Иррационалистические варианты понимания культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:51, контрольная работа

Описание

Если сон «мирового духа» являет ему умиротворяющую картину мира идей как непосредственных объективаций воли, где царит гармония и порядок, то долгие сновидения конечных субъектов, называемые ими реальной жизнью, воистину кошмарны. Жизнь, считает Шопенгауэр, есть череда страданий, сменяющих друг друга. Страдают, правда, только существа, наделенные интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная по культурологии.docx

— 35.86 Кб (Скачать документ)

Таким образом, культура, возникновение  которой Ясперс датирует осевым временем, — в форме искусства, философии, религии — стала для человека способом преодоления открывшегося впервые трагизма бытия. Для Ясперса духовное содержание культуры возникает и существует только в диалоге между личностями как бесконечное движение к трансцендентному, что культура по своему изначальному смыслу диалогична. И возможной она оказалась только благодаря появлению в личности слоя экзистенции и соответственно — экзистенциальной коммуникации. Культура поэтому сама является, по Ясперсу, условием истинного существования человека.

Культура у Ясперса— «доисторическая», «историческая», «будущая» — предстает, таким образом, как непрерывное историческое движение, в котором происходит приращение нравственных, эстетических, религиозных, философских ценностей и, соответственно, используются научно-технические достижения, но которое никогда не гарантировано от кризисов в результате забвения экзистенциальных глубин личности. Критерием различения «истинности» человека и культуры от «неподлинных» форм существования оказывается, по сути, граница между понятиями «символ» и «шифр» бытия — различение между конечным знанием и бесконечной задачей познания и веры. Ясперс стремится преодолеть ограниченность трактовки «символа», к которой пришла философская мысль к XX в. (в философии жизни, фрейдизме, позитивизме и др.), и в понятии «шифр» пытается возродить изначальный смысл кантовского понимания символа как бесконечного движения сознания от предметно-понятийного знания к ноуменальному нравственному бытию человека — вернуться к глубине кантовской трактовки символической природы культуры.

Используя понятие «шифр» для обозначения  перехода от символа к символу  как выражение самого перехода —  сути исторического, Ясперс указывает  на необъективируемый, собственно творческий исток культуры и решающее значение языка в культуротворчестве. Именно эти идеи были ключевыми и получили филигранную разработку в философии Хайдеггера.

Мартин Хайдеггер (1889-1976), как и  Ясперс, поглощен стремлением найти  начала современного кризиса Европы, но в противоположность Ясперсу  он усматривает первые симптомы упадка как раз в «осевую» эпоху, с  ее бесконечной рефлексией, разрушившей  единство человека и мира и открывшей  тем самым, по мнению Хайдеггера, пути к нигилизму. Он критикует традиционное определение функций искусства в культуре. «Архитектурное сооружение, греческий храм, — пишет он, — ничего не отображает... Через сам храм, в храме присутствует бог... Храмовое произведение сплачивает... единство тех путей и отношений вокруг себя, в котором рождение и смерть, несчастье и благословение, победа и позор, выдержка и гибель придают человеческому существу образ его судьбы».

Отождествление Хайдеггером искусства и действительности обусловило новое переосмысление соотношения в культуре искусства и научного познания. В доктрине Хайдеггера наука оказывается даже не периферией культуротворчества, осуществляемого искусством, а продуктом распада, отделения предметно-понятийного знания («опредмечивания») от «знания-воления» как единого творческого истока всего содержания культуры («беспредметного»), обеспечивающего ее жизнеспособность. Более того, как продукт распада культуры расценивается Хайдеггером уже и само искусство, ориентированное либо на выражение переживания (понятие «переживание» также предполагает объект восприятия), либо на изображение «наличного», из которого жизнь ушла. Именно поэтому Хайдеггер не разделяет эстетических взглядов Дильтея и отрицает роль переживания в качестве основы целостного отношения личности к миру. Именно поэтому он видит в «беспредметном» возможном бытии путь к восстановлению единства культуры и духовной целостности человека.

Хотя Хайдеггер погружен в размышления  о месте человека в целом бытия, а Ясперс стремится понять связь  между различными Я, оба философа видят исток культуры, ее целостность  в экзистенциальных глубинах личности, которая настроена не на активность, самоутверждение в науке или  технике, а на созерцание, прислушивание  к бытию другого человека и  всего космоса. В этом переосмыслении сущности человека как субъекта культуры экзистенциализм отступает от ведущей философской традиции Европы, с одной стороны, сближаясь с традиционной философией Востока, а с другой стороны, в рамках европейской мысли усиливая интерес к проблемам герменевтики.

 

 

 

 

 

II. Тезисно изложите положение о культуре в работе Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Отдел пятый: признаки высшей и низшей культуры» [4, Т.1]

236

Пояса культуры. Можно образно  сказать, что эпохи культуры соответствуют  поясам различных климатов, с тою  только разницей, что они следуют  одна за другой, а не лежат рядом, как географические зоны. По сравнению  с умеренным поясом культуры, перейти  в который есть наша задача, предыдущий период в общем производит впечатление тропического климата. Страшные противоположности, резкая смена дня и ночи, жара и блеск цветов, почитание всего внезапного, таинственного, ужасного, быстрота наступления непогоды, всюду расточительное переливание через край рога изобилия природы; и напротив в нашей культуре, ясное, но не сияющее небо, чистый, почти неизменяющийся воздух, прохлада, иногда даже холод - так отделяются один от другого оба пояса. Для нас, однако, само существование умеренного пояса культуры означает прогресс.  

 

241

Гений культуры. Если бы кто-либо захотел изобразить гения культуры, - какой вид должен был бы иметь  последний? Он употребляет в качестве своих орудий ложь, насилие и самый  беззастенчивый эгоизм столь уверенно, что его можно назвать лишь злым, демоническим существом; но его  иногда просвечивающие цели велики и  благи. Он - кентавр, полузверь, получеловек, и притом еще с крыльями ангела на голове.  

245

Отливка колокола культуры. Культура возникла, как колокол, в  оболочке из более грубого и низменного материала: неправда, насильственность, безграничное расширение всех отдельных  Я, всех отдельных народов были этой оболочкой. Настало ли время теперь снять ее? Все великое земное управление человеком человек должен сам  взять в свои руки, его "всеведение" должно строго блюсти дальнейшую судьбу культуры.  

246

Циклопы культуры. Кто видел  изборожденные котловины, в которых  лежали глетчеры, тому кажется почти  невозможным, что наступит время, когда  на том же месте будет простираться долина, покрытая лесом или лугом  с ручьями. Так случается и  в истории человечества; самые  дикие силы пролагают путь, сперва неся разрушение, и тем не менее их деятельность нужна, чтобы позднее могли утвердиться более мягкие нравы. Ужасные энергии - то, что зовется злом, - суть циклопические архитекторы и пролагатели путей гуманности.  

249

Страдать от прошлого культуры. Кто уяснил себе проблему культуры, тот страдает от чувства, сходного с  тем, которое испытывает человек, унаследовавший богатство, добытое неправомерными средствами, или правитель, властвующий  благодаря насильственным действиям  своих предков. Скорбно смотрит  он на будущее: он знает наперед, что  его потомки, подобно ему, будут  страдать от прошлого.  

276

Микрокосм и макрокосм  культуры. Лучшие открытия о культуре человек делает в себе самом, когда  он находит в себе господство двух разнородных сил. Ему остается теперь только создать из себя столь обширное здание культуры. Но такое здание культуры в отдельной личности будет иметь величайшее сходство со строением культуры в целые исторические эпохи и служить постоянным уроком для понимания последней по аналогии.

277

Счастье и культура. Созерцание обстановки нашего детства потрясает  нас: беседка, церковь с могилами, пруд и лес - на все это мы смотрим, страдая.Мы встречаем даже кое-кого из людей, на которых время оказало не больше разрушительного влияния, чем на какой-нибудь дуб: крестьяне, рыбаки, обитатели леса - они остались прежними. - Потрясение, сострадание к самому себе перед лицом низшей культуры есть признак более высокой культуры, из чего следует, что последняя отнюдь не увеличивает количества счастья. И кто хочет пожинать в жизни счастье и довольство, тот пусть всегда избегает встречи с более высокой культурой.  

281

Неизбежное непонимание  высшей культуры. Кто вооружил свой инструмент лишь двумя струнами, как  ученые, которые кроме влечения к  знанию обладают лишь приобретенным  через воспитание религиозным чувством, тот не понимает людей, способных  играть на большем количестве струн. Более того, люди, которые только религиозны, понимают даже науку как  искание религиозного чувства, подобно  тому как глухонемые не понимают, что такое музыка, если не видимое движение.  

 

III. Выполните тестовые задания.

  1. Иррациональное понимание культуры развивали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
  2. «Дионисийскому» началу культуры в концепции Ф. Ницше характерны темное , трагедийное, единство человека и природы, неумеренность.
  3. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях К. Ясперса и Й. Хейзинга.
  4. Европейский иррационализм критиковал классическое понимание культуры с позиции антирационализма.
  5. Во второй половине XIX в. осуществлялось переосмысление классических представлений о культуре :

а) рефлексия с позиции рационализма –  К. Маркс, Ф. Энгельс, С. Кьергерон

б) рефлексия с позиции  иррационализма – А. Шопенгауэр,

Ф. Ницше


Информация о работе Иррационалистические варианты понимания культуры