Импрессионизм и постимпрессионизм

Автор работы: k*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание

Цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучения импрессионизма и постимпрессионизма как переломных направлений в развитии мирового изобразительного искусства, а также влияние данных направлений на другие виды искусства и их роль в мировой культуре.

Содержание

Введение
1. История импрессионизма
1.1 Живописцы барбизонской школы
1.2 История Салона отверженных
1.3 Возникновение импрессионизма
1.4 Рождение русского импрессионизма
2. Художники – представители направления
2.1 Споры о “первооткрытии” импрессионизма
2.2 Творческий поиск Эдуарда Мане
2.3 Искусство Эдгара Дега
2.4 Живопись Огюста Ренуара
2.5 Клод Моне
2.6 Камиль Писсаро
2.7 Андерс Цорн
3. Стилевые особенности импрессионизма
3.1 Художественные находки живописцев XIX в.
3.2 Живописные приемы импрессионизма
3.3 Философия импрессионизма
4. Постимпрессионизм
4.1 Постимпрессионизм как концептуальное искусство
4.2 Мир Поля Сезанна
4.3 Винсент Ван Гог
4.4 Поль Гоген
4.5 Анри де Тулуз-Лотрек
4.6 Постимпрессионизм и новые течения в изобразительном искусстве
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Постимпрессионизм и импрессионизм.docx

— 367.13 Кб (Скачать документ)

  Между тем в этих работах, как и в  дальнейшем своем творчестве, художник опирается на опыт классического  искусства. Стремясь эстетически осмыслить  современную ему жизнь, Мане использует величественные композиционные схемы  живописцев Возрождения, начиная с  Джорджоне и Тициана и вплоть до Веласкеса и Гойи. [14]

  Повторив  путь разрушения этого мировоззрения, проделанный искусством XVI-XVII вв., Курбе, Милле и особенно Домье подготовили  бунт Мане, выраженный в его картинах "Завтрак на траве" (1863 г.) и "Олимпия" (1863 г.). Мане, пародируя классические сюжеты, придал красоту человеческому  произволу, наслаждаясь скандальным  контрастом античного обнаженного  тела с мужчинами в современной  одежде. Мане отстаивал право на собственное мироощущение. Это право  отстаивали и другие импрессионисты, организуя собственные выставки — 8 выставок с 1874 по 1886 гг. Относительно общей программы (вышеизложенной) придерживались только некоторые из художников —  Моне, Писсарро, Сислей. Ренуар предпочитал изображать не пейзажи, а румяных девушек и детей, Б. Моризо чаще писала в помещении, Дега — рабочие моменты на репетициях балерин, иногда в искусственном свете рампы; булочные и кафе; лошадей перед скачками и т. п. [6]

  2.3 Искусство Эдгара  Дега  

  В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда стоял человек, в то время  как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его  творчестве значительной роли. Большой  почитатель Энгра, он придавал исключительное значение рисунку. В Италии он восхищался Мантеньей, из французских художников интересовался Пуссеном и копировал его картины.

  Пройдя  краткий период увлечения историческими  сюжетами и позднее портретом, в  котором уже проявилась его острая наблюдательность, Дега переходит под  влиянием Мане к изображению сцен современной жизни. Главные его темы - мир балета и скачек, лишь в редких случаях он выходит за их пределы, обращаясь к жизни парижской богемы, изображая модисток, гладильщиц и прачек.

  В отличие от своих друзей-импрессионистов  Дега не склонен был преувеличивать значение этюда. Основной формой его  живописи всегда была сюжетная композиция. В ней ярко раскрываются характерные  особенности творческой индивидуальности художника - естественность и необычайная  зоркость художественного видения, обостренный интерес к передаче движения, беспощадная, почти бесстрастная аналитичность и одновременно насмешливая, подчас горькая ирония. [15]

   Обе излюбленные темы Дега - театр  и скачки - давали ему возможность  изучить и показать движение во всем его многообразии. Он штудирует его  и как художник, с карандашом в  руке, за кулисами и на ипподроме, и  как ученый, изучая по книгам его  биологические механизмы у людей  и животных и интересуясь опытами  художественной фотографии Радара (Дега сам был умелым фотографом). Чтобы  добиться непринужденности в передаче мимолетного движения, художник разлагает  его на составные части, включающие моменты предшествующие и последующие. Новаторство Дега в передаче движения неразрывно связано с его композиционным мастерством. У него еще сильнее, чем у Мане, чувствуется непреднамеренность, случайность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), "вздыбленностью" пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. [14]

  Стремление  к бескомпромиссному анализу  и отсутствие каких бы то ни было иллюзий заставляли его выбирать сюжеты и темы, позволяющие показать реальные отношения людей в буржуазном обществе, ту изнанку жизни, которая до сих пор оставалась за пределами искусства. Он предпочитает не блистательную феерию премьеры, а изнуряющие будни репетиций, когда движения балерин неизящны и угловаты, не красоту и динамику скачки, а проездку лошадей и профессиональную посадку жокеев, пеструю, фланирующую по ипподрому толпу.

  При жизни Эдгара Дега, его известная  картина, "Танцовщицы, тренирующиеся  у стойки" была продана за 500'000 франков. Когда Дега узнал об этом, он сказал: "Художник, который написал  это не обязательно слабоумный; но тот, кто заплатил за это 500'000 франков, самый настоящий идиот." [21, с.210]

  Острая  наблюдательность и глубокий психологизм  были неизменно присущи работам  Дега. В таких шедеврах, как "Ночное кафе" и "Абсент", тема безысходной  тоски, отчужденности и одиночества  человека в толпе достигают у  него поразительной силы, предвосхищая достижения Ван Гога и Тулуз-Лотрека. [15]

  2.4 Живопись Огюста  Ренуара  

  Трудно  представить себе большую антитезу искусству Дега, чем живопись Огюста Ренуара (1841-1919), одного из самых солнечных и жизнеутверждающих художников Франции, которого А.В.Луначарский называл "живописцем счастья".

  В юные годы художнику пришлось для  заработка заниматься живописью  по фарфору и расписыванием вееров и штор. Это занятие наложило известный  отпечаток на его дальнейшее творчество. Он навсегда сохранил любовь к чистым, незамутненным краскам на белом  просвечивающем грунте, а знакомство с художниками XVIII века, прежде всего  с Ватто, Буше и Ланкре, определило сюжеты его росписей вееров и тканей.

  Бернард Денвир в своей книге “Импрессионизм. Художники и их картины приводит забавный рассказ Моне о двух картинах, написанных одновременно в его саду в Аржантёйе двумя известнейшими художниками-импрессионистами Эдуардом Мане и Пьером-Огюстом Ренуаром. На картинах изображена семья Клода Моне: его жена Камилла и сын Жан (на картине Мане также изображен Клод Моне). Так спустя годы Моне рассказал об этом эксперименте: "Восхитительна картина Ренуара, которой я сегодня счастлив обладать, есть портрет моей первой жены. Она изображена в саду нашего дома в Аржантёйе в один прекрасный день, когда Мане очарованный цветом и светом, начал писать на пленэре картину с фигурами под деревьями. Во время сеанса приехал Ренуар. Завороженный, в свою очередь, очарованием сцены, он попросил меня дать ему мою палитру, кисти и холст и принялся работать бок о бок с Мане. Краем глаза тот наблюдал за Ренуаром, время от времени бросая взгляд на его полотно. Потом, скривив гримасу, он боком подошел ко мне и прошептал на ухо, показывая глазами на Ренуара: "Послушай, но этот тип полная бездарность, прошу тебя, скажи ему как другу - пусть вообще бросит заниматься живописью!" [21, с.226]

  Общение с К.Моне, Сислеем и другими импрессионистами и работа на пленэре вместе с Э. Мане оказали решающее воздействие на Ренуара. От ранних произведений, близких по системе живописи Курбе, он переходит к импрессионистической манере. Расцвет его творчества падает на 1870-е годы. В дальнейшем, после посещения Италии и увлечения искусством Возрождения и помпейскими фресками, он на какое-то время изменяет ей. "Я достиг пределов импрессионизма, - вспоминал позднее художник, - и пришел к сознанию, что не умею ни писать, ни рисовать. Словом, я оказался в тупике". Однако после краткого периода поисков пластически ясной формы, именуемого "классическим" или "энгровским", он возвращается к прежней манере. [15]

  Наивысшие достижения Ренуара связаны с  изображением женщин и детей. Его  излюбленный тип - женщины с пышными  формами, припухлыми губами, курносым носиком и очаровательно бездумными глазами. Он пишет их одетыми и  обнаженными, на улице под дождем, на качелях в саду, во время купанья  или за завтраком с загорелыми лодочниками. Его модели - девушки  из народа и небогатые буржуазки, здоровые и свежие, не знающие корсета и не стесняющиеся своей наготы.

   В портретах Ренуара не интересует внутренний мир человека, хотя он прекрасно  умеет передать внешний облик  и мимолетное настроение модели. Поэтому  столь удачны и привлекательны его  женские портреты и столь банальны и невыразительны лица мужчин. Особенно очаровательны его изображения  детей с их живой непосредственностью  и своим, совсем непохожим на взрослый миром, быть может, лучшие в европейской живописи XIX века. [14]

  Картины Ренуара кажутся написанными  на едином дыхании, хотя он больше, чем  другие художники-импрессионисты, уделял внимания живописной технике. Он пишет  то мелкими, положенными рядом мазочками, то широкими полупрозрачными мазками, перетекающими друг в друга, и тогда сквозь них просвечивает холст, а живопись своей прозрачностью напоминает акварель. Тонко нюансированные лессировки сменяются густыми, плотнозернистыми кусками живописи, причем очень часто эти приемы соседствуют в одной картине. Кажется, что художнику доставляло особое наслаждение разыгрывать эти блестящие красочные гармонии, которые были выражением его артистического темперамента. Он продолжал работать до глубокой старости, привязывая кисти к сведенным подагрой пальцам. [15]

  Огюст Ренуар, о чем рассказал его  сын Жан, протестовал, когда его  причисляли к интеллектуалам: “Меня  нисколько не занимает, что происходит под моей черепной коробкой. Я хочу осязать…, по меньшей мере, видеть…  ” [17, с.42]

  2.5 Клод Моне  

  Самое последовательное, но и далеко идущее выражение импрессионизм получил  в творчестве Клода Моне (1840-1926). С его именем нередко связывают такие достижения этого живописного метода, как передачу неуловимых переходных состояний освещения, вибрацию света и воздуха, их взаимосвязь в процессе непрестанных изменений и превращений. "Это, несомненно, было великой победой искусства Нового времени, - пишет В.Н.Прокофьев и добавляет: - Но и финальной его победой". Не случайно Сезанн, пусть несколько полемически заостряя свою позицию, утверждал позднее, что искусство Моне - это "только глаз".

 

   Ранние работы Моне вполне традиционны, их живопись свидетельствует о связи с  искусством Курбе и барбизонцев. В них еще присутствуют человеческие фигуры, которые в дальнейшем все более превращаются в стаффаж и постепенно исчезают из его картин. В 1870-х годах окончательно складывается импрессионистическая манера художника, отныне всецело посвятившего себя пейзажу. С этого времени он работает почти исключительно на пленэре. Именно в его творчестве окончательно утверждается тип большой картины-этюда. [15]

 

  Одним из первых Моне начинает создавать  серии картин, в которых один и  тот же мотив повторяется в  разное время года и суток, при  разном освещении и состоянии  погоды. (Возможно, в этом следует  видеть воздействие японской гравюры  на дереве, где этот принцип играл  ведущую роль). Так появляются его  знаменитые серии, посвященные вокзалу  Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения. [7]

  В поздний период творчества в живописи Моне усиливаются тенденции декоративизма и плоскостности. Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белесость. Говоря о злоупотреблении поздних импрессионистов "светлым тоном, превращающим некоторые произведения в обесцвеченное полотно", Э.Зола писал: "И вот сегодня нет ничего, кроме пленэра... В Салоне остались только пятна: портрет только пятно, фигуры только пятна, одни только пятна".

  Другие  художники-импрессионисты тоже были в  своём большинстве пейзажистами. Их творчество часто незаслуженно оставалось в тени рядом с действительно  колоритной и впечатляющей фигурой  Моне, хотя они не уступали ему в  зоркости видения природы и в  живописном мастерстве.

  2.6 Альфред Сислей  

  Среди них должны быть в первую очередь  названы имена Альфреда Сислея (1839-1899) иКамиля Писсарро (1831-1903). Произведениям Сислея, англичанина по происхождению, присуща особая живописная элегантность. Блестящий мастер пленэра, он умел передать прозрачный воздух ясного зимнего утра, легкую дымку согретого солнцем тумана, бегущие по небу в ветреный день облака. Его гамма отличается богатством оттенков и верностью тонов. Пейзажи художника всегда проникнуты глубоким настроением, отражающим его лирическое в своей основе восприятие природы. [15]

  Более сложен был творческий путь Писсарро, единственного художника, участвовавшего во всех восьми выставках импрессионистов, - Дж. Ревалд называл его "патриархом" этого движения. Начав с пейзажей, близких по живописи барбизонцам, он под влиянием Мане и своих молодых друзей начал работать на пленэре, последовательно высветляя палитру. Постепенно он вырабатывает свой собственный импрессионистический метод. Одним из первых он отказался от употребления черной краски. Писсарро всегда был склонен к аналитическому подходу к живописи, отсюда его эксперименты по разложению цвета - "дивизионизму" и " пуантеллизму". Однако вскоре он возвращается к импрессионистической манере, в которой созданы его лучшие произведения - замечательные серии городских пейзажей Парижа и Руана. Их композиция всегда продумана и уравновешенна, живопись утонченна по цвету и виртуозна по технике. [15]

Информация о работе Импрессионизм и постимпрессионизм