Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛогия.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

    Вопрос 1. Роль языка в культуре?

    Ответ:

    Язык  человека принято называть “второй  сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира.1 Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том,  оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.

    Интересно, что все попытки научить человекообразных обезьян звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых. Подобные опыты лишь подтверждают тот факт, что человеческая речь в ее современном виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления культуры, сопровождая этот процесс,  развиваясь вместе с ним.

    С древнейших времен до наших дней люди часто приписывают именам людей и названиям предметов магический смысл, волшебное значение. У многих народов, например, сохранилась традиция давать человеку  множество имен, в том числе и такое, которое не произносилось: оно считалось подлинным и настоящим. Запретным для употребления считалось в некоторых религиозных верованиях,  например, у тибетцев или иудеев, “настоящее имя бога”. Люди полагали, что знание имени чего-либо или кого-либо дает определенную власть над носителем этого имени. Недаром же Адам, первое, что сделал после своего сотворения, это дал имена всему,  что окружало, ибо Бог, согласно Библии, назначил ему “владеть  всем”.

      Любая культура опирается подобно  библейскому Адаму на раздачу  “имен” всем предметам и явлениям  мира. Культура находит  яркие, запоминающиеся имена, позволяющие воссоздать в памяти образы отсутствующих предметов, создает огромную систему значений, благодаря которой можно различать, дифференцировать оттенки восприятий и переживаний внешнего мира, выработать сложную иерархию оценок, в которой сконцентрирован опыт многих поколений. Дать имя предмету значит сделать первый шаг на пути к его познанию. А, следовательно, язык выполняет в культуре гносеологическую функцию, о которой подробно речь пойдет ниже.

    Только  благодаря языку возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в силу слаборазвитых речевых центров мозга, о чем свидетельстве анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако   данные археологических раскопок свидетельствуют  и о том, что в этот период  строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е.  существовало  определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь строителями Вавилонской башни. Сопоставление этих  данных позволяет сделать вывод о том, что язык как способ  коммуникации формируется в человеческом сообществе постепенно,  что отражается и на самом физиологическом строении “человека говорящего”. 

    Вопрос  № 2. Основные памятники  художественной культуры египтян.

    Ответ:    

    Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В  конце ІV тыс. до н.э. в  Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил,  сформировалось раннерабовладельческое государство Египет,  которое  стало  одним  из  самых великих центров мировой культуры.

    Историю  Древнего  Египта  делится на  три периода: первый - Древний (2800 -  2250  лет  до  н.э.),  второй  -  Среднее Царство (2050 – 1700 лет  до н.э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070  лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

      Уже в древнем и  Среднем   царствах  были  созданы  уникальные  памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена  и  Микерина,  сфинксы  фараона Хефрена  в  Гизе  и  фараона  Аменемхета  ІІІ  и  множество   художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида  Хеопса  по  размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений мира  (высота  146  м,  длина основы каждой грани 230 м.).

    Пирамиды  и Сфинкс, который входит  в  состав  погребального  комплекса  пирамиды  Хефрена,  принадлежат  к   наиболее   характерным   монументальным памятникам  древнего  Египта.  Пирамиды  были  классическим  типом   царской усыпальницы в  эпоху  Древнего  царства,  а  в  менее  монументальном  виде, сохраняя  свою  внешнюю  форму,  возводились  также  для  фараонов  Среднего царства.

    Монументальный  царский некрополь является наиболее грандиозным  археологическим  комплексом Египта,  свидетельствующим  не  только  о  могуществе  правителей   Древнего царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов,  а  также  о неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

    В гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно  упомянуть  портретные скульптуры царевича  Рахотепа  и  его  жены  Нофрет,  членов  семьи  фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице  Итет, супруги  сановника,  носившего  имя  Нефер-маат,  была  открыта   знаменитая роспись  с  изображением  гусей,  принадлежащая  к  числу  наиболее   ценных памятников живописи рассматриваемого периода.

    Наибольшее  количество памятников наряду с некрополем в Гизэ  принесли раскопки  мастаб  в северной  части Саккары.  К ценнейшим   произведениям искусства принадлежат рельефы на  дереве,  обнаруженные  в гробнице  писца Хесира, относящейся к эпохе III династии.  Его портрет является  одним  из наиболее ранних классических  примеров  канона  в изображении человеческой фигуры  в барельефе.  Среди других  памятников,  датируемых  временем   IV династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его жену. К известнейшим  произведениям  египетского  искусства  принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на  коленях  (V  династия),  а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых  физическим трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В  гробнице  вельможи Каапера  была  найдена  известная  реалистическая  скульптура   из   дерева, получившая  название  «сельский  староста»  (по-арабски  Шейх-эль-Белед).  В мастабе Ти, стражника пирамид  и  надгробного  храма  фараона  Сахура,  были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти,  а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях.2

    Древние египтяне обожествляли природу и  земную власть. Звери считались священными, их  держали  при  храмах,  а  после  смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища  баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость  египетских богов, верховным среди  которых  считался  бог  Солнца  Ра,  которого  часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался  "сыном  солнца"  с  этим связанные и почести, которые ему отдавались, и  соответственное  отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени  и земной  реальности.  В   скульптурах   он   изображался   спокойно-холодным, неземным.

    В период Нового Царства расцвела архитектура  храмов.  В  то  же  время широко проводилось сооружение святилищ.  Самыми  известными  являются  храмы Амона-Ра в Луксоре  и  Карнаке  недалеко  от  Фив.  Характерная  черта  этих сооружений  -  масса  разнообразных  колонн,  которые  символизировали  лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми   звездами,  и  создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

    Очень интересны росписи гробниц в Фивах,  которые впечатляют  своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне  ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги  -  в профиль,  а торс  - развернутым. Только  в VІІ  в до  н.э.  в  египетском  искусстве  исчезает традиция такого изображения.

    Значительные  достижения египтян в физике,  химии, медицине,  хирургии. Они  пользовались  десятичной  системой   исчисления,   им   были   известны арифметические  и  геометрические   прогрессии.   Древние   египтяне   умели предвидеть  затмение  солнца,  другие  явления  природы,  особенно   периоды разлива Нила, от которых зависела системы орошения полей.

      Высокого уровня в Древнем  Египте достигли  различные   виды  искусства, для них характерен  необычайный  расцвет.  Раннее  изобретение  письменности способствовало  развитию  высокохудожественной  словесности   во   всех   ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние  мифы,  сказки,  повести, басни, дидактические  произведения,  философские диалоги,  гимны,  молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.  С древности,  прежде  всего в связи с культовыми действиями и церемониями,  развивались музыка,  изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие  сановники  окружали себя скульпторами,  архитекторами,  певцами,  танцовщицами,  музыкантами.  В более поздний период развивается религиозная  драма  и  появляется  светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте  существовали  даже труппы  бродячих   актеров.   Высокого   художественного   уровня   достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура.  До  сих пор поражают зрителя мастерством статуя  писца  Каи,  скульптурные  портреты царицы Хатшепсут,  фараона  Эхнатона  и  удивительный  своей  одухотворенной красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и  колоссальные  храмы в Луксоре и Карнаке.   

    В основе  календаря,  которым  мы  пользуемся  сегодня,  лежит,  в  конечном  счете,  египетский  календарь:  именно  он  был  первым  солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие  от  лунного,  месяцы которого свободно  перемещаются  по  сезонам  года).  В  основе  европейской медицины  лежит  древнеегипетская  медицина,  имеется   предположение,   что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего  в качестве прототипа латинского алфавита.

    Большое влияние на  древние  народы  имела  религия  древних  египтян: известен  культ  египетских  божеств  у  греков  и   римлян.   Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале  своего  развития  впитало в себя  ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами. 

    Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.

    Ответ:

    Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4—1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — ШумерАккадВавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

       Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия — тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле — также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.

      Вавилонские математики широко  пользовались созданной ещё шумерами  шестидесятеричной позиционной  системой счёта; на основе этой  системы были составлены различные  вычислительные таблицы: деления  и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др.. Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методами нахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе. 

       Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике. 

       Попыткой обобщения географических представлений является «карта мира», где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес», на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. — от Испании до Индии).

      Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.  

       Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера — «Дильбат», Юпитер — «Мулубаббар» («звезда-солнце»), Марс — «Залбатану» и Сатурн — «Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса — промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.4  

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"