Концепт: Образование в современной Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Эта тема имеет огромное значение для российской педагогики, потому что, зная тонкости национальных традиций, можно сделать правильные выводы, почему Япония имеет огромные успехи в информационно-технической сфере, почему учителя почитают и относятся к нему, как к профессии уважительной. Этим объясняется актуальность выбранной темы "Концепт: Образование в современной Японии" курсовой работы.

Работа состоит из  1 файл

Школы и высшие учебные заведения.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

     Для девочек же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных лет становятся годами безоблачного счастья. После  уроков, когда мальчишки сидят  по домам над книжками или занимаются в дзюку (репетиторская школа), школьницы выстраиваются у модных магазинов, подолгу засиживаются в кафе и чайных. Главное предназначение женщины, считают здесь, - это все-таки не служба, а материнство.

     Разумеется, девушка должна поработать несколько  лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества.

     Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся мечты.

     В старших классах для девушек  отводится гораздо меньше вакансий, и у них еще меньше шансов поступить  в престижные университеты. Правда, в Японии действует инициативная группа "За подлинное женское  равноправие в школе", но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку  дело здесь в национальных традициях, которые в Японии священны. 

4. История становления  современной школы

     Для того, чтобы понять, почему же современное  школьное образование в Японии разделено  на несколько ступеней, количество частных школ ограничено, и некоторые  положения напоминают по своей сути американскую систему образования, следует обратиться к истории  становления современной системы.

     История может быть разделена на следующие  пять периодов:

     1. Период основания (1868-1885). Был основан  первоначальный корпус современного  образования.

     2. Период консолидации (1886-1916). Были  изданы разнообразные школьные  законы, была создана систематическая  образовательная структура. 

     3. Период экспансии (1917-1936). Образовательная  система базировалась на рекомендациях  Чрезвычайного Совета по Образованию  (1917-1919)

     4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского  образования. 

     5. Современный период (1945-наши дни). Образовательные реформы во время  союзнической оккупации. 

     I период (1868 – 1885 года)

     Начало  периода реставрации Мэйдзи характеризует  переход Японии от эпохи невежества к эпохе цивилизации и просвещения.

     Ярким представителем эпохи Мэйдзи является Фукудзава Юкити. Он был человеком, сподвигнувшим всю нацию вступить на путь образования и просвещения. Его публикация «Призыв к знаниям», где он критикует конфуцианские ценности и возносит в глазах западные идеи. Благодаря его трудам, в школьную программу того времени были включены занятия, посвященные Западу.

     Но  консерваторы не дремали даже в то время. Такая решительная реформа  Фукудзава Юкити привела к  расколу общества на два лагеря, каждый из которых отстаивал свои принципы и взгляды на систему  образования. И, как обычно, японцы нашли  компромисс даже в такой сложной  ситуации. Они взяли все самое лучшее из обеих предложенных систем и сформировали что-то совсем новое, соединив ведущие мировые традиции образования и духовные ценности Японии.

     Итогом  всех этих преобразований явилось возникновения  Министерства Просвещения, которое было создано в 1871 году, а уже в 1872 году правительство Мэйдзи разработало план реформы современной школы. Через некоторое время был принят Закон об образовании, цели которого были четко сформулированы в Осейдасачешо (сопроводительный документ):

     1. образование должно обеспечивать  успешное продвижение человека  по социальной лестнице;

     2. функция школ состоит в том,  чтобы прививать патриотические  чувства у каждого человека;

     3. все японцы должны обучиться  практическим наукам, что, в конечном  счете, принесёт пользу обществу  и поможет построить современное  государство. 

     Для этих целей была введена система обязательного обучения, которая в те далекие года занимала всего 4 года. Не секрет, что это образование получали не все поголовно, а только правящие слои общества, на тот момент к ним относились самурайские семьи (своего рода феодалы Японии) и высшие слои общества.

     Правительство на этом не остановилось. Людям нужно  было внушить идею, ради которой  они пойдут учиться. Эта идея была сформирована как обучения для  «личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах». Считалось, что наука и образование поднимут волю народа. Но вместе с обязательным образованием в школы хлынул довольно-таки большое количество учеников, и правительство решило отменить декрет об оплате образования из «казны».

     За  основу была взята классическая система  образования Соединенных Штатов Америки (создали начальное, среднее  образование и университеты), и  небольшая доля системы образования  была позаимствована у Франции. Невиданное распространение школьной сети, которой  были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и  глубоко укоренившаяся система  господства и подчинения, система  беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный  контроль над профессией учителя. С  этого времени учитель приобретает  статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой.

     Все это, в конечном итоге, привело к  исчезновению классических княжеских  школ, а частные школы были вынуждены  получать разрешения на преподавание.  

     II период (1886 – 1916)

     В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром  образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Все  компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское  образование – взаимосвязаны. Начальное  образование было призвано формировать  сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.

     Иноуэ Коваши, человек, который стал министром  образования после Мори, основал  систему частных профессиональных школ для выпускников начальных  школ. После 1899 г. большое распространение  получили школы для девушек. В 1908 г. срок обязательного обучения был  увеличен до 6 лет.  

     III период (1917 - 1936)

     Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали  влияние на японскую политику и образовательную  систему. В 1917 г. правительство создало  чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как  он был распущен в 1919 г, совет издал  несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования  в следующей декаде 20 века. Влияние  совета было особенно значительным в  области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские  университеты (до 1897 г. существовал  только один – Токийский Имперский  Университет). Однако Университетский  закон 1918 г. позволил появиться частным  университетам. В соответствии с  этим законом многие национальные, общественные и частные школы  были повышены до статуса университетов.  

     IV период (1937 - 1945)

     Правящий  класс Японии в этот период активно возрождает идеологию «японизма», проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930-х годов фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования, местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии, истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристски настроенной молодёжи. Со вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование лишь усилилось: в школах ещё сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев – преданность военному долгу, самопожертвование во имя «великой Японии». 

     V период (с 1945 г.)

     На  послевоенное время приходится вторая реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. «Милитаристическое довоенное образование было отменено, и была сформирована новая система образования, основанная на мирных демократических традициях». Была демонтирована многоуровневая структура образования (при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу и подготовительную школу при университете). Была внедрена такая система - обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе первой степени (3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года). Только учебный календарь по-прежнему остался специфически японским: начало учебного года, как в школах, так и вузах приходится на 1 апреля.

     28 апреля 1952 года, после подписания Сан-Францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вот почему японская система образования, в основе которой лежит американская модель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.» [2, с. 113]

 

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

     В этой главе рассматриваются основные концепты образования в Японии, которые  играют немаловажную роль в японской языковой картине. 

     Кеику-мама

     Как уже говорилось выше, женщина в  японском обществе играет важную роль в воспитании и обучении детей. Но это лишь вершина айсберга. Очень распространенным словом является кеику-мама – «мама, одержимая образованием». Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребенок, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить все наизусть. Она регулярно обменивается записками с преподавателем, чтобы знать, как идут дела у ее ребенка.

     Попытаться  ввести японских матерей в заблуждение - напрасный труд. Они не хуже самих  школьников знают, что и сколько  задано на дом, и не хуже учителей могут  определить, полностью и правильно  ли решена задача по физике или вызубрен параграф из курса географии.

     Также по утрам и вечерам на перекрестках дорог,  ведущих в школу, можно  увидеть таких мам, которые дежурят  с желтыми флажками в руках. Они  регулируют поток школьников, спешащих в школу и домой.

     Японские  семьи живут тесно. Родители с  их разговорами, телевизор, возня братьев  или сестер мешают заучивать наизусть. Выход из ситуации был найден удивительно  прагматичный и бесчеловечный. Промышленность выпустила разборные деревянные ящики в рост сидящего человека с  партой и электрической лампой внутри - этакие наглухо изолированные от внешнего мира одиночные камеры. Отпирается только снаружи: не вызубрил - не выйдешь.

     Подобное  явление возникло в Японии 40 лет  назад. Кеику-мамы направляли свою активность, прежде всего на внешкольное образование своего ребенка (дзюку, занятия английским языком, музыкой, спортом). Происходящие в 80-е годы социально-экономические изменения, расслоение общества, воспроизводство культуры изменили возможности средне обеспеченной японской семьи. Это обстоятельство заставило кеику-маму искать временные заработки, чтобы дать ребенку дополнительное образование.

     Являясь связующим звеном между домом  и школой, именно мать способствует формированию у своего ребенка высокой  самооценки и чувства принадлежности к семье.

     Традиционно в японских семьях отцу отводилась почетная, но авторитарная роль: быть блюстителем  порядка и реже участником каждодневных забот о ребенке. Гипертрофия  ответственности матери при этом порождает сегодня феноменальное  явление в обществе, называемое социологами  общностью матери и ребенка против отца и их полной взаимозависимостью. 

     Дзюку

     После занятий в школе дети обычно не идут домой, они отправляются в дополнительные учебные заведения, знания из которых  им понадобятся для поступления  в среднюю школу и университет.  

     Эти дополнительные школы называются дзюку, в переводе - "школа мастерства", но правильнее было бы сказать - "репетиторская школа". Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.

     Первые  дзюку появились в Токио в XVII веке. Они были организованы мастерами каллиграфии. Детей в школе было не много, не более 10 человек.

Информация о работе Концепт: Образование в современной Японии