Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:31, реферат

Описание

Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.

Содержание

А.Тойнби. 3
Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4
История культуры как непрерывный процесс. 6
Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8
Расцвет цивилизации. 9
Надлом цивилизации. 11
Распад цивилизации. 12
Пути преодоления кризиса. 15
Заключение. 17
Список используемой литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.36 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство образования

     Санкт-Петербургский  университет

     сервиса и экономики 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат 

     По  дисциплине:

     Культурология 
 

     На  тему:

     «Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка

     1 курса заочного отделения

     Специальность:

     «Экономика предприятия»

                                                                            Сергеевой Дарьи Алексеевны. 
 
 
 
 
 
 

     Город Великие Луки

2010 год 

Оглавление:

А.Тойнби. 3

Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4

История культуры как непрерывный процесс. 6

Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8

Расцвет цивилизации. 9

Надлом цивилизации. 11

Распад цивилизации. 12

Пути преодоления кризиса. 15

Заключение. 17

Список используемой литературы: 18 

 

А.Тойнби.

 

     Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.

     А. Тойнби – автор более 30 книг, 12-томного  «Исследования истории», сотен научных  статей, публицистических выступлений. На русском языке опубликованы «Постижение  истории» (М., 1991), «цивилизация перед  судом истории» (М., 1995). Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности.

     Тойнби  называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, предостерегал об опасности утраты духовности, пренебрежения  к идеалам и ценностям. По его  мнению, в истории культуры всегда действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями  родства, вражды, господства и повиновения. Он сравнивает деятельность историка с диалогом, в котором «живые учатся говорить живое слово о живых».

     Культурологическая  концепция А. Тойнби демонстрирует  близость его позиций к теории культурно-исторических типов. Оригинальность взглядов исследователь состоит в соединении социально-философского, исторического и культурологического подходов. Постижение истории культуры, поиск внутренних механизмов, определяющих взаимосвязь общественных и культурных изменений, выражают особенность понимания роли духовности как основы перемен в истории культуры и цивилизации.

 

Кратко  о локальных цивилизациях Тойнби.

 

     «Единицей измерения» исторического бытия, «атомом, на котором следует фокусировать свое внимание историку», является цивилизация. Цивилизации обладают следующими характеристиками:

     а) цивилизации «представляют собой  общества с более широкой протяженностью, как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые  другие политические союзы»;

     б) именно цивилизации должны рассматриваться  историками;

     в) цивилизации сопоставимы друг с  другом;

     г) ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;

     д) преемственность в развитии цивилизаций  гораздо меньше, чем преемственность  между фазами развития одной цивилизации.

     Тойнби  утверждает, что цивилизации взаимодействуют  друг с другом и могут влиять друг на друга. В истории человечества он насчитывает от 21 до 30 культур (цивилизаций), которые разделяются на три поколения:

     1.Первое  поколение – примитивные, маленькие,  бесписьменные культуры с односторонней  специализацией, приспособленные к  жизни в конкретной географической  среде. Надстроечные элементы (государственность,  образование, церковь, а тем  более наука и искусство) в  них отсутствуют. Правит обычай. Эти культуры размножаются и  гибнут стихийно, если не перейдут  в цивилизацию второго поколения.

      2.Вторичные цивилизации: египетско-шумерская,  минойская, китайская и южноамериканская. Динамичные, с большими городами  и главенствующей ролью творческих  личностей. Для того чтобы они  появились, необходима комбинация  множества причин (ни расовый  тип, ни среда, ни экономический  строй сами по себе не играют  решающей роли в генезисе цивилизаций); некоторые культуры так и не  переходят на этот уровень  (например, общества полинезийцев  и эскимосов).

     3.Третье  поколение – современные цивилизации  – рождаются на основе церквей  из вторичных цивилизаций. На  данный момент их осталось  пять (не считая две реликтовые): 1) западная христианская, 2) православная  христианская, 3) исламская, 4) дальневосточная, 5) индуистская.

     Каждая  цивилизация проходит следующие  стадии цикла, которые Тойнби описывает  в терминах «философии жизни» А. Бергсона: «возникновение» и «рост» - относятся  на счет энергии «жизненного порыва»; «надлом», «упадок» и «разложение» - связаны с «истощением жизненных  сил». Не все цивилизации проходят все фазы цикла: некоторые останавливаются  в развитии, другие порождают дочерние цивилизации (например, эллинская цивилизация  через вселенскую церковь породила западное и православное христианство).

     Личности, а не общества создают человеческую историю». Отсюда следует, что Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее  слово всегда остается за человеком: «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля».

     Каждая  цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Этим Тойнби объясняет  различие цивилизаций. Тойнби усматривает  изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны  неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах –  это искусственный феномен, и  он лишь маскирует внутреннее единство».

     По  Тойнби, единство мировой истории  – это не предпосылка, а возможный  результат историко-культурного  процесса. В результате духовного  переворота человечество должно найти  пути мирного перехода к «вселенской  церкви» и «вселенскому государству».

 

     

История культуры как непрерывный  процесс.

 

     История культуры разворачивается как драма  идей, столкновения мнений, победы или  поражения духовных ценностей различных  социальных слоев. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения. Понятие непрерывности истории имеет значение как символический образ, на котором вычерчиваются контуры реального многообразия жизни.

     Всемирная история может быть представлена в виде древа, корневую систему которого составляют традиционные культуры. Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они ограничены территориально, малочисленны и многие из них погибли насильственной смертью. При этом ученый выражает несогласие с теми, кто утверждает, что это  «народы, у которых нет истории». «Разве нет вероятности, - пишет он, - что все существующие ныне примитивные  общества – это сухие ветви  когда-то живого древа и что их застывшее состояние – эпилог бурной когда-то истории?» В свое время они были динамичными и внесли вклад в историю культуры.

     Основное  внимание А. Тойнби сосредоточено на последующих обществах. Он называет их «локальными цивилизациями», имеющими духовные традиции и общую территорию. Цивилизации равноценны, каждая из них уникальна.

     Цивилизации можно разделить по происхождению  на первичные, возникающие непосредственно  из примитивных обществ; вторичные, порождаемые на их основе, и третичные, вырастающие из вторичных. К примеру, из минойской цивилизации появляется эллинская и затем уже западно-христианская и восточно-христианская. Тем самым  обнаруживается родство цивилизаций. «Главы истории любого отдельно взятого  общества напоминают последовательные степени опыта человека»1, - пишет Тойнби. Они похожи на отношения между родителями и детьми: каждая последующая цивилизация наследует определенные свойства, долгое время находится под опекой, затем обретает самостоятельность и собственные достижения, ценности.

     В классификации цивилизаций Тойнби выдвигает два критерия: общность религий и степень удаленности  от того места, где данная культура первоначально возникла. Ученый приводит весьма подробную таблицу расположения цивилизаций на карте всемирной  истории. Обобщая результаты своего исследования, он называет 21 цивилизацию  и дает их подробное описание. Судьба названных цивилизаций была неодинаковой, некоторые остались в виде археологических  реликтов, другие мертвы, и только немногие из них существуют в ХХ в.

     В настоящее время, согласно Тойнби, мы можем различать:

    1. Западно-христианское общество в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США и Австралии;
    2. Православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и в России;
    3. Исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от атлантического океана до Великой китайской стены;
    4. Индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго0востоку от аридной зоны;
    5. Дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.

    Представленный  перечень ныне существующих цивилизаций  не является исчерпывающим, ибо Тойнби не ставит такой задачи.

    Каждая  цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти  этапы можно проследить на историческом материале, что делает судьбы цивилизаций  сравнимыми между собой. 

 

Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ.

 

     Географические  условия были одной из причин зарождения цивилизаций: «речных» - египетской, шумерской, индуистской; «нагорных» - андской, хеттской, мексиканской; «архипелагских» - минойской, эллинской и дальневосточной в Японии; «континентальных» - китайской, индской и православно-христианской в России; «лесной» - цивилизаций майя.

     Территориальный фактор можно назвать сопутствующим, но не решающим. Цивилизация зарождается  благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда  она находит внутренние, духовные силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной, политической, научной, религиозной деятельности.

     В местах зарождения цивилизаций человек  сталкивается с тяжелейшими испытаниями, которые А. Тойнби называет Вызовом. Суровые природные условия создавали  «стимул бесплодной земли», требовавший  от людей неимоверных трудовых усилий. Важно было дать Ответ на этот Вызов: постоянно поддерживать созданные  ирригационные системы, источники  энергии, способы земледелия.

     Другим, не менее важным Вызовом можно  назвать «стимул новых земель», Ответ на который требовал освоения новых территорий, миграции, торговых путей. Он способствовал культурным контактам и распространению  цивилизации.

Информация о работе Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби