Кич как апофеоз массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа

Описание

Отечественная наука о культуре стала уделять систематическое внимание массовой культуре сравнительно недавно. Если на Западе подобной тематике посвящались тома научной и публицистической литературы, то у нас терминология еще не устоялась и исследователи часто пользуются понятиями, заимствованными из обыденного языка или из смежных дисциплин.

Работа состоит из  1 файл

КИТЧ.docx

— 44.80 Кб (Скачать документ)

 

 • Ангажированность. Искусству  (точнее, тому, что играет роль  искусства, но таковым уже не  является) отводится нехудожественная  роль, оно абсолютно ангажировано  и впоследствии заштамповано, становится  средством для достижения политических (экономических) целей14. Аналогом  политико-идеологических функций  тоталитарного искусства является  реклама в массовой культуре. И то, и другое -пропаганда (идей, товаров или образа жизни). Народность, всегда входящая в рецепт тоталитарного произведения, в китче превращается в популярность.

 

 • Художественные средства. Реализма как художественного  средства не было ни там,  ни там: основные формы - гротеск,  фантазия, условность, экспрессия. Но  при этом связь изображаемого  и изображения неразрывна, похожесть  — инстинктивное требование к  искусству15. Условность характерна  для тоталитарно-популярного искусства,  но тоталитаризм никогда не  допустит абсолютной условности абстракционизма, в котором нет места идее. Китч же способен копировать не только "Мону Лизу", но и Мондриана - был бы образец расхож.

 

 • Связь с народным  искусством. И то, и другое близко  народному искусству по методам  и черпает из народного искусства  идеи и образы как наиболее  удобные для использования семантические  штампы [21], как эффективные рычаги  манипуляции, берущие начало в  коллективном бессознательном. Само народное искусство часто перерождается в китчеподобное слащавое напоминание о мощи национальной культуры, и здесь уже невозможно отделить собственно тоталитарное искусство от китча: так стало с народными промыслами, с одинаковой легкостью воспроизводящими древние сюжеты и, например, революционные мотивы - Палех, Богородицкая роспись, узбекское ковровое дело и т.д.

 

 Из приведенного сравнения  можно сделать выводы: и в тоталитарном  искусстве, и в массовом наличие  конкретных нехудожественных целей  сводит искусство к манипулированию,  на смену эстетическим установкам  приходят политические (в первом  случае) или экономические (во  втором) мотивировки. Причем авторы  используют давно отработанные  и поэтому беспроигрышные методы: фольклорно-мифологические образы  или достижения психоанализа. Китч  использует то, что уже доказало  свою эффективность для публики  и что не рискует быть революционным  открытием, пусть даже удачным.  Это - одно из отличий искусства  от китча, и его причины кроются,  вероятно, в самой природе человека.

 

 Российские интеллектуалы  во многом сохраняют традиции  элитарного сознания русской  интеллигенции и относятся к  массовой культуре в целом  и китчу в частности как  к недостойной культурного человека  области. При этом советская  действительность наложила неизгладимый  отпечаток на современные представления  о китче, и его прочными коннотатами по сей день являются соцреализм и официоз. С. Файбисович, один из художников-авангардистов советского периода, анализируя собственную деятельность и культурный контекст российского авангарда и андеграунда, считает, что в классическом варианте противостояние китча и высокого искусства отслеживалось только "в подвальчике андеграунда", а на поверхности функцию китча (для государства-потребителя) играл официоз [22]. Однако, обращаясь к советской популярной культуре, мы обнаруживаем тот самый классический китч, который и в западной культуре, и, вероятно, в других культурах и исторических эпохах играл не столько политическую или идеологическую, сколько социальную, семантическую, компенсаторную и экономическую роль.

 

КОММЕНТАРИИ

 

1. Не считая словаря-справочника  по материалам прессы и литературы 1970-х годов [4], впервые термин  появляется в Словаре иностранных  слов 1996 года [5].

 

2. Автор выражает глубокую  благодарность Ассоциации "История  и компьютер" и лично профессору  Л. Бородкину за предоставленную  программу и информацию по  работе с ней. 

 

3. Темы китча и официоза  мы коснемся ниже при анализе  российских особенностей восприятия  китча. 

 

4. Разумеется, некорректно  сводить китчевую эстетику к  народной. Они сходятся только тогда, когда носитель народной системы эстетических ценностей попадает в чуждый для него городской (инонациональный и т.д.) контекст.

 

5. Не вдаваясь в спор  с автором, приведем мнение  У. Эко, считающего, что ценность инновации в художественной сфере была привнесена лишь модернизмом [6].

 

6. Интерпретируя термин, авторы  в большинстве случаев стремятся  к описанию феномена, нежели к  объяснению.

 

7. От франц. souvenir - воспоминание, память.

 

8. Термин взят у Эко, анализировавшего постмодернизм как метаисторическую категорию [10].

 

9. См., например, многочисленные  статьи в журнале "Искусство  кино", посвященные творчеству  современных режиссеров [16].,

 

10. В отличие от классической "вертикальной" с четко выраженными "верхом" и "низом".

 

11. Примечательно, что кинематограф  появился именно как массовое  развлекательное искусство, как  китч для тех, кто не находит  сил и желания, например, для  литературы или театра. Оно служило  для балаганного эффекта оживления  сюжетов, а также популяризировало  классические мотивы. Со временем  кинематограф стал, безусловно, отдельным  видом искусства и в нем  снова выделяют "высокие" и  "низкие" жанры. 

 

12. В русском языке значение  нарочитости, "крикливости" поддерживается этимологией близкого по звучанию слова "кичиться", восходящей к слову "кика" - чуб.

 

13. Н. Хренов, исследователь российского дворянского досуга, считает, что все последующие формы бытования досуга сводятся к копированию дворянских занятий [19].

 

14. Можно было бы вспомнить,  что авангард в период своего  становления также провозглашал  политическую ангажированность  и смерть искусства, однако  он руководствовался эстетическими  соображениями, пытаясь изменить  границу между искусством и  жизнью в пользу искусства.  Дойдя до "белого листа" и  абсолютного молчания, он вышел  на уровень иронии и постмодернистской  цитаты. Китч, как и тоталитарное  искусство, никогда не выходит  за рамки своих целей, подчиняя  им форму. 

 

15. Вайль и Генис рассматривают это на примере Н. Хрущева. Не поняв и не приняв эстетики андеграунда, он доказал свою неразрывную связь с народом и его эстетикой.

 

http://photo-element.ru/analysis/kitch/kitch.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ Значения термина "китч" по результатам анализа словарей/Искусствоведческие редакции Лексические соответствия значений по результатам исследования публицистики (иногда в отрицательном значении) %1 %2

Несоответствие элитарным  представлениям о прекрасном / Плохой вкус, дешевка 

Безвкусица, вкус, высокий, низкий (низовой), качество, прекрасное, псевдоискусство, квазилитературный, элитарный, эстет, интеллект, интеллигенция, дешевый, бульварный, чтиво 

63 

54

Массовость и популярность произведений китча 

Бестселлер, открытки, растиражированность, супермодный, известный, поп-звезды, фольклор, бульварный 

47 

18

Ориентация на образец, имитативность и адаптивность, серийность / Фальшь, неподлинность, неоригинальность, претенциозность 

Воспроизводить, тиражирование, штамп, вторичный, имитация, паразитировать, подделка, подлинный, неподлинность, серийный, стандартный, образец, раскрашенный, суррогат, игра, творчество, индивидуальность, претензия 

44 

47

Сентиментальность, сюжетность и занимательность / Пышность форм, реалистичность, доступность, "слащавость" 

Блеск, пестрый, излишний, декор, виньетки, сентиментальный, чувство, история, правдоподобие, неоакадемизм, патетический, комикс 

42 

33

Рыночность и коммерциализированность 

Некоммерческий, продукция, дешевый, потребитель, растиражированность 

16 

10

Обращение к "далеким  мирам" (местам или историческим эпохам), несовременность / Вышедший из моды 

История, ретро, сувенир 

21 

8

Метаисторичность или уникальность китча / Китч как плохой вкус вечен или как стиль - явление временное 

Век, годы, всемирный, Византия, современный, стиль, традиционный, русский 

57

Постмодернистская трактовка / "Ироничный" китч, пародийный и  сатирический 

Постмодернизм, классика, богем-ность, левый, интеллект, критика, пародия, ирония, самоирония, рефлексия, сознание контекст 

21 

41

 

 

%1 - процент встречаемости  значения в иностранных словарях.

%2 - процент встречаемости  значения в русскоязычных источниках (образовался в результате сложения  всех слов в соответствующей  ячейке с учетом их повторяемости  в тексте и русскоязычных словарных  значений).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Kluge F. Etymologisches Worterbuch der Deutschen Sprache. Berlin-Leipzig, 1943. P. 302.

2. Deutschen Etymologisches Worterbuch. Berlin, 1993. P. 102.

3. Морфология культуры. М., 1994.

4. Новые слова и  значения // Словарь-справочник по  материалам прессы и литературы 1970-х годов. Л.-М., 1984.

5. Словарь иностранных  слов. М., 1996.

6. Эко У. Инновация  и повторение: между эстетикой  модерна и постмодерна // Философия  эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 52.

7. Greenherg С. Avant-Garde and Kitsch // Art Theory and Criticism: An Anthology of Formalist, Avant-Garde, Contextualist, and Postmodernist Thought. Jefferson (N.C.), 1991.

8. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.

9. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

10. Эко У. Заметки  на полях "Имени Розы" // Эко  У. Имя Розы. СПб., 1997. С. 635.

11. Morin E. L'Esprit du temps. Paris, 1968.

12. Массовые виды  искусства и современная художественная  культура. М., 1986.

13. Кукаркин А.В.  Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 181.

14. Энценсбергер Х.М. Роскошь - прежде и теперь // Иностранная литература. 1997. № 9.

15. Стишова E. От какого  героя мы отказываемся // Искусство  кино. 1996. № 2. С. 12.

16. Искусство кино. 1996. № 2.

17. Комм Д. Закройщик  высоких материй: Александр Сокуров  как невротический симптом // http://www.russ.ru8080/culture/99-06-23/komm.htm.

18. Вайль П. Постсоветское искусство в поисках новой идеологии // Искусство кино. 1996. №2. С. 159.

19. Хренов Н.А. Мифология досуга. М„ 1998.

20. Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. Л.-М., 1996. С. 128.

21. Барт Р. Мифологии// Барт Р. Избранные работы: семиотика,  поэтика. М., 1994.

22. Файбисович С.  Актуальные проблемы актуального  искусства // Новый мир. 1997. № 5.

 

 

 

Текст: 2000 © Наталья  Конрадова

Текст статьи перепечатан из журнала РАН "Общественные науки и современность"

Фотография в заголовке: © Вадим Морозов, (другие фотографии автора)

Фотографии в тексте статьи: © Юрий Бондер, (другие фотографии автора)

 


Информация о работе Кич как апофеоз массовой культуры