Этикет, виды этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:02, реферат

Описание

Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.
Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников)

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Понятие этикета 6
2. Составляющие этикета 8
3. Виды этикета 14
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Соколов А.О. Культурология.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

     Устоявшиеся правила свадебного этикета сложились  в начале девятнадцатого столетия в  Европе. В то время молодожены и  гости очень хорошо знали этикет и строго соблюдали все правила  приличия.

     Свадебный этикет предполагает определенные обязанности у каждого участника свадебного действия. В первую очередь это касается жениха, невесты и их родителей. Ведь им необходимо распределить все расходы на организацию свадьбы, решить основные вопросы, обычно они решаются во время помолвки. Также очень важным моментом в свадебном этикете является и учет семейных и национальных традиций.

     Правила этикета для гостей включают такие  моменты, как выбор соответствующих  нарядов для свадьбы, покупка  определенного подарка или вручение молодоженам денег, вежливый отказ в случае невозможности присутствия на свадебном торжестве и т.д.

     ТРАУРНЫЙ  ЭТИКЕТ накладывает определённые обязанности, прежде всего, на родственников умершего. Если усопший перед смертью высказывал какие - либо пожелания по поводу своих похорон, то их, согласно этической традиции, следует непременно исполнить. Близким родственникам и друзьям сообщают о смерти лично или посредством телеграммы. Родственники должны заранее оповестить коллег по работе о том, будут ли организованы похороны с участием широкого круга людей или же только родных. Если организаторы похорон выразили пожелание видеть на церемонии погребения только близких родственников, то коллегам по работе уместно послать родным покойного письмо или открытку со словами соболезнования.

     Во  время официальной церемонии прощания близкие покойного находятся слева от гроба, официальные представители – справа. На официальных похоронах порядок возложения венков следующий: первыми это делают родственники, после родных – представители государственных властей, фирм, затем друзья, коллеги. Венок не должен быть гипертрофированных размеров и говорить о доходах. После того, как венок был возложен, следует задержаться перед могилой на несколько секунд, почтив память покойного молчанием, поклониться его родным и затем удалится. 
      Традиционными для Европы траурными цветами являются чёрный и гамма оттенков серой палитры. Тем не менее, не возбраняется посещение траурных мероприятий в темно – коричневом или темно – синем костюме. На похоронах не приветствуется одежда вызывающего фасона или яркой расцветки, так как в подобном усматривается неуважение к усопшему и оскорбление его родственников. Во время похоронной процессии мужчинам не обязательно снимать шляпу, однако во время отпевания в церкви, а тем более у могилы, когда в неё опускают гроб, мужчины должны быть с непокрытой головой. После того как на могиле возложены венки и зажжены свечи, кто – то от имени родственников усопшего благодарит всех присутствующих и приглашает их на поминки.

     ЭТИКЕТ  «ВЫХОДНОГО ДНЯ»

     В театр мужчина надевает темный костюм, женщина - выходное платье. При посещении театра, концертных залов использования духов или одеколона в щедром количестве избегают.

     В театр (на концерт) приходят заранее, чтобы  привести себя в порядок,  без спешки найти свои места. В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. Но несмотря на то , что обстановка кинотеатра более демократична и менее торжественна, следует руководствоваться теми же правилами.

     В гардеробе мужчина помогает женщине снять пальто. Пока он сдает его в гардероб и берет номерки, его спутница проверяет, как она выглядит

(не принято заниматься своим туалетом в зрительном зале, за столом в ресторане). Мужчина входит в театральный, концертный и кинозал первым, за ним следует спутница. Проходят лицом к сидящим. Мужчина помогает своей спутнице сесть, опуская сидение кресла, и только тогда садится сам. Усевшись на свое место, не стремятся занять оба подлокотника, так как второй по праву принадлежит рядом сидящему. Случайно встретив старого знакомого или подругу, не зовут через головы сидящих. С началом действа всякие разговоры прекращают. Во время представления не комментируют происходящее на сцене. В случае, если спектакль (кинокартина и т. п.) не нравится, сидят молча или покидают зал в перерыве (антракте). Аплодисменты не сопровождают возгласами, свистом и топотом (этот обычай существует только в США). Искренние громкие аплодисменты - лучшая благодарность. После завершения спектакля не торопятся к выходу. Дожидаются, пока опустится занавес и смолкнут аплодисменты, и лишь тогда спокойно и неторопливо идут в гардероб [6]

     ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ - эта тонкая наука помогающая поддерживать, и устанавливать цивилизованные отношения с людьми равными себе, разрешать конфликты, преодолевать противоречия, вести деловые переговоры, играть роль посредника, заключать и подготавливать международно-правовые соглашения, уметь грамотно обмениваться информацией, эффективно ее обрабатывать и использовать на пользу своего дела. Важнейшее подразделение отношений между людьми – деловое, международное сотрудничество. Тайны общения перед человеком раскрываются постепенно, в течение его жизни. Исходя из данных сведений, необходимо как можно раньше учиться созидательному общению, постоянно развиваясь в этой отрасли.

     Знание  вопросов психологии и этики межличностных и деловых отношений хорошо помогает принимать обдуманные решения, которые обеспечивают достижение поставленных целей, а также ориентироваться в нелегком мире общения людей. Дипломатический этикет выступает в качестве одного из основных балансирующих факторов делового международного сотрудничества, в которых ярко выражены человеческие представления о зле и добре, несправедливости и справедливости, неправильности или правильности поступков разных людей.

     ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ЭТИКЕТ включает в себя грамотное владение культурой речи и профессиональными терминами, безупречным внешним видов в соответствии с требованиями дресс-кода компании, эстетичное оформление рабочего места сотрудников, соблюдение норм и правил поведения, формирующих положительную репутацию фирмы.

     Кроме этого, этикет состоит из техник межличностного общения с коллегами, руководством и клиентами. Вежливость, корректность, пунктуальность, тактичность, деликатность и скромность - важные составляющие деловой репутации. Актуальными аспектами влияния на формирование положительного облика любой компании могут служить грамотные телефонные и деловые переговоры, служебная переписка, планомерное выстраивание межличностных отношений в команде, с клиентами и умение быстро принимать решения в форс - мажорных обстоятельствах и конфликтных ситуациях.

     Во  многих профессиях принят «Кодекс чести», где строго регламентированы этические нормы внешних проявлений деятельности представителей той или иной специализации. Так, кодекс профессиональной этики адвокатов, принятый в 2003 году Первым Всероссийским съездом адвокатов, четко описывает правила поведения этих представителей закона [7]

     РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭТИКЕТ - общие  правила поведения в молитвенных домах любых конфессий (в храмах, мечетях, синагогах и т. п.) обусловлены их назначением - это место молитвенного общения верующих с Богом. Поэтому атмосфера, царящая в молитвенных домах, требует неспешных, размеренных движений, сдержанных жестов, приглушённых разговоров. Во время богослужений разговоры без большой необходимости вообще не допускаются.

     Общие нормы поведения во всех храмах таковы: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением  к окружающим. Все остальные правила  могут сильно различаться.

     Входящему в храм не следует бравировать своим неверием или принадлежностью к иной вере, так как этим он выразит только свое неуважение к присутствующим, а совсем не свободу от догм и независимость своего мышления. Входя в храм, необходимо следовать формальным правилам поведения, принятым в этом храме. Если же эти правила кажутся нелепыми, трудновыполнимыми или не имеющими значения – из уважения к верующим не посещайте этот храм.

     В религиозном этикете действует  то же главное правило, что и во всех других видах этикета: будьте доброжелательны  и уважайте достоинство и убеждения других людей [8]

     ТЕЛЕФОННЫЙ  ЭТИКЕТ.

     Поскольку при разговоре по телефону визуальный контакт отсутствует, решающую роль играют такие факторы как интонация, продолжительность паузы, скорость речи и т.д. Психологи утверждают, и это касается не только телефонного, но и личного общения, что исход беседы на 90 % решает не "что" говорится, а "как". Каждому человеку хочется почувствовать, что его звонок особенный, так зачем лишать его этого удовольствия?

     Когда раздается звонок, трубку следует поднимать до третьего-четвертого звонка. Затем нужно произнести приветствие. Во время разговора нужно внимательно следить за дикцией. Слова необходимо произносить четко и внятно, чтобы избежать переспрашивания. Особого внимания требуют имена, названия и цифры. Беседа должна вестись в доброжелательном, спокойном тоне, не быстро, но и не слишком медленно. Учитывайте профессиональный уровень собеседника. Следите за логикой ваших высказываний, аргументируйте, но без недовольства и агрессии.

Чтобы избежать лишней траты времени, к  деловому звонку лучше подготовится заранее, желательно составить список вопросов, чтобы не упустить что-нибудь важное и не создавать ненужных пауз.

     Голос выдает настроение, что отлично улавливается собеседником. Поэтому нужно контролировать эмоции. Недопустимо перекладывать  своё раздражение, усталость или  плохое настроение на собеседника. На интонацию влияет даже поза, в которой человек разговаривает. И если вы лежите в кресле, свободной рукой перелистывая журнал, можете быть уверены, собеседник это почувствует.

  1. Следите за интонацией своего голоса.
  2. Приветствуйте звонящего.
  3. Представляйтесь по телефону.
  4. Позвонив, спросите, может ли человек говорить с вами
  5. Переходите к сути своего звонка как можно быстрее.
  6. Если спрашивают человека, который отсутствует. Не «отрезайте» позвонившего, просто констатируя факт, что нужный ему человек на выставке (в отпуске, вернется в конце недели) и не вешайте сразу трубку.
  7. Не жуйте, не пейте и не курите, общаясь по телефону.
  8. Заканчивая разговор, попрощайтесь с собеседником.

     В конце разговора необходимо убедится, что вы правильно поняли информацию. Если вас попросили что-то передать третьему лицу, постарайтесь об этом не забыть, предварительно записав просьбу [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В основе всех хороших манер лежит  забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь  не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями .

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

     Ясно, что любое общество в любой  момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого  слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств. Выполнение норм  этикета требует определенных усилий, самоконтроля и самоограничения, и при этом обеспечивает сочетание внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлениями личности. Таким образом,  этикет является важной составляющей  общения, обеспечивая на поведенческом уровне согласование интересов всех его участников.

     Чем значительнее технико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культурность людей, которые в нем живут и которые им управляют. Профессиональная, нравственная, эстетическая, интеллектуальная культура нужна в быту и на производстве. От нее зависят и эффективность труда, и разумное использование досуга. 
 
 
 

Список использованных источников:

  1. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе, № 5 – 1993г.
  2. http://ec-dejavu.ru
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://picanal.narod.ru
  5. http://www.krugosvet.ru
  6. http://www.itiket.ru
  7. http://www.luxemag.ru
  8. http://russia-west.ru
  9. http://5ballov.qip.ru
  10. http://www.deti-s-zur.ru

Информация о работе Этикет, виды этикета