Христианство и язычество в современном православии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:53, курсовая работа

Описание

Природа, великая и непредсказуемая, ласковая и непознаваемая, была главным божеством славян. Всё в ней было священным для них – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Это оказало большое влияние на развитие страны, как духовное, так и культурное. Позже когда на Русь принесли православие, язычество не исчезло, а смешалось с христианством.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая культурология.docx

— 418.62 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ»

(ИГТА)

Факультет дизайна и культурного  сервиса

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

на тему:

 

«Христианство и  язычество в современном православии»

 

        

 

 

Автор работы …………………………………………………………..……..Арефьева И.Е.

 

Код работы………………………………………………. Группа … (3д1)

 

Специальность 230500 Социально-культурный сервис и туризм

 

Руководитель работы ……………………………………….……………….……Каган Ф.И.

 

Иваново 2010

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Природа, великая  и непредсказуемая, ласковая и непознаваемая, была главным божеством славян. Всё  в ней было священным для них  – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный  мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего  мира. Это оказало большое влияние  на развитие страны, как духовное, так  и культурное. Позже когда на Русь принесли православие, язычество не исчезло, а смешалось с христианством.

Сейчас большинство  языческих праздников совпадает  с православными. Например, праздник коляды – совпадает с Рождеством. Мы до сих пор празднуем масленицу, отмечаем день Ивана Купалы. В воображение  наших предков леса и озера  населяли водяные. И до сих пор  некоторые из нас верят в их существование, рассказывают сказки, в  которых эти персонажи занимают далеко не последнюю роль. И сейчас остались приверженцы язычества: музыкальные  группы восславляют Перуна, снимаются  фильмы и пишутся книги на славянскую тему. Так что же это? Возвращение  к корням, или дань прошлому? 

Своей целью мы поставили доказать что язычество в наши дни ни куда не исчезло а перетекло в православие. 

Исходя из этой цели, мы поставили следующие задачи: первое – исследование языческих празднеств и их соотношение с православными, также соотношение между языческими богами и святыми в православии. Второе – проследить синкритизацию язычества и православия.

 

 

Язычество

 

Термин богословского  происхождения, применяемый по отношению к первобытным и дохристианским верованиям, а также к многобожию.

 

Язычество — термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» — нехристианские «народы», враждебные православию. На Западе его синонимом является лат. «paganus». Т.о., это понятие изначально носило обличительный характер: Я. — ложные верования неразвитых примитивных племен, практикующих идолопоклонство, а потому подлежащие искоренению в ходе миссионерской деятельности по обращению в истинную веру. В научном религиоведении Я. обычно заменяется более однозначным и оценочно нейтральным термином — «политеизм» («многобожие»).

 

Одной из наиболее ранних форм религии был фетишизм, основанный на представлении, что физические предметы, природные стихии обладают сверхъестественными силами, которые люди при помощи особых магических ритуалов способны использовать для того, чтобы предотвратить катастрофическое воздействие окружающей среды. В рамках той же тенденции выделяют и анимизм — веру в самостоятельное существование души человека, время от времени покидающей его тело, а также духов отдельных сил природы, растений, животных, умерших предков. Древнейшей формой религии является и тотемизм — представление о мистической связи между человеческим родом и конкретным видом животных или растений — его могущественных предков, требующих особого почитания.

 

 

Политеистические религии  возникают в рамках мифологии и наследуют характерные для нее особенности. Здесь образ мира также складывается в результате переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. путем ее одушевления, олицетворения. В результате отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, личности и окружающей среды, сверхъестественных существ и природных явлений.

 

Языческие боги не стоят над природой, они действуют внутри равновесного космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, как действующие лица вечного круговорота умирания и возрождения, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания, неподвластный усилиям ни людей, ни богов. Тем самым достигается как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, определенная предсказуемость результатов последней.

 

Вместе с тем постепенно выявлялось и существенное отличие ранних форм религии от мифологии, а именно, наличие в них особой технологии целенаправленного воздействия на потусторонние силы — того, что называется религиозным культом. Впоследствии облики сверхъестественных существ усложняются, им приписываются черты антропоморфных богов и героев, наделенных всеми человеческими переживаниями и страстями. Происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей: все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного, формируется представление о едином, стоящем над миром всемогущем трансцендентном Боге. Примером может служить древняя религия иранских народов — зороастризм (I тыс. до н.э.), своим культом высшего благого начала и дуалистической картиной мира оказавший существенное воздействие на формирование теизма. Специфические комбинации языческих и теистических элементов так или иначе характерны для всех религий

Все попытки апологетов теизма (иудаизм, христианство, ислам) до конца искоренить Я. оказывались безуспешными. Новые вероисповедные и культовые формы были вынуждены ассимилировать древние языческие представления и сюжеты, воплотившиеся в обычаях, праздниках, в самом образе жизни. На бытовом уровне доминировал своеобразный синкретизм, отчетливо выступающий в современной России, где многие православные представления по-прежнему толкуются в рамках языческих образов, традиционных для данного региона — вопреки жесткой догматической вертикали. Одновременно повсеместно возрождаются древние языческие культы — но не в изначальном «чистом», а в модернизированном виде, с использованием ритуалов и форм коллективистской деятельности, заимствованные у теизма (неоязычество). В современной России эти «природные» культы часто рекламируются как проявления истинно «народной» духовности, санкционирующие местнические политические амбиции.

Язычество в современной России 

В настоящее время в  России действует целый ряд языческих  движений и общин, ставящих своей  целью возрождение исконной русской  веры. Несмотря на то, что общая численность  их членов значительно меньше числа  последователей различных христианских и иных религиозных движений, их ряды постоянно пополняются новыми членами - истинными русскими патриотами.

Вместе с тем необходимо указать на ряд явлений, препятствующих подлинному возрождению языческого духа в современной России. Помимо внешних причин (социально-политических), существует целый ряд внутренних причин (духовно-психологических) медленного и порой весьма противоречивого  по форме возрождения Традиционной русской духовности.

Печально наблюдать, что  многие наши современники, формально  причисляющие себя к язычникам (родолюбам, родноверам, традиционалистам), на деле уделяют очень мало внимания собственно религиозным аспектам язычества. Порой политические, экономические, экологические и иные цели выдвигаются ими на первый план, заслоняя собой САМО- и БОГО- познание, а чрезмерная увлеченность внешней атрибутной становится препятствием для получения и углубления внутреннего - духовного опыта.

Язычество (Родолюбие, Традиционализм), будучи системой миросозерцания, рассматривающей жизнь человека во всей ее целостности, указывает на важность неразделяющего взгляда на действительность. Согласно Родо-любию, современный язычник должен не уклоняться от решения политических, экономических, экологических и иных проблем, которые ставит перед ним реальность, а рассматривать их преодоление как своеобразное религиозное действо, как метод познания мира и Природы, как средство для САМО- и БОГО-познания. Преодолевая всякую двойственность внутри себя. Язычник должен вырабатывать целостный взгляд на действительность, видя божественное во всем, и все как проявление божественного. При этом всякое действие, совершаемое язычником, должно опираться на его духовный опыт и не вступать в противоречие с Мировой Гармонией.

Язычество, являясь универсальной  и всеобъемлющей философией, остается при этом глубоко национальным явлением. Это Традиция, проявляющаяся через  совокупность традиций каждого конкретного  народа, изложенная понятным и характерным  для него языком, учитывающая всю  специфику национального мировосприятия. В связи с вышеизложенным, необходимо указать на опасность абсолютизации  национального начала, способного превратить здоровый патриотизм (то есть естественную для человека любовь к родному  народу) в анти- Природный нацизм, характеризующийся не столько любовью к своему народу, сколько ненавистью ко всем остальным народам (иудаизм с его догматически прописанной неприязнью к иным народам, а также квазирелигия фашизма, преведшая в недавнем прошлом немецкий народ к войне и поражению).

Любовь к родному народу ни в коем случае не должна измеряться степенью ненависти к людям иных национальностей (тем более, что отрицательные эмоции - ненависть в том числе - попросту неконструктивны; в первую очередь для того, кто их испытывает). Бездумный нацизм некоторых современных язычников противоречит принципам Язычества (Родолюбия) и является прискорбным фактом нашей современной действительности. Всякий язычник, проявляющий ненависть ко всем инородцам, сам становится проводником анти-языческих идей и анти-языческой философии, попирая тем самым Законы Прави Небесной и бросая оскорбление Родным Богам.

Одной из характерных черт современной России является наличие  известных различий между городским  и сельским образом жизни. Эти  различия так или иначе проявляются и в особенностях мировосприятия городских и сельских язычников. Особенно хорошо это заметно при сравнении программных принципов, исповедуемых языческими движениями и общинами, основанными в крупных городах, и принятых сельскими языческими объединениями.

Современные городские Язычники, как правило, больше внимания уделяют  концепциям, философско-историческим разработкам, литературно-научной деятельности и т.п., в то время как сельские Язычники отдают предпочтение преимущественно  практической стороне дела (обрядности, обустройству капищ, сопутствующей  ремесленной деятельности и т.п.). И тот, и другой подход имеют свои преимущества, но ни один из них не может  претендовать на полноту религиозной  практики.

Современные люди в большинстве  своем утеряли ощущение своей  целостности, развивая какую-либо одну сторону своей природы за счет всех остальных. Это их состояние  усугубляется деятельностью многочисленных современных религиозных движений, анти-языческих по сути. Жесткая специализация людей мешает им воспринимать мир во всей его полноте, видеть божественное во всем многообразии форм. Помочь им восстановить утраченную гармонию целостности может лишь приобщение к Традиции, обладающей всеобъемлющим Знанием и имеющей целостный взгляд на мир.

Человек, воспринимающий действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, равно  как и тот, кто во всем привык доверять одним лишь свои чувствам и инстинктам - в равной степени далеки от целостного восприятия мира. Человек, для которого религия есть всего лишь свод догматов, равно как и тот, кто увлечен одной лишь внешней обрядностью - в равной степени далеки от получения целостного религиозного опыта.

Лишь язычество, лишенное каких-либо жестких систем догм и  предписаний, обязательных для выполнения всеми людьми без учета их личных свойств, способно вернуть современному человеку целостный взгляд на мир, стимулируя его личный духовный поиск и не подгоняя его под узкие догматические  рамки. Лишь язычество способно, не разделяя единое Знание на фрагменты (как  это делают все упа-дхармы), использовать его во всей полноте на благо человека, не превознося какую-либо одну его часть посредством принижения значимости всех остальных.

Перед нами, современными русскими язычниками (родолюбами, родноверами, традиционалистами), сейчас как никогда остро стоит проблема возрождения искалеченной многовековым засилием чужебесия духа нашего народа. Начать это поистине священное дело каждый из нас должен с возрождения и очищения собственной души, с преодоления внутренней двойственности и восстановления изначальной гармонии, утерянной современным "цивилизованным человеком", с разрушения того внутреннего барьера, которым мы отгораживаемся от лучей света не-смертного духа - Природы Рода, составляющей нашу истинную Суть. Воистину, наше будущее и будущее России - в наших руках.

Проблемы современного язычества.  Языческие культы.

Современные языческие общины Евразии — пример того, как по-разному  языческая религия может развиваться  в самом различном конфессиональном окружении. Известно, что крупных  “языческих” территорий в Евразии  нет — практически в каждом регионе есть та или иная преобладающая  религия из числа так называемых “мировых”.

Так, славянское язычество  в России и на Украине развивается  в контексте православной культуры; викканство и одинизм существуют в поликонфессиональной, преимущественно протестантско-католической, Западной и Северной Европе; литовская “Рамува” и латвийская “Диевтуриба” развиваются на лютеранской почве, но в условиях противостояния православию и русской культуре; тенгрианство — пример языческой религии в мусульманском окружении. Своеобразна ситуация на Горном Алтае: там язычество (бурханизм) исторически развивалось в условиях противостояния даже двум религиям — православию и буддизму.

Информация о работе Христианство и язычество в современном православии