История Большого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание

Большой театр – полное название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) или Государственный академический театр оперы и балета России располагается в центре Москвы, на Театральной площади. Это один из самых крупных и авторитетных театров не только в России, но и во всем мире.

Работа состоит из  1 файл

большой театр.docx

— 29.08 Кб (Скачать документ)

 

 

 

    

Контрольная работа

по учебному курсу: Культурология

    История большого театра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

Большой театр – полное название Государственный академический  Большой театр России (ГАБТ) или  Государственный академический  театр оперы и балета России располагается  в центре Москвы, на Театральной  площади. Это один из самых крупных  и авторитетных театров не только в России, но и во всем мире.

Основоположником Большого театра в Москве можно считать губернского  прокурора князя Урусова Петра  Васильевича. В марте 1776 годы князь, имевший собственную театральную  труппу, получил от императрицы Екатерины II разрешение на исключительное право  устройства в Москве театральных  представлений, концертов, маскарадов. Оправдывая эту привилегию, князь  обязан был в течение пяти лет  выстроить постоянное здание для  театральной труппы, которое служило  бы украшением Москвы. Князь Урусов вместе с компаньоном, английским предпринимателем Майклом Мэдоксом приступил к  строительству, но этому театру не суждено  было открыться – он сгорел сразу  же после постройки.

К тому времени князь Урусов к  тому времени был почти разорен, и за 28 000 рублей он продал Майклу (Михаилу) Мэдоксу право на «привилегию». Михаил Георгиевич Мэдокс родился в Англии, закончил Оксфордский университет  и приехал в Москву, чтобы преподавать  математику наследнику престола, будущему императору Павлу I. В России Мэдокс увлекся театральным искусством и переквалифицировался в театрального антрепренера.

Для строительства театра Мэдокс приобрел у князя Лобанова-Ростоцкого земельный  участок на правом берегу реки Неглинной, в начале улицы Петровки. Всего  за пять месяцев – поразительно быстро даже для нашего времени, здание театра было построено. Театр Мэдокса, или Петровский театр был выстроен из камня. Это было трехэтажное здание с тесовой крышей, которое обошлось своему хозяину в 130 000 рублей. Автором  проекта стал архитектор московской полицейской конторы Христиан Иванович Розенберг. Главный фасад театра, выходивший на Петровку, был создан в манере безордерного классицизма, которую характеризовало практически  полное отсутствие декора.

Первые зрители заполнили театральный  зал 30 декабря . В этот день газета "Московские ведомости" писала, что по мнению архитекторов и театральных ценителей  здание московского театра может  сравниться с лучшими театрами Европы, а по некоторым критериям и  превосходит их. Отмечалось также, что  театр построен с учетом всех требований, предъявляемых к безопасности. На губернатора Москвы В.М. Долгорукого-Крымского  театр произвел очень сильное  впечатление, и он продлил Мэдоксу  срок "привилегии" еще на 10 лет.

В круглом зале-ротонде, украшенном зеркалами, на спектакли и маскарады  собиралось самое блестящее московское общество. Зал освещали 42 хрустальные  люстры, а к залу примыкало еще  несколько просторных комнат-гостиных. Как мы уже говорили, Мэдокс был  математиком, поэтому не удивительно, что эта ротонда была построена  по его проекту. Рядом с оркестром  располагались «табуреты» - специальные  места, предназначенные для постоянных зрителей и почетных гостей. Как  правило, эти зрители были владельцами  собственных трупп, состоявших из крепостных. По традиции этих людей и автора пьесы приглашали на генеральные  репетиции спектакля, после чего проходило обсуждение постановки. В  то время разовый билет в ложу приобрести было нельзя. На годовой  наем мест в ложи существовала подписка, о начале которой заранее сообщали в "Московских ведомостях". В период расцвета театра на его сцене ставили  около 75 спектаклей в год.

С течением времени сборы от спектаклей уменьшались, актеры стали покидать труппу, дела Мэдокса все ухудшались, и здание театра перешло к государственной  казне. Театр стал называться Императорским. В течение 25 лет театр. Построенный  Мэдоксом радовал москвичей и  гостей города, но зимой 1805 года по неосторожности гардеробмейстера в здании вспыхнул пожар, после которого осталось всего  лишь несколько несущих стен. Это  происшествие случилось перед самым  началом оперы Ф. Кауэра "Днепровская  русалка".

Новое помещение для театра было построено на Арбатской площади. Его автором стал К.И. Росси. Поскольку  новый театр был деревянным, то он полностью сгорел во время пожара 1812 года.

После того, как война с Наполеоном была выиграна, и армия захватчиков  покинула Москву, город, особенно в  центре, стал быстро отстраиваться. По приказу царя Александра I был приглашен  английский архитектор В.И. Гесте, известный  архитектор-градостроитель, а также  была создана специальная "Комиссия для строения Москвы", просуществовавшая  до 1843 года.

Ответственным за восстановление центра Москвы был назначен петербургский  архитектор Осип Бове, который учился и долгое время работал в Москве. По его инициативе было издано «Собрание  типовых фасадов» - справочник, с  которым согласовывали свои проекты  застройщики. Если раньше было принято  строить особняки в глубине двора, то теперь фасады домов выстраивали  по красной линии улиц.

Грандиозным архитектурным успехом  Бове стал новый Петровский театр, построенный  в стиле ампир на месте театра Мэдокса. Строительство театра было начато в 1821 году, а закончилось в 1821 году.

Предваряли это важное в культурной жизни Москвы событие предваряли различные интересные эпизоды. Началось все с того, что в 1820 году по инициативе генерал-губернатора Москвы Д.В. Голицына, в Санкт-Петербургской Академии художеств был объявлен конкурс  проектов, в результате которого победу одержал А.А. Михайлов. Несмотря на одобрение  губернатора, проект этот был несовершенным, и Осип Бове его значительно изменил, создав здание, гармонично вписывающееся  в уже имеющиеся постройки. Стремясь уложиться в смету, Бове уменьшил высоту здания, а также отверг идею разместить на первом этаже магазины, считая это неподобающим для храма  искусства. Бове принадлежит и оформление внутренних интерьеров театра. А вот  все, что касается акустики, было сделано  по чертежам А. Михайлова. Известно, что  Бове хотел разделить зрительный зал и сцену зеркальным занавесом, но поскольку занавес имел колоссальный вес, то цена его была бы слишком  высокой.

Новый театр, получивший название Большой  Петровский театр, был торжественно открыт в январе 1825 года. Зрительный зал театра рассчитан на 2155 мест, а первым представлением, поставленным на его сцене, стало "Торжество  муз". Хвалебные отзывы о театре оставили многие современники. Молодой  М. Лермонтов в "Панораме Москвы" в 1833 году писал: "...На широкой площади  возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с  плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон". В народе здание театра стали называть Колизеем. В 1824 году Большой Петровский театр перевели под руководство петербургской  дирекции императорских театров, и  в Москву из Петербурга переехала  оперная труппа.

Но и этому зданию театра не удалось  сохраниться до наших дней. В марте 1853 года в Большом Петровском театре разгорелся пожар настолько сильный, что на Театральной площади растаял  снег. Из самых дальних районов  Москвы можно было разглядеть клубы  черного дыма, поднимавшиеся над  Театральной площадью. Пожар не утихал двое суток. Огонь уничтожил все: театральные костюмы, декорации, архив, часть нотной библиотеки, погибли  и ценные музыкальные инструменты. От некогда великолепного театра остались лишь несущие каменные стены  и портик, выходивший на Петровку.

Для разработки проекта реконструкции  театра был приглашен петербургский  архитектор Альберто Кавос – дед  Александра Бенуа, художника, основателя «Мира искусства», выдающегося искусствоведа. Кавос был широко известен своими предыдущими работами. Среди самых  известных зданий, построенных Кавосом - Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Он же разработал и проект Парижской  Оперы, который, к сожалению так  и не был осуществлен - этому помешала смерть Кавоса.

Средств на восстановление театра было выделено недостаточно, но это не стало  препятствием – работы шли очень  быстрыми темпами, т.к. Кавос хотел  закончить строительство театра к коронации Александра II. Всего  за 16 месяцев было возведено новое  здание в стиле классицизма. Городской  казне это приобретение обошлось в 900 000 рублей. Новый театр открылся 20 августа 1856 года оперой Беллини "Пуритане". Теперь театр стал называться императорским  Большим.

Оценки общественности по поводу Большого театра разошлись. По мнению одних, Кавос  выстроил театр, который превосходил  по размерам и красоте все театры Европы. По мнению И.И. Рерберга – инженера-архитектора, который занимался здесь аварийными работами в 1920-1936 годах, Кавос значительно  изменил изначальный замысел  Михайлова и Бове, особенно это  касалось исторического заднего  фасада, выстоявшего в пожаре. Но и после того, как театр был  открыт, его продолжали перестраивать. Спустя три года архитектор Никитин  построил двухэтажную пристройку для  хранения декораций, которая совершенно перекрыла театральный фасад, а  позднее, архитектор Тихомиров надстроил  еще один этаж.

Общий план внутренних помещений сохранили, но интерьеры претерпели значительные изменения. Были перестроены парадные и боковые лестницы, перенесли  в другое место и гардероб, стены  зрительного зала раздвинули, за счет чего увеличилась его площадь. Новый  зал имел совершенную акустику –  недаром Кавос считался лучшим театральным  архитектором. Зрительный зал был  устроен по принципу скрипки. Стена  помещения была перестроена по кривой, портальную арку сцены увеличили, углубили и расширили оркестровую яму, перенеся ее ближе к зрителям. Для  улучшения акустики и в самой  конструкции, и при отделке использовалось дерево. Из дерева изготовили деки плафона  и пола, а также сам пол партера, панели для стен, и конструкции  балконов.

Сцена Большого императорского театра была оснащена подъемно-опускным занавесом, который изготовил по заказу Альберто Кавоса профессор Петербургской  Императорской академии изящных  искусств Казроэ-Дузе. Согласно закрепившейся  театральной традиции – изображать на кулисах сюжеты из истории того города, в котором находился театр, занавес Большого театра был украшен  картинами въезда Минина и Пожарского после разгрома поляков. Вместимость  зала увеличилась до 3 000 человек. После  открытия императорского Большого театра в Москве помимо спектаклей в нем  два раза в неделю проходили балы и маскарады.

Шли годы, здание театра ветшало. В 1893 году из-за понижения уровня грунтовых  вод верхняя часть свай, на которых  стояло здание, сгнили, что привело  к появлению трещин на наружных и  внутренних сторонах стен. В течение  нескольких лет здание театра значительно  опустилось, и в 1895 году были начаты работы по укреплению фундамента, которые  временно улучшили ситуацию. Тем не менее, здание находилось в аварийном  состоянии, и нужно было как можно  быстрее начинать восстановительные  работы.

На протяжении 20 века капитально здание Большого театра не реконструировали, но локальные ремонтно-восстановительные  работы проводились не раз. Из-за строительства  неподалеку ветки метро, а позднее  из-за попадания немецкой бомбы в  годы Великой Отечественной войны, здание пришлось ремонтировать. К сожалению, большинство действий, направленных на сохранение здания, нанесли огромный ущерб, как и всему памятнику  архитектуры, так и уникальной акустике зала. Например, оркестровая яма  Большого театра имела сложное устройство. На глубине нескольких метров под  деревянным помостом находился большой  бочкообразный барабан, который  играл роль резонатора. Сам помост был декой, изготовленной из ели. Эта дека воспринимала вибрацию, а  резонатор ее усиливал и направлял  в верхний козырек, устроенный под  углом к зрительному залу. В 1920-е  годы этот барабан залили бетоном, а  уровень пола в оркестровой яме  подняли на 20 сантиметров.

Но потери акустических свойств  были вызваны не только перестройкой оркестровой ямы. Людям, близко соприкасающимся  с жизнью Большого театра, было известно, что хор недостаточно хорошо слышит оркестр. Так получилось из-за того, что, когда устанавливали пожарный занавес, то перекрыли путь звуку  каменной стеной, незаметной под тканью. Для того, чтобы до сцены доходил  звук из оркестровой ямы, приходилось  ставить мониторы, а солистам и  хору приходилось выдвигаться к  краю сцены. По первоначальному проекту  над залом был свободно подвешен деревянный потолок, который вибрировал и отражал звук, равномерно распределяя  его по всему залу. Когда в зрительном зале меняли потолочные перекрытия, то подвесной потолок стационарно  закрепили, что нанесло непоправимый ущерб акустике. Точно так же испортили  и пол. Изначально он был подвижным  и мог менять угол наклона. Это  нужно было для того, чтобы приспосабливать  зрительный зал для различных  мероприятий. Для проведения спектаклей его делали наклонным, а для маскарадов и балов – горизонтальным. Пол  опирался на восемь опор, внизу он был  полым и выполнял роль резонатора. Но, в ходе ремонтных работ его  также усадили на прочную бетонную основу. Возможно, бетон применяли  для того, чтобы сделать здание более прочным, а акустические нюансы не принимались в расчет. Тем не менее, даже в таком состоянии  зрительный зал Большого театра в  Москве обладал достаточно хорошими акустическими показателями.

29 ноября 2002 года в Большом театре  открылась Новая сцена. Первым  спектаклем, который смогли увидеть  зрители в новом зале, стала  "Снегурочка" Римского-Корсакова. 

Последним спектаклем, который прошел на Основной сцене Большого театра, стала опера Мусоргского "Борис  Годунов". Случилось это 1 июля 2005 года, после чего Основную сцену  закрыли на реконструкцию.

Информация о работе История Большого театра