Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:03, контрольная работа

Описание

Моя цель выяснить для себя более подходящее определение для искусства в системе культуры.
Мои задачи:
- выяснить сущность искусства
- узнать формы эстетического освоения человеком мира
- узнать социокультурные смыслы искусства
- узнать основные функции искусства
- изучить роль искусства
- понять, как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность искусства. …………………………………………………………6
1.1 Специфика художественного образа и эстетического восприятия……..9
1.2 Классификация искусств. …………………………………………………15
1.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии....18
2. Социальная природа искусства………..……………………………………23
2.1 Основные функции искусства……………………………………………..27
2.2 Роль искусства в выработке, сохранении и передаче духовных ценностей………………………………………………………………………..29
3. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры…………….…31
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     Собственно  классификация выделяет разновидности  искусства – изобразительное, музыкальное, "синтетическое", "техническое", декоративно-прикладное и др.

     Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.

     Музыка  – вид искусства акустического  восприятия, отличается интенсивным  действием на эмоциональные сферы  людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.

     Синтетические искусства – виды художественного  творчества, которые представляют собой  органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.

     "Технические  искусства" в развитых формах  возникли сравнительно недавно;  это своеобразный симбиоз искусства  и техники. Характерный пример – создание "светомузыки", суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.

     Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним  из самых древних. Его название происходит от лат. "deccoro" – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.

     Особой  областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды.

     Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий  характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования. 
 
 

     1.3 Направления, течения и стили  в искусстве в историческом  развитии 

     Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными "визитными карточками", отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — "зеркало души" отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего времени.

     В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.

     Романский стиль (лат. romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявившееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на возвышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.

     Готический  стиль пришел на смену романскому стилю в Европе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и также резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее известные готические сооружения - Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

     Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Манерностью, "капризностью", витиеватостью, избытком украшательства этот стиль был выражен в музыке и литературе.

     Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трех единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

     Рококо (франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий "промежуточное положение" между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вкусы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распространение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля "рококо" - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

     Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума". Противопоставляя разуму культ чувства как доминанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо: "Разум может ошибаться, чувство - никогда!". С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.

     Романтизм - широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску.

     Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи - О.А. Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

     Реализм (позднелат. realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, вводимый к определенным эстетическим принципам.

     В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения (XIV - XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о "просветительском реализме". Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.

     Натурализм (лат. natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное" знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия.

     Эстетика  натурализма, 'перенося принципы позитивизма  в сферу искусства, разрабатывалась  И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами  и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим  ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки.

     Писатели  и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Социальная природа искусства

      Различные подходы к пониманию искусства  и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Л.С. Выгодский утверждал, что "искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, коне4но, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать".

      Мы  читаем книги, смотрим фильмы, слушаем  музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

      Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

     Воспринимая художественные произведения, мы живем  вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов, происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

Информация о работе Искусство в системе культуры