Этикет, виды этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:02, реферат

Описание

Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.
Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников)

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Понятие этикета 6
2. Составляющие этикета 8
3. Виды этикета 14
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Соколов А.О. Культурология.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

     Воспитанный человек умеет слушать своего собеседника. А если ему скучно, он никогда не покажет этого, терпеливо дослушает до конца или, во всяком случае, найдет вежливое средство для перемены темы разговора. В разговоре не следует говорить громче своего собеседника, раздражаться при споре. Нетактично делать замечания по ходу разговора, вмешиваться в чужой разговор без приглашения, вести его на языке, которого не понимают остальные присутствующие. По этой же причине не разговаривают и шепотом при других. Но если все-таки нужно сказать что-то по секрету своему собеседнику, следует оставить этот разговор до более удобного времени или удобной обстановки.

     Бывает, что присутствие какого-то человека не очень желательно в данный момент. Тактичный человек всегда почувствует  это и никогда не станет мешать: ему чужда назойливость.

     Не  дают непрошеные советы людям, недостаточно близко знакомым или людям старшего возраста.

     Тактичный человек учитывает еще и такие  моменты: то, что по отношению к  одним людям выглядит как проявление дружеских чувств и расположения, к другим — как проявление невоспитанности, неоправданной грубости и бестактности. Так что следует учитывать и этот момент. Например, то, что скажешь своему хорошему знакомому или приятелю, далеко не всегда можно говорить малознакомым или старшим. И если в ходе оживленной беседы один из собеседников шутливо хлопнет своего приятеля по плечу, это вовсе не будет считаться таким уж серьезным нарушением правил культурного поведения. Но такое поведение в отношении людей малознакомых или незнакомых, разных по положению, возрасту и полу, не только бестактно, но и недопустимо.

     Тактичный человек не будет пристально и откровенно разглядывать другого. Казалось бы, что тут может быть плохого, когда люди смотрят друг на друга. Но смотреть — еще не значит бесцеремонно разглядывать. Праздное любопытство не должно иметь места особенно по отношению к лицам, имеющим какие-то физические недостатки. Следует помнить, что излишнее внимание к их внешности никогда не может быть для них приятным, а напротив, всегда болезненно ими воспринимается.

     Тактичный человек не будет все время посматривать на часы, когда к нему кто-нибудь придет. Если он спешит, у него нет времени на встречу, он, извинившись, скажет об этом и позаботится перенести ее в другое, более удобное время.

     Тактичные люди никогда не поставят других в  неловкое положение заведомо провокационным вопросом или намеком на что-то, о чем собеседнику неприятно слышать, вспоминать, говорить. К тому же они не заметят и чужой непреднамеренной и случайной оговорки, а также неловкости. Справедливое наказание предусматривает обязательное уважение к человеческому достоинству. Вот почему замечания не делают в грубой форме, тем более с издевкой или насмешкой. А после наказания только бестактные люди напоминают человеку о его вине. Именно такому человеку близка и понятна суть пословицы: “Не делай другому того, чего себе не желаешь”.

     Тактичный человек не будет задавать вопросов, которые имеют отношение к интимной стороне жизни другого и не станет без особой на то необходимости вмешиваться в его личную жизнь. Он не будет хвастаться своим служебным положением или материальным благополучием перед теми, кто менее обеспечен и занимает более низкое служебное положение, подчеркивать свое умственное или физическое превосходство. При всех обстоятельствах не годится подчеркивать каких-то своих преимуществ, то, чего нет у других.

     Остается в силе главная заповедь хорошего тона — думать, прежде всего, об удобствах окружающих, а потом уже о своих собственных.

Скромность.

     Скромный  человек никогда не стремится  показать себя лучше, способнее, умнее  других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе  с тем, скромность не должна ассоциироваться  ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

     Д. Карнеги пишет: “ Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение"

     Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения. 

Деликатность  и корректность.

     Деликатность  очень близка к тактичности. Если такт следует соблюдать во всех случаях, то деликатность предполагает такую ситуацию, которая имеет в виду людей знакомых и к тому же достойных уважения. Она неуместна по отношению к человеку, совершившему недостойный поступок, и не всегда возможна по отношению к незнакомым или малознакомым людям. Это умение вовремя и незаметно прийти на помощь человеку, который нуждается в поддержке и понимании, умение оградить его от постороннего взгляда, вмешательства во взбудораженное состояние его души. И если мы заметим, что знакомый человек чем-то удручен, расстроен, далеко не всегда нужно обращаться к нему с расспросами, тем более — с шутками. Все же лучше подождать, может, он сам обратится к нам и спросит совета, поделится своими переживаниями. В иных случаях стоит отвлечь от него внимание других, чтобы они не заметили его слез и расстроенного вида. А если мы почувствуем, что наше присутствие его тяготит, что ему не до нас — лучше всего оставить его в покое.

И еще  есть одно понятие, близкое к тактичности,—  корректность. Это умение владеть  собой, держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Конечно, следует учитывать и то, что поведение человека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента.

Любой человек может оказаться в  какой-то конфликтной ситуации дома и на работе, в общественной жизни. И часто именно корректность поможет ему достойно выйти из любого положения. Жизненные ситуации показывают, как во многом проигрывает человек, не сумевший вовремя взять себя в руки, удержаться от гнева, который часто приводит к опрометчивым поступкам, запоздавшему раскаянию и стыду.

     Корректность  нужна человеку. Кем бы он ни был  и где бы ни трудился, умение владеть собой, выдержка и вежливость создадут ему прочный авторитет и уважение окружающих. На работе она помогает устранить то, что мешает интересам деда, в личных отношениях способствует взаимопониманию людей, помогает сохранить достоинство. Кстати, достоинство — одно из личностных качеств человека, которое тоже занимает свое место в культуре поведения человека [9] 

     На  протяжении веков многими наблюдательными  людьми отмечалась закономерность: чем  содержательнее личность, тем скромнее и проще держится человек.

     Такие качества, как вежливость, тактичность, деликатность, корректность, обязательность, скромность, человек должен воспитывать в себе и других, для того чтобы сделать общение с другими здоровым и красивым, сохранять нервы, время и душевное спокойствие. Соблюдение правил этикета помогает созданию той хорошей нравственной атмосферы, в которой людям хорошо живется, легко дышится и работается. 
 
 
 
 

3. Виды этикета

     Различают несколько видов этикета, основными  из которых являются:

  • придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
  • дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
  • воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  • общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

   Большинство правил дипломатического, воинского  и общегражданского этикета в  той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств[4]

   Этикет  также можно условно разделить  на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных  разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

  • Речевой этикет
  • Столовый этикет
  • Свадебный этикет
  • Траурный этикет
  • Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
  • Дипломатический этикет
  • Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический и др.)
  • Религиозный этикет
  • Служебный этикет
  • Телефонный этикет [3]

   РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [1]. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

     Речевой этикет в узком смысле слова может  быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

  • на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п.).
  • на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.).
  • на стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления.
  • на интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза «Будьте любезны, закройте дверь» может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).
  • на уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.
  • на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра» [5] 

     СТОЛОВЫЙ  ЭТИКЕТ - целая наука. Все нормы  и правила поведения за столом выработаны многими поколениями  и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п. По тому, как человек держаться за столом, как ест, можно судить о его культурном уровне. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.

     СВАДЕБНЫЙ ЭТИКЕТ - очень существенная часть всего свадебного процесса. И чтобы не показаться невежливыми и неучтивыми, каждому человеку необходимо знать хотя бы основные моменты свадебного этикета.  
        Свадебный этикет затрагивает не только правила поведения
на свадьбе, но и весь период от помолвки и планирования свадьбы до медового месяца. Соблюдать его должны не только жених и невеста, но и все участники свадебной церемонии.

Информация о работе Этикет, виды этикета