Христианство и язычество в современном православии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:53, курсовая работа

Описание

Природа, великая и непредсказуемая, ласковая и непознаваемая, была главным божеством славян. Всё в ней было священным для них – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Это оказало большое влияние на развитие страны, как духовное, так и культурное. Позже когда на Русь принесли православие, язычество не исчезло, а смешалось с христианством.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая культурология.docx

— 418.62 Кб (Скачать документ)

«Слово о полку  Игореве» и языческие боги

Жемчужина древнерусской  литературы конца XII в. «Слово о полку  Игореве» - произведение, созданное  в эпоху двоеверия и сохранившее  многие языческие представления. Наиболее архаичны плач Ярославны и бегство  Игоря. Герои в этих сиенах обращают свои мольбы непосредственно к стихиям (ветру, солнцу, Днепру, Донцу), а не к  божествам. Более того, автор говорит  о самих героях как об оборотнях (хотя в «Слове» это, скорее, литературный приём) - Ярославна летит кукушкой, Игорь бежит из плена в облике то горностая, то утки, то волка или  сокола. Волком рыскал по Руси и князь  Всеслав.

В «Слове» упомянуты языческие  боги, наиболее древний из которых—Див (его имя первоначально означало «небесный бог», а затем - «чудесный»). Это полузабытое божество было близко к Семарглу (он мыслился крылатым и сидящим на вершине древа) и представлялось враждебным - Див накликал беды на Русь, он набрасывался на страну, потерпевшую поражение. В «Задонщине» - памятнике древнерусской литературы XIV в., описывающем победу на Куликовом поле, о Диве, воплощении бед Руси, говорится как о поверженном, сброшенном на землю.

Из «Слова» мы узнаём, что ветры - внуки Стрибога, а русский народ - Дажьбожий внук; движущееся по небу солнце названо Хорсом. Несмотря на то что в основе «Слова» лежит битва, Перун не упомянут ни разу — видимо, потому, что его культ не был популярен в народе и быстро забылся. Зато упомянут Белее; его внуком назван вещий Боян — поэт, знаток старины, возможно, провидец. Велес мыслился покровителем поэтов-пророков, а Дажьбог - защитником всей Руси; это покровительство обозначено в «Слове» как родство - народ и поэт названы внуками богов.

Авсень - бог смены времен года

Белобог - бог света, бог добра

Велес - бог охоты и скотоводства

Дид - бог любви

Дидилия - богиня женского плодородия

Догода - бог тихого ветра и хорошей погоды

Корс - бог пиров

Купало - бог лета и лесных плодов

Лада - богиня любви

Переруг - бог ругани

Позвизд - бог свирепого ветра и плохой погоды

Поренута - бог морей

Припекало - бог супружеской неверности

Прове - бог правосудия

Радегаст - бог войны и бранной славы

Род - бог-создатель Вселенной, бог судьбы

Сварожич - бог огня

Сильнобог - бог силы и ловкости

Симаргл - бог огня

Чернобог - бог зла и тьмы

Числобог - бог времени, точности, счета

Чур - бог границ

Ярило - бог страсти, бог плодородия

Ящер - бог подземного царства

 

 

Христианство  и язычество: какая разница?

Невозможно сравнивать христианство ВООБЩЕ с язычеством ВООБЩЕ, поскольку, особенно последнее, настолько различно, что совершенно не корректно было бы стричь всех под одну гребёнку. Некоторые  древнеегипетские (и не только) языческие  культы требовали человеческих жертвоприношений. Древнегреческие боги давали такой  пример «нравственности» и «добродетели», что современному телевидению, с  его похабными «окнами» до них далеко. Ритуальные оргии западных славян, приносящих кровавые жертвы рукотворным идолам (южные и восточные обожествляли силы природы) ничуть не лучше. Описание битв, которые ведут между собой шаманы (читайте книгу В.Н. Фёдорова «Служители трёх миров») наводят страх, несравнимый с эффектом от самых жутких фильмов ужасов. А повесть Н.С. Лескова «На краю света» открывает такой чистый и светлый мир северного человека, что он является откровением и служит укором православному архиерею.

Язычество духовное детство  всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания. Древние христианские писатели говорили, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме. Неоспоримый факт, что среди язычников всегда были люди, которые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17, 27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве «совершался положительный религиозный процесс» (С. Булгаков. «Свет невечерний»). Именно поэтому так естественно и органично наши с вами предки и земляки принимали в сердце «доброго Христосика».

Очень хочется быть понятыми правильно. Не осуждению язычества посвящена наша работа. Это всего лишь попытка показать, во что же на самом деле верят христиане, и как наша вера соотносится с языческой.

Видите ли, читая многочисленные антихристианские публикации в местной прессе, мы обнаружили, что их авторы не знают, по крайней мере, двух вещей. Во-первых, история религии давно опровергла заблуждение о том, что идея Бога эволюционировала от многобожия к единобожию. Люди, как пишет Г. Честертон («Бог и сравнительное изучение религий») «начали с простой и поразительной идеи Вседержителя и только потом, как бы от усталости, соскользнули к богам или бесам». Это подтверждают и современные аборигены Австралии, являющие монотеизм с явной нравственной окраской (их бога зовут Атахокан), и калифорнийские индейцы, поклоняющиеся «Великому Духу, Который выше всего», и т.д.  
Но Апостол предупреждал: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2. 19). К языческим относятся отнюдь не только политеистические верования. «Термин «язычество» происходит от церковно-славянского слова «язык», означающего «народ», пишет доктор богословия А.И. Осипов («Путь разума в поисках истины»). В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо, связанное с нацией или расой». Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения, а также прочие нехристианские мировоззрения.  
Во-вторых, авторы антихристианских статей совершенно не знают предмета дискуссии, то есть собственно христианства (православия, в частности). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о христианстве, что им христианством КАЖЕТСЯ. Согласитесь, когда вступаешь в дискуссию, претендующую на статус научной, надо прежде ознакомиться со взглядами оппонентов. Причём желательно не в изложении недобросовестных или несведущих интерпретаторов и критиков, а, что называется, из первых рук. У нас же сначала оппонентам приписывается некая точка зрения, затем несуществующие постулаты весьма успешно (в отсутствии конструктивной дискуссии) опровергаются, а потом на руинах низвергнутых иллюзий (замечу собственных) возводится по видимости стройное здание собственной логики. Впрочем, с формальной логикой (женскую оставим дамским журналам) у многих тоже большие проблемы. 

Чтобы не быть голословными и в то же время не перепечатывать чужие тексты полностью (в них что ни предложение, то революционное открытие в теологии, типа «четырёхчастной» христианской картины мира у Л.Н. Жуковой), приведём для иллюстрации лишь один пример. Г.И. Романов в статье «Религиозный мир народов Якутии» пишет: «Тупоумие [православных] переходит в безумие. В таком случае православные христиане буйно размахивают жезлом политического обвинения в национализме или разжигании национальной или религиозной розни и отстаивая на словах истинность своего ложного представления или утверждения, то есть настаивая на субъективном единстве субъективного и объективного. Если единство субъективного и объективного не выходит за пределы субъективного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо подлинная истина состоит в объективном единстве субъективного и объективного, так как в этом единстве приоритетным и первичным является объективное, которое выступает как основание и суть истины»..

Вообще-то ещё апостол  Павел признавал своё безумие: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины [язычники И.Д.] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1. 22-23). Да, мы безумны, но очевидно не настолько, чтобы понимать смысл подобных изречений.  
В результате разговор приходится начинать с доказательств того, что ты не верблюд. Чтобы не ставить своих оппонентов в подобное положение, мы будем ссылаться на них, точно цитируя тексты.

ПРОШЛОЕ: «СВОЯ» ВЕРА ИЛИ «СВОИ» ЗАКОНЫ ФИЗИКИ

Можно согласиться с Л.Н. Жуковой («Языческое миропонимание  и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою мировоззренческую мифологическую картину образования Земли и  жизни на ней. При этом автор утверждает, что христианство это «мифологическая  мировоззренческая концепция о  началах мира народа, преимущественно  живущего за пределами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая природа, животный и растительный мир Чужая  картина мира. Наши народы и наша наука, наконец, прозрели и увидели  славянскую, якутскую, тунгусскую, юкагирскую картину мира». Интересно было бы получить ссылочку на научные труды, «прозревших» физиков, химиков, биологов, лингвистов.

Действительно, психолингвистика подтверждает, что у каждого народа есть своя языковая картина мира, но не надо путать её с научной. Для древних язычников, искренне считавших, что за пределами их «Ойкумены» кончается земля, естественно было верить в то, что их мир сотворён особенным образом, что у них есть СВОЙ уникальный прапредок, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а остальные неизвестно откуда. Ведь наука о праязыке тогда ещё не подошла к выводу о едином происхождении человека, и археология не знала имён Л. Лики и Ю.А. Мочанова, и генетика ещё не открыла митохондриальную ДНК, обещающую за разностью генов «прозреть» единое в расах и народах, и закон всемирного тяготения ещё не начал «действовать» на всей территории планеты, и теория «большого взрыва» ещё не озарила умы физиков.

Сегодня всё это естественно  входит в картину мира образованного  человека. Создавать конфликт между  знанием и верой опасно, поскольку  он разрушает целостное восприятие действительности. Вот Л.Н. Жукова констатирует: «Основные законы, управляющие юкагирским обществом, исходили от Солнечного божества». Неужели Людмила Николаевна сама верит в то, что Солнце спустило юкагирскому народу подобные директивы? Наверное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы современные юкагиры поверили в это снова? 

Г.И. Романов пишет: «В воображении северного человека природа, это личное, живое существо, притом злое, враждебное человеку существо, причиняющее ему страдания, отрицательные ощущения: холод, голод, боль, болезнь, то есть природа в недобром состоянии, в состоянии зложелательства и гнева». Поразительно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вернуть современным эвенам веру, основанную (по его же словам) на страхе и воображении  
Да, наше восприятие мира, природы, человека различно, в силу того что в ядре сознания народов отразились различия религиозных культов, но это область чувств и эмоций не надо смешивать. Как к древним верованиям относиться сегодня? Бережно. Надо постигать эту разность, исследовать корни своей и чужой уникальности, изучать, как они воплотились в материальной и духовной культуре и сохранять феномены культуры для себя, своих потомков, для всего мира.  

Что касается христианства, то мы здесь не будем опровергать  мифы, почерпнутые из школьных учебников  советского времени, о конфликте  его с наукой, поскольку очевидно, что наука в современном её виде сформировалась именно в лоне христианской культуры.. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехристиан Христос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод воображения или, в лучшем случае, ординарный пророк. Выбор веры для человека, относящегося к религии как к идеологии, определяют факторы внерелигиозные традиции, политические интересы, личные амбиции и т.д. Христианин же верит в Живого Бога, реального, не воображаемого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и предлагает поверить другим. Противоречит ли вера в Христа научной картине мира? Однозначно нет, поскольку наука изучает тварный мир, в котором иные находят себе богов, вера же обращает сердце к Творцу, не к твари.  
О чём же на самом деле говорит Библия? Разве о чужих народах? Нет! Это история не «чужих народов» наша собственная. Это рассказ о том, как Промысл Божий действует в человеческом мире, как влияет на жизнь каждой конкретной личности нашу с вами, как определяет жизнь целых народов, независимо от того, на какой территории они живут, с каким климатом и ландшафтом, какого цвета кожу имеют, на каком языке говорят. Это история взаимоотношений людей и Бога. История, которая однажды привела к тому, что Творец мира воплотился, чтобы спасти каждого из нас от ужаса, обессмысливающего жизнь всех, независимо от расы, национальности и государственных границ от смерти. Это история того, как люди не узнали Бога и Его распяли, как они не узнают Его до сих пор, захлопывают перед Ним дверцы своей души, распинают ложью, злом, грехами. Это история того, как из века в век побеждают на Земле и в сердцах отдельных людей, жаждущих войти в радость Господа, добро и любовь это история святых, доказывающая, что каждый из нас может достичь святости, если только очень-очень-очень захочет. Если только

НАСТОЯЩЕЕ: СЧАСТЬЕ  ВОЗМОЖНО

Но каждый из нас живёт  в настоящем и каждого из нас  объединяет одно естественное желание  быть счастливым. Только само понятие  счастья и пути его достижения мыслятся в разных культурах, сложившихся  под влиянием различных религий, по-разному. Ну, например, Г.И. Романов  пишет: «Обращение верующих эвенов и  других народов Якутии с просьбой к Солнцу, Луне и иным предметам  природы имеют двойственный смысл. С одной стороны, это означает, что они признают превосходство  предмета, его власть и произвол над собой. С другой стороны, они  сознают свою силу, хотят осуществить  свою власть над этим предметом, персонифицированным  как бог, которого, как было сказано, можно принудить против его воли выполнить цель, план и желание человека. <> Почитание и поклонение непосредственно связаны с заклинанием, с настоятельной мольбой помочь в каком-либо предприятии, в оленеводстве, охоте, рыболовстве и лечении болезней. Следовательно, их предназначением служит колдовство над суровыми, грозными и враждебными силами природы Севера осуществление того, что думает и хочет северный человек, а именно его комфортного, длительного и счастливого существования». 

Видимо, философ прав: «Страх перед непокорными и всесильными  силами природы и общества порождает  и у северного человека религиозные  представления и действия и выступает  как причина возникновения религии. Особенный ужас вызывало такое явление  и действие природы и общества как смерть». Таким образом, причиной возникновения языческой религии  народов Якутии, по Романову, являлись страх перед стихиями природы  и особенно смертью, желание жить комфортно и овладение с этой целью техниками заклинаний и  колдовства. «Шаманство определяется как боязнь злых духов, заклинание и  изгнание их, то есть как непрестанная борьба с враждебными духами и  победа над ними». 

Действительно, нехристианское сознание и религиозное, и атеистическое  единодушно: благо мыслится в плоскости  ценностей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Евангелие  в том месте, где описываются  искушения Христа. А.И. Осипов, ссылаясь на Авву Дорофея, комментирует: «Три С славолюбие, сребролюбие и сластолюбие (стремление к чувственным удовольствиям) лежат в основе религиозных исканий человека, порабощённого этим страстям». Поэтому целью язычества (в том числе современных неоязыческих практик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) является магическое подчинение сверхъестественных сил для удовлетворения жизненных запросов (впрочем, сильно изменившихся).  
Конечно, почти все вероучения в той или иной форме проповедуют аскезу, но цели воздержания при этом весьма отличны.

Информация о работе Христианство и язычество в современном православии