Хатха-йога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:45, реферат

Описание

К этому направлению относится Хатха Йога - система, по преданию подаренная Богом Шивой, и разработанная древними индийскими махасиддхами (йогинами, достигшими сверхъественных способностей и Просветления) - Матсьендранатхом, Горокхонатхом и другими. Магическое искусство Хатха Йоги особенно ценно тем, что благодаря своей эффективности и независимости от культурно-социального контекста может быть с успехом использовано даже здесь и сейчас - в условиях стремительного и жесткого современного мира.

Содержание

Введение
1. История хатха-йоги
1.1. Основные идеи и методы хатха-йоги
1.2. Собирание хатха-йоги
2. Что такое Йога
2.1. Цель хатха-йоги
Игра внутренней энергии
2.2. Основные современные школы йоги
2.2. Основные современные школы йоги
2.2.1. АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА
2.2.2. ЙОГА АЙЕНГАРА
2.2.3. ШКОЛА ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ
2.2.4. ШКОЛА СВАМИ ШИВАНАНДЫ
2.2.5. БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

hatha-ioga.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

В отличие от направлений, идущих от Кришнамачарьи, здесь дыхание в асанах брюшное, живот расслаблен, и бандхи применяются нечасто, зато распространена техника концентрации внимания на той или иной чакре во время выполнения асаны. Традиционно используется около сорока асан, хотя последовательности могут варьироваться, и какихто «новых» асан не допускается. Впрочем, это во многом зависит от конкретного инструктора и его опыта обучения. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается «Пурна Йога» (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги. В наше время наследие Шивананды продолжают международное «Общество Божественной Жизни» (это религиозная община, ориентированная на духовную линию преемственности Свами Шивананды, и практически не связанная с хатха йогой), центр которой находится непосредственно в ашраме Шивананды в Ришикеше, и сеть ашрамов и центров «Шивананда йоги»14, основанных Свами Вишнудеванандой и его западными учениками. Два самых крупных находятся в Канаде (первой западной стране, куда приехал Вишнудевананда) и на юге Индии в штате Керала. Обучение в них (даже в индийском) ориентировано на состоятельных западных студентов, и включает в основном курсы для начинающих.

 


2.2.5. БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ


Свами Сатьянанда Сарасвати

Другой знаменитый ученик Свами Шивананды — Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он чувствует потребность покинуть стены ашрама для продолжения духовных поисков (есть также версия, что одной из причин ухода было неодобрение со стороны некоторых «вышестоящих» Свами его интереса к буддизму и тантре, что впрочем, в связи с традиционной индийской дипломатией, никогда не было «официально» озвучено). Сатьянанда отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где на одной территории был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. За образец был взят средневековый буддийский университет Наланда, который когда-то находился в этих местах. В Бихарской школе проводился ряд исследований воздействия древних практик йоги и тантры на организм и сознание человека. Ашрам-университет (в Индии он имеет статус официального учебного заведения, дающего высшее образование в области йоги и терапии) с самого начала был ориентирован на прием не только индийских, но и западных учеников, и имел структуру теоретических и практических занятий, свойственную учебным заведениям. Минимальный курс обучения включает три месяца постоянного проживания в стенах ашрама. Хатха йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. В общей сложности практикам хатха йоги не уделяется больше часа в день, остальное время занимают лекции, религиозные ритуалы, работа по хозяйству. Свами Сатьянанда Сарасвати и его ученики написали целый ряд авторитетных книг и комментариев по хатха и кундалини йоге, тантрическим практикам и медитации, некоторые из которых уже переведены на русский язык. Следует отметить прежде всего «Кундалини Тантру» и «Древние тантрические техники Йоги и Крийи» Свами Сатьянанды[8], «Хатха Йога Прадипику» с комментариями австралийской ученицы Сатьянанды — Свами Муктибодхананды Сарасвати[9]. Одним из интересных направлений школы является практика «йога нидры» (пребывание в подобном сну измененном состоянии сознания с целью глубокого расслабления тела и ума), книга по этой практике также выходила на русском языке[10]. В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, общаясь только с близким кругом учеников. Однако иногда во время религиозных праздников он навещает Бихарскую школу и даже принимает всех желающих поговорить с ним. В некоторых странах Европы, Америки и Австралии существуют центры «Сатьянанда йоги», знакомящие с этой традицией.

 



Заключение

Йога — путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою души, которая есть суть нашего существа. К сожалению, многие люди, не постигшие глубины йоги, считают этот духовный путь самореализации просто физической дисциплиной, а практику хатха-йоги — только формой гимнастики. Но йога есть нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает человека во всей его целостности на клеточном, ментальном, интеллектуальном и духовном Уровнях.

 

Девяносто процентов из нас, так или иначе, страдают физически, умственно или духовно. Учение йоги помогает нам содержать тело как храм, таким образом, что оно становится таким же чистым, как душа. Тело лениво, ум подвижен, а душа излучает свет. Практика йоги развивает тело до уровня подвижности ума так, что и тело и ум становятся подвижными, а затем направляет их к свету души.

 

Философы, святые и мудрецы говорят, что существуют различные пути, ведущие к конечной цели — прозрению души. Наука разума называется раджа-йогой, наука знания — джняна-йогой, наука долга — карма-йогой, а наука воли — хатха-йогой. Для авторов древних текстов эти названия были подобны клавишам на клавиатуре. На клавиатуре много клавиш, но музыка одна. Аналогично, существует много слов, которыми отдельные люди выражают свой личный подход к йоге и те конкретные пути, с помощью которых они достигают высшей точки своего искусства, но йога остается единой, как един Бог, хотя люди разных стран называют Его разными именами.

 

Те, кто подходит к йоге с интеллектуальных позиций, говорят, что раджа-йога духовна, а хатха-йога — это просто физическая подготовка. Это совершенно неверное представление. Так же как все пути ведут к одной цели, хатха-йога тоже ведет к прозрению души. Много ли из тех, кто делает такие различия между хатха-йогой и раджа-йогой, серьезно изучили “Хатха Йога Прадипику” или другие священные тексты хатха-йоги?

Таким образом мы понимаем, что Йога означает единение. Единение индивидуальной души с Абсолютным Духом есть йога. Но это определение слишком абстрактно, его трудно понять, поэтому, для нашего уровня понимания, я скажу, что йога является единением тела с умом, а ума — с душой.


Используемая литература

  1. Свами Сатьянанда Сарасвати, С.М.Сарасвати. Хатха-йога прадипика- М: «Саттва»:2003
  2. Т.К.В. Дешикачар «Сердце Йоги», М: София, 2003.
  3. Шри К. Паттабхи Джойс «Йога Мала», изд-во Янус, 1999.
  4. Андрэ ван Лисбет «Пранаяма. Путь к тайнам йоги», изд-во Янус, 2000.
  5. Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» (Прояснение Йоги), изд-во Петров и сыновья, 2001.
  6. Б.К.С. Айенгар «Прояснение Пранаямы», изд-во «МЕДСИ» 2003
  7. Б.К.С. Айенгар «Йога Врикша» (Древо Йоги), изд-во «МЕДСИ» 1998
  8. Гита Айенгар «Йога для женщин», изд-во Сарасвати, 2003.
  9. Дхирендра Брахмачари «Йога — сукшма-вьяяма», изд-во София, 2000.
  10. Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини тантра», изд-во Консент, Ника-центр, 1997.
  11. Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс», изд-во К. Кравчука, 2003.
  12. «Хатха Йога Прадипика» (Прояснение Хатха Йоги) с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати. Изд-во Ишвара, 2002.
  13. Свами Сатьянанда Сарасвати «Йога Нидра», изд-во Профит-Стайл, 2002.

14.   http://www.ritambhara.com

  1. www.bksiyengar.com
  2. www.yoga.ru, www.yogastudio.ru
  3. www.ayri.org

18.   www.yoga108.com

  1. www.sivananda.org
  2. www.yogavision.net

16

 



[1] Нади (Nadis) (санскрит) Канал. Река. Поток. Каналы тонкого тела:Ида,Пингала,Сушумна.Невидимые потоки тончайшей энергии, не определяемые инструментально. Их существование выводится как необходимое и подтверждаемое результатами практики работы с праной. Нади обеспечивают гармоничное распределение праны в организме человека и образуют его праническое тело. Расположение каналов, их «закупорка» учитываются в традиционной индийской медицине (аюрведа), в боевых искусствах, в оздоровительных практиках. Существуют способы «прочистки» каналов. Каналы имеют названия, некоторые из которых соответствуют именам рек, протекающих в Индии. Главный канал сушумна, проходит вдоль позвоночного столба (меруданда). Внутри него коаксиально расположены каналы. Снаружи сушумну обвивает левый лунный канал ида и правый солнечный канал, пингала, . Их спирали имеют встречное направление и заканчиваются в левой (ида) и в правой (пингала) ноздре. Сушумна поднимается к головному мозгу. Множество мелких каналов выполняет различные функции, связанные с кровообращением, дыханием, интеллектуальными способностями, пищеварением и др. Система воспринимается как виртуальная, но эффективность работы с ней подтверждается регистрируемыми изменениями в организме человека.

 

[2] Шри К. Паттабхи Джойс «Йога Мала», изд-во Янус, 1999.

[3] Помимо «Йога Малы» существуют три основных книги по аштанга виньясе, написанные ведущими преподавателями. Это работы Лино Миеле, Дэвида Свенсона и Джона Скотта. Краткая работа Лино Миеле вошла в состав сборника «Динамические практики в классической йоге», изд-ва София и Янус, 1999.

[4] Последние переиздания: Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» (Прояснение Йоги), изд-во Петров и сыновья, 2001.

Б.К.С. Айенгар «Прояснение Пранаямы», изд-во «МЕДСИ» 2003
Б.К.С. Айенгар «Йога Врикша» (Древо Йоги), изд-во «МЕДСИ» 1998
Гита Айенгар «Йога для женщин», изд-во Сарасвати, 2003.
 

[5] Дхирендра Брахмачари «Йога — сукшма-вьяяма», изд-во София, 2000.
 

[6] Целый ряд работ Свами Шивананды вышел на русском в издательстве София и ряде других: это и «Новый взгляд на традиционную йогатерапию », «Йога и здоровье», «Кундалини Йога», «Йога и сила мысли», замечательная работа по шиваистской Адвайте «Господь Шива и его почитание» и др.
 

[7] Русское издание: Свами Вишнудевананда «Полная иллюстрированная книга йоги», изд-во Паритет, 1990.

[8] Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини тантра», изд-во Консент, Ника-центр, 1997.
Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс», изд-во К. Кравчука, 2003.
 

[9]  «Хатха Йога Прадипика» (Прояснение Хатха Йоги) с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати. Изд-во Ишвара, 2002.

[10] 

Свами Сатьянанда Сарасвати «Йога Нидра», изд-во Профит-Стайл, 2002.


Информация о работе Хатха-йога