  хора,  актеров  и  драматурга.  Особое значение спор — агон приобрел  в  спортивных  состязаниях,  получивших  свою классическую форму в Олимпийских играх.

          И наконец, следует отметить  такую яркую черту  классической  греческой культуры,  антропоцентризм.  Именно  в  Афинах  философ  Протагор  из  Абдер провозглашает знаменитое изречение «человек  есть  мера  всех  вещей»,  а  в софокловской  «Антигоне»  лучше   всего   выражено   удивление   свершениями человека. Для греков человек был  олицетворением  всего  сущего,  прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик,  возведенный к прекрасной норме, был  не  только  преобладающей,  но  почти  единственной темой классического искусства, природа  же  передавалась  скупыми  намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи.  Антропоцентризмхарактерен и для других сфер классической греческой культуры.

          Назначение культуры  у  древних   греков  —  содействие  гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному  и  профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному  — гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как  политическая  и правовая  культура,  они  видели  разумное   противодействие   любого   рода социальным   конфликтам   и    потрясениям,   угрожающим    социальной    и государственной целостности.

          Картина афинской демократии  будет  неполной,  если  из  нее  исключить закон, способы и  методы  поддержания  правопорядка.  Это  была  демократия, которая ставила закон выше  власти  и  не  допускала действий  в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без  соблюдения строго установленных  обычаем  и  законом  процедур. 

          Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным  к

    равному  себе.  Немалая  заслуга  в  развитии   правосознания   принадлежала философам,  учителям  софистам,  чье  искусство  было  неотъемлемой   частью просвещенной общественной жизни. Театр,  поэзия,  изобразительное  искусство были в Афинах не мнимым, а  подлинным  достоянием  народа,  облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также  и  религиозное  сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.

          Первоначальные религиозные представления  развивали поэты  и  писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также  и политическое  значение.  Мифы  постоянно  сопутствовали  развитию  греческой литературы,  доставляя  ей  на  протяжении  многих  веков  ее  существования важнейшие мотивы. Особенно обильно черпают из мифологической тематики  эпос, трагедия и  в  значительной  мере  лирика.  Представление  богов  и  героев, иллюстрация  мифологических  мотивов  всегда  являлись   важнейшими   темами живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод  способствовали  определению личности, черт, атрибутов и сфер  деятельности  отдельных  богов  и  героев, настолько Фидий и его последователи дали пластическое  видение  их  фигур  и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

          В классическую эпоху  (480—300  гг.  до  н.э.)  творчески  развиваются старые мотивы и вводится много новых. Жившие тогда знаменитые  скульпторы  — Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас,  Лисипп  и  многие  другие  —  и художники,   произведения   которых   безвозвратно    погибли,    полностью, преобразили пластическое видение богов  древней  Эллады.  В  V  в.  до  н.э. внимание акцентировалось на  достоинстве  и  недоступном  величии  богов,  в следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку,  жители Олимпа  приобрели  многие   человеческие   черты.   Отличительными   чертами древнегреческой религии являются  обожествление  природы  и  антропоморфизм. 11

          В античной Греции человек  живет как Бог в двух мирах  — мире  культа  и мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме теоретико-геометрических  конструкций   мира,   в   системах   Анаксимандра, Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля  и  других  мыслителей. 

          У истоков греческой философии  стоит Пифагор; это не значит, что у него не было предшественников, но он считался по  праву  одним  из  мудрейших.  К числу крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к  нравственным идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор  много  лет  провел  в странствиях,  затем  стал  верховным  жрецом  храма  Аполлона  в  Дельфах  — главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и  пифии,  гадатели  и предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.

          В учении Пифагора проявилась  не только связь культур Египта и  Греции, но  и  дуализм  культуры  греков,  выражающийся  в   параллельном   развитии религиозного  культа  и  человеческих  знаний,  философии   и   практической мудрости.  Пифагор  —  одновременно  один   из   реформаторов   орфического, мистического культа Греции и один из основоположников  греческой  философии, математики и астрономии.

          Демокрит — греческий натурфилософ, атомист - исповедует лучшие  идеалы эллинской культуры, сам следует им  и  других  призывает  следовать  им  же. Демокрит  был последним из  древнегреческих натурфилософов,  у   которого энциклопедические  научные  знания  сочетались   с   социально-политическими разработками и моральной проповедью.

          Софисты восставали против многих  существовавших в их время  учреждений, против  всяких  нравственных  основ   и   обычаев,   проповедовали   крайний индивидуализм. Авторитеты ими низвергались, и в народное  сознание  вносился элемент неверия.

          Против разрушающего нравственность  и  правосознание  влияния   софистов выступил Сократ. Именно он заложил прочную  основу  нравственней  философии, создал ту школу в философии,  этике,  политике  и  праве,  которая  избавила древнегреческое политическое сознание от  крайностей  индивидуализма  с  его релятивизмом и скепсисом.

          Необходимо учитывать также и тот момент,  что свой  вклад в расцвет классической  культуры  Греции  внесли  носители  высокой  культуры   Микен, которые нашли  убежище  от  дорийцев  в  Афинах;  сохраненные  ими  элементы блестящей прошлой культуры  повлияли  на  возникновение  «греческого  чуда», ярко  проявившегося  в  Золотом  веке  Перикла.  Феномен  «греческого  чуда» состоит в необычном расцвете в кругу древневосточных сакральных  цивилизаций греческой  культуры:  эпоса,  философии,  театра,   скульптуры.   В   основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы:  частная собственность,  рабство,   полисная   демократия,   отсутствие   чиновничье-бюрократической элиты  и  жреческой  касты,  десакрализация  политической  и культурной жизни (специфически античное явление),  возникновение  греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся  людьми, которые  занимались   духовным   производством,   созданием   высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление  греческого  типа культуры, переход от мифологического  мышления  к  теоретической  рефлексии, расцвет искусства.

          Античная культура Эллады пронизана  искусством,  на  что  указывал  еще Винкельман. Греческая философия весьма тесно  связана  с  эстетикой,  и  без нее,  не  может  быть  понята.  Греческая  математика,  философия,   физика, астрономия,  религия  —  «скульптурны  и  осязаемы»,  греческая   поэзия   — «пластична». Пластичность и созерцаемость — основа греческого  мироощущения.

          Отсюда любовь эллинов  прежде всего к пластичным, статичным  видам  искусства — архитектуре и  скульптуре.  Красота  связана  с  неподвижным,  неизменным.

    Структурными  принципами  красоты  являются  гармония,  мера,  соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского  Акрополя  с  его знаменитыми  храмами   Парфенон,   Эрехтейон,   Пропилеи,   этом   кристалле греческого классического искусства. Акрополь был  также  населен  множеством скульптур (чудесная скульптурная  группа,  изображающая  рождение  Афины  из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.

          В Древней Греции, а позднее  и Риме большое значение придавалось  формам человеческого  тела.  Об  этом  свидетельствуют  сохранившиеся  произведения искусства — скульптура, вазопись,  керамика,  на  которой  изображено  много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из  дошедших  до  нас документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал  красоты  человеческого тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврипида, Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в  работах  философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого  тела  в культуре Древней Греции.

          В поэзии  александрийской школы   вспыхивает   последним   отблеском архаическая  ионийская  лирика,  а   в   титанических   образах,   созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гигантов и титанов.

      В  социальной жизни сформировался критерий подлинной ценности человека — в Древней  Элладе сложились  понятия  таких  духовных  ценностей  как  гражданская  свобода  и гражданский долг, как человечность,  гармоничность  развития  личности,  как проблема соотношения личного и общественного и многое другое.

          Значение искусства  эллинизма весьма велико, ибо  оно  лежит  в  основе искусства Древнего Рима, Византии и  Ближнего  Востока.  В  эпоху  эллинизма возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной  культуры,  где расцветают  точные  и  гуманитарные   науки   и   философские   школы,   где перекрещиваются  пути  собственно  греческих  и  древневосточных  культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить,  что  в политике и  науке  был  сделан  шаг  вперед,  а  в  искусстве  она  осталась «ученицей»  классической  Греции.  Культура,  созданная  в  эпоху  античного рабовладельческого  общества,  занимает  совершенно  особое  место   в   том наследии, на которое опирается в  своем  последующем  историческом  развитии человеческая цивилизация. 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"