Экономическое развитие античной Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание

Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран Востока. Дворцы возникали на рубеже III II тыс., одновременно в разных районах О. Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

IV в. до н.э. исследователи  определяют как время кризиса  древнегреческого классического  полиса. Он проходил в условиях  экономического подъема, вызванного  восстановлением хозяйства после  Пелопоннесской войны (431 -404 гг. до н.э.) , в которой Афины потерпели поражение. Полис же как община граждан-земледельцев стал тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин - метекам, занимавшимся ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не могли получать в качестве залога землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV в. резко увеличилось число сделок по купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни - единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Характер собственности изменялся, античная форма все более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Кроме того, стало сокращаться число граждан полисов, росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Все чаще даже в земледелии стал применяться труд вольноотпущенников- Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей.

Однако полис не исчез с исторической арены, и  на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I вв. до н.э.) получил новые импульсы для существования, будучи включенным в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I в. до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму. И уже в новой форме римского муниципия - полис стал одной из основных социально-экономических и политических единиц Римской империи, способствуя экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья. 
 
 

Боги в Древней  Греции          

Религия античной Греции имеет две главные характеристики: 

Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих  богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов  сложился в эпоху классики. 

Каждое божество в  греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс — главный  бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть

Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен

Посейдон — брат Зевса. Посейдон был древним морским  божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней

Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее  божество - покровительница городов  и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении

Афродита — идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Арес — бог войны

Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью

Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка

Гермес — бог  красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства

Гефест — бог  огня, покровитель ремесленников  и особенно кузнецов

Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия

Гестия — богиня домашнего очага 

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. 

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов. 

Древние греки понимали под божеством Абсолют. Космос —  абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются  в космосе, это законы природы, которые  им управляют. Поэтому все достоинства  и все недостатки природы и  человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм. 

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками. 

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой  религии, который возникает как  результат чувственного понимания  космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. 

Поэтому культ героя  особенно характерен для древнегреческой  культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и  героизма, вытекающий из особого понимания  свободы. Свобода поступка порождает  героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии (источник). 

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала  в этой религии. По Гесиоду из Хаоса  родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги (источник). 

Жрецы и жертвоприношения   наверх 

Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческие же обязанности при необходимости могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны. 

Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось  все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. 

Жертвы могли совершаться  как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды. Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. 

Традиционными жертвенными  животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или  в особые моменты государственной  жизни (после победы над врагом, перед  народным собранием или началом  земледельческих работ, во время  эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами. Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. 

Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов. 

Дома у греков также  возводились жертвенные алтари и  устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. 

Похороны также  проходили согласно строго установленной  церемонии. Покойника умащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся  для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах. 

Погребение считалось  сугубо семеным делом. Участники церемонии выражали свое горе шумно и демонстративно (раздирали кожу, рвали на себе волосы и пр.). Вместе с тем к V в. до н.э. погребальные обряды стали занимать важное место и в общественной жизни греческих полисов: появились регулирующие нормы, охватывающие все этапы похоронного ритуала: от выставления тела до поминальных обрядов. 

Греки воспринимали душу (psyche) умершего как нечто находящееся  рядом. Так, на жертвенных сосудах V в. до н.э. она изображалась в виде крылатого  существа и композиционно располагалась vis-a-vis живого человека. Некоторые определения мертвых, относящиеся к семантическому ряду слова "тень", показывают, что мертвые представлялись "тенями" живущих в буквальном смысле слова. 

Взаимосвязь верхнего и нижнего мира - мира живых и  мертвых - получила наиболее полное свое отражение в культе могил, который основывался на общем принципе античной религии "do ut des" ("я даю, чтобы ты мне дал"). С одной стороны, соблюдая похоронные и поминальные обряды, принося дары на могилу, устанавливая надгробные памятники и разыгрывая на могилах настоящие действа, живые получали некоторую власть над мертвыми. С другой стороны, греки верили в способность мертвых воздействовать на судьбы живых, что в конечном счете и стимулировало благочестие последних. 

Дневнегреческая эсхатология, развивая подобные взгляды, способствовала укреплению как фамильных связей, так и представлению о взаимосвязи двух миров. Вера в обитание мертвых возле живущих, около могил легко уживалась в сознании греков с их существованием в подземном царстве. 

В представлении греков жизнь была безусловно предпочтительнее смерти, вместе с тем бывали и  исключительные ситуации. Так, в архаический  период смерть на поле брани оказывалась  более почтенной, чем бесславная старость; смерть иногда предпочитали отказу от идеалов (Антигона, Сократ). Греки считали, что в моменту умирания самосознание личности достигает наибольшей полноты, что нашло отражение в представлении о способности умирающего к пророчеству (пример - предсказание Патрокла) (источник). 

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы - пифайсты — по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища — оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. 

Известны оракулы  Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул   Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница — пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. 

Информация о работе Экономическое развитие античной Древней Греции