Контрольная работа по "Истории Древнего Рима"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:53, контрольная работа

Описание

1. Периоды развития культуры Древнего Рима. Ее особенности и взаимосвязь с древнегреческой и другими культурами.
2. Древнеримская архитектура, скульптура.
3. Творчество писателей «золотого века» - Вергилия, Горация, Овидия и других.

Работа состоит из  1 файл

Тема 11.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

                           Тема 11. Культура  Древнего Рима.

1. Периоды развития культуры Древнего Рима. Ее особенности и взаимосвязь с древнегреческой и другими культурами.

2. Древнеримская архитектура, скульптура.

3. Творчество писателей «золотого века» - Вергилия, Горация, Овидия и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Периоды развития  культуры Древнего  Рима. Ее особенности  и взаимосвязь  с древнегреческой  и другими культурами.

      Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, которые вошли в состав колоссальной Римской империи - от Британских островов до Египта.

      Следует сразу же подчеркнуть,  что Рим. в отличие от Афин, не создал высокой культуры  уже на начальных этапах своей  история. Не было у римлян и такой разветвленной и сложной мифологии, как у греков.

      Римская культура сложилась под  влиянием культур многих народов - от этрусков и греков до народов, покоренных Древним Римом, у которых римляне многому научились, подняв свой обшнй уровень до невиданных высот. В свою очередь римская культура оказала огромное влияние на соседей-варваров и на последующее развитие Европы.

      В Средиземноморье наблюдались два процесса; в восточной его части процветали эллинистические центры, в западной наращивал военную мощь Рим. Небольшая республика на берегах Тибра, со временем ставшая хозяином всего Апеннинского полуострова, превратилась в I в. до н.э. в огромную империю, поглотившую все Средиземноморье и весь античный мир.

      До мирового господства Рим в своем развитии прошел стадии от

      царской власти (VIII-VI вв. до н.э.),

      республики (VI- I вв. до н.э.) до

      империи (I в. до н.э. – 476 г. н.э.).

      Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. — времени основания города, Первый, царский, период истории охватывает VIII-

VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился  как город-государство греческого  типа. По преданию, в Риме правили  семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания во полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, архитектура дома с атрием — крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

      Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом, облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме — был построен этрусскими мастерами.

       Государственное строительство ранней эпохи заканчивается провозглашением города республикой (510 г. н.э.). Царь Тарквиний Гордый, по происхождению этруск, был изгнан из Рима. К IV веку этруски уже забыли свой язык и никто не мог прочитать этруские надписи. По сути, погибла культура целого народа, уже имевшего опыт жизни в цивилизации, а латины, менее развитые в культурном отношении, дали начало новой римской культуре. Падение царской власти было предрешено разложением родовых отношений и возвышением аристократии. Родовая аристократия использовала для своего возвышения ager publicum – общественное поле, приватизируя пашню и продукты общественного труда, превращая общественную собственность в частную. Патрициям противостояли плебеи, не получившие ничего при делении общественного достояния.

      Для культуры республиканского периода характерно проникновение в высшие круги римского общества греческого языка, греческой образованности, большое влияние эллинистических обычаев на быт и образ жизни римской знати. Эллинистическое влияние способствовало распространению образованности в высших слоях общества.

      С 31 г. до н.э. начинается новая страница в  Римской истории — история Империи. Конец I в. до н.э. — II в. н.э. — время ранней Империи — эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.                    

      Для религии эпохи принципата характерно установление новых

культов — почитание  императоров, объявляющихся после  смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

      Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I—II вв. н.э. придавалось географическим знаниям — появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 — ок. 160). «Естественную историю», являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24—79).

      Вывод: Культура Древнего Рима прошла в своем историческом развитии три периода: царский, период республики и период империи, и в каждом из них культура проходила определенные этапы своего становления.

      В отличие от культуры Древней Греции, которая возникает как нецентрализованная, многополюсная, культура Древнего Рима – это единая, государственно поддерживаемая, централизованная культура. Рим возникнув как поселение маленькой общины, со временем превращается в политический, административный, культурный центр огромной жестко централизованной империи.

 2. Древнеримская архитектура, скульптура.

      «Золотой век» Августа создал вокруг императора ореол бессмертия. Рим начинает строить себе памятники. Себе и своей семье Август соорудил на Марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, он состоял из двух огромных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями.                                                                   

      Уже при первых преемниках Августа начинает постепенно исчезать мнимая идеалистичность «Золотого века». Новой вехой в общественной и культурной жизни стало правление императора Нерона (правил с 54 по 68 гг. н.э.) - жестокий, самовлюбленный, развратный деспот на римском троне.

Император Нерон  решил придать Риму новый облик. Он воспринимал Рим, как свое собственное владение, центром которого должен быть его дворец. По его приказу были сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император и соорудил свой знаменитый золотой дворец. Бесконечными репрессиями и конфискациями Нерон восстановил против себя разные слои римского общества и, в конце концов, был низложен.

      Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и огобенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружении характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

      Римские архитекторы разработали  новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли  арки, своды и купола, наряду с  колоннами использовали столбы  и пилястры. Во II - I вв. до н. э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

      Завоевание Греции и эллинистических  государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины.

      К I—II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

      Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. Так, 30-метровую колонну императора Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна.

      Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в  79 г. н.э.

      У этрусков рано начала развиваться  скульптура. Древнейшими ее образцами являются терракотовые похоронные урны - каноны для пепла умерших. Они имеют веки (крышки) с изображениями фигуры или бюста покойника. Такого же типа полуфигуры украшают веки саркофагов. Мастера показывают умерших, будто живих. Их глаза широко открыты, на лицах радостная улыбка. Они будто забыли, что их ложе - это смертный одр. Такими же радостными были боги этрусков. К нашему времени дошло несколько скульптур богов, найденных в святилище г.Веи. Похоже, что это етруские "Аполлон" и "Гермес". Можно догадываться, что эти боги являются только совершенными людьми, которые еще не поднялись из земли в надоблачные высоты. Этруски создали и эмблему Рима - статую волчицы, которая, по легенде, выкормила основателей города Ромула и Рэма. Фигуру волчицы вылито из бронзы. Злой хищник с разинутой пастью и вместе с тем милосердна мать. Волчица застывшая в настороженной позе, будто прислушиваясь к чему-то.

      С V ст. к н.э. начинается упадок етруских городов. В IV ст. к н.э. Этрурия попадает под власть Риму, и с той поры уже культура Римской республики играет ведущую роль.

      Одно из наиболее весомых достижений  римского искусства -скульптурный портрет. В отличие от классического греческого портрета, который показывал идеально прекрасного человека, римский портрет тяготел к подчеркнутому натурализму. Среди его истоков древнеримский обычай снимать восковую маску с лица покойника и хранить ее в доме потомков. В лицах римских портретов республиканского периода можно заметить старание художников зафиксировать в произведении "голую правду" (что приближает древнеримское искусство скульптурного портрета к стилистике "веризма" - направления в итальянском искусстве второй половины XIX ст.). Чаще всего изображаемые на этих портретах - люди без мечты, ограниченные и сугубо земные, однако технику выполнения этих произведений можно назвать безупречной, и вдобавок ощутимым является желание скульпторов выразить таким способом психологию трезвых прагматических завоевателей.

Вывод: Развитие римской архитектуры и скульптуры припадало на период правления императора Августа. Именно в этот период наиболее четко прослеживался расцвет римской культуры – «Золотой век», - так он назван в исторических источниках.

      В целом можно сказать, что  архитектура и скульптура в Древнем Риме развивалась на достаточно высоком  для того времени уровне, о чем свидетельствует наличие в Риме большого количества архитектурных памятников и скульптур. 

3. Творчество писателей  «золотого века»  - Вергилия, Горация,  Овидия и других.

            Вокруг Августа и его близкого приятеля и советника, известного богатея, почитателя поэзии Гая Цильнея Мецената (близко 74-8 гг. к н.э.) приблизительно в 40-37 гг. н.э. сформировался кружок талантливых римлян, в который входили поэты Вергилий. Гораций. Кружок прекратил свое существование после 23 г. к н.э. Август протежировал литературе как по естественной наклонности, так и по расчету. Меценат любил искусство, высоко ценил его влияние на общественную мысль, материально поддерживал поэтов, в частности известных ныне во всем мире Вергилия и Горация, заботился о том, чтобы они славили императора и империю вообще, тратя на это многому денег. Более позднее имя Мецената стало общим названием для покровителей искусства. Меценатами называли людей, которые постоянно материально помогали художникам, писателям, актерам.

      Главой литературного кружка Мецената был Публий Вергилий Марон (15.10.70 - 21.09.19 гг. к н.э.) — величайший римский поэт времен Августа. Над своими произведениями Вергилий работал медленно и долго, тщательно обрабатывая их. Первый значительному его произведением был сборник с 10 стихов (эклог) « Буколики» (близко 42-39 гг. к н.е). Буколика ( от греч. "bukolos"' — пастух) означает пастушья поэзия, пастушьи песни. Как литературный жанр буколика возникшая в эпоху эллинизма, когда в обществе (особенно в его обезпеченных слоях) появилась усталость от городского жизни и склонность к идеализации жизни на лоне природы. Представителем этого жанр в римской литературе стал Вергилий. Его « Буколики»,  где воспета сельская идиллия, жизни на лоне природы, дали начало всей европейской буколике (пасторальной) поэзии.

      В 30 г., а по некоторым данным  в 29 г. к н.э., Вергилий закончил следующую  свою знаменитую поэму «Георгики» (« О земледелии»). Ее он посвятил Августу и Меценату в знак  благодарности за возвращение раннее отобранное у него имения. Поэма составляется с четверых книг, каждая с которых посвящена определенной области сельского хозяйства: хлебопашеству, виноградарству и лесоводству, скотоводству, пчеловодству. В этом стихотворном сельскохозяйственном трактате Вергилий подчеркивал моральные ценности земледельческой работы, воспевал наслаждения сельского жизни. Поэма написана по совету Мецената, по которому стояла воля самого Августа. Последний хотел подкрепить поэзией свои усилия, направленные на возрождение земледелия в стране.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории Древнего Рима"