Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:03, контрольная работа

Описание

Моя цель выяснить для себя более подходящее определение для искусства в системе культуры.
Мои задачи:
- выяснить сущность искусства
- узнать формы эстетического освоения человеком мира
- узнать социокультурные смыслы искусства
- узнать основные функции искусства
- изучить роль искусства
- понять, как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность искусства. …………………………………………………………6
1.1 Специфика художественного образа и эстетического восприятия……..9
1.2 Классификация искусств. …………………………………………………15
1.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии....18
2. Социальная природа искусства………..……………………………………23
2.1 Основные функции искусства……………………………………………..27
2.2 Роль искусства в выработке, сохранении и передаче духовных ценностей………………………………………………………………………..29
3. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры…………….…31
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

      Иногда  элементы культуры, взаимодействуя между  собой, порождают самостоятельные  феномены, каким, например, является религиозное искусство.

      Существуют  целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство до-классического периода VIII —VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов.

      Отечественный философ А.Ф. Лосев отмечал, что  символ — это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой — образ, несущий определенный смысл, содержание. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон — воплощения Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове — ушниша — символ его мудрости, положение руки на уровне груди — символ бесстрашия и т.д.

      В мусульманской архитектуре купол  мечети — символ божественной красоты, башня минарета —символ божественного величия, письмена на стенах мечети—символ божественного имени Аллаха.

      В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля — Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".

      Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных  символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый  смысл в движениях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы — волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни — все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы "Рождества Христова" изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизировало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, — символ печали.

      И религия и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства.

      В XX веке человек, оснащенный новейшими  компьютерными технологиями и современной  техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство".

      Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с  одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается.

      Цель  науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гай-денко писала: "Как живопись XV — XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода —к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы".

        В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания —научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.

      XX век называют веком техники  и интеграции. В этой связи  актуализируется проблема соотношения  искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр — это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, топография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения — электронный. "Интонационный словарь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

      Стремительное развитие вычислительной техники и  технологии, а также использование  компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах — видеосинтезаторах — в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

      Еще один "синтетический" вид творчества—мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного  творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства — архитектура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) — оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мульти-медиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства — звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, я сделал для себя вывод, что дать определение искусству  одним предложением не возможно! Существует множество определений и каждое по-своему подходит.

     Искусство с нами на протяжении всей жизни  человечества со времен первобытно общества и до наших дней. Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку.

       Уникальное единство человека  и мира в произведении искусства,  «человеческая действительность»,  познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности.

     Поэтому наука стремится и к строгой  однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие  средства для этого, свой язык, тогда  как произведения искусства не имеют  такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению. Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение.

     Обращаясь к искусству, человек выходит  за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается  в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

 1. Бореев, Ю. Эстетика / Ю. Бореев. М., 1988.

2. Володин, Э.Ф. Искусство и мировоззрение / Э.Ф. Володин. М., 1982.

3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. М., 1986. Ч.

4. Егоров, В.В. Наглядные образы в менталитете общества / В.В. Егоров. Екатеринбург, 2000.

5. Еремеев, А.Ф. Границы искусства / А.Ф. Еремеев. М., 1987.

6. Культурология. Под редакцией Багдасарьян Н.Г.

7. Любимова Т.Б. Человек и искусство. - Вып. 1: Антропос и поэсис. - М., 1998

8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986

9. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984 

Информация о работе Искусство в системе культуры