Хатха-йога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:45, реферат

Описание

К этому направлению относится Хатха Йога - система, по преданию подаренная Богом Шивой, и разработанная древними индийскими махасиддхами (йогинами, достигшими сверхъественных способностей и Просветления) - Матсьендранатхом, Горокхонатхом и другими. Магическое искусство Хатха Йоги особенно ценно тем, что благодаря своей эффективности и независимости от культурно-социального контекста может быть с успехом использовано даже здесь и сейчас - в условиях стремительного и жесткого современного мира.

Содержание

Введение
1. История хатха-йоги
1.1. Основные идеи и методы хатха-йоги
1.2. Собирание хатха-йоги
2. Что такое Йога
2.1. Цель хатха-йоги
Игра внутренней энергии
2.2. Основные современные школы йоги
2.2. Основные современные школы йоги
2.2.1. АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА
2.2.2. ЙОГА АЙЕНГАРА
2.2.3. ШКОЛА ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ
2.2.4. ШКОЛА СВАМИ ШИВАНАНДЫ
2.2.5. БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

hatha-ioga.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА ????????

             

 

 

Реферат по культурологии

 

 

 

Хатха-йога

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила – студентка 1 курса, гр. ????

 

                                                               ???????????????

(Ф.И.О.)

 

 

Руководитель работы                          ???????????????????

                (Ф. И.О.)

 

 

Работа защищена с оценкой

 

«_______________»

 

«___» ­­_________ 2007 г.

 

Подпись:

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007


Оглавление

Введение

1. История хатха-йоги

1.1. Основные идеи и методы хатха-йоги

1.2. Собирание хатха-йоги

2. Что такое Йога

2.1. Цель хатха-йоги

Игра внутренней энергии

2.2.  Основные современные школы йоги

2.2.  Основные современные школы йоги

2.2.1. АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА

2.2.2. ЙОГА АЙЕНГАРА

2.2.3. ШКОЛА ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ

2.2.4. ШКОЛА СВАМИ ШИВАНАНДЫ

2.2.5. БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ

Заключение


Введение

Йога - это древняя практика самосовершенствования человека, гармонизирующая и укрепляющаяя его на всех уровнях - от тела до сознания, и более "тонких" энергетических составляющих, знания о которых сохранились в традиционных культурах Востока. В йоге существует несколько направлений - одни из них в большей степени связаны с религией, священными писаниями и ритуалами, другие - с сугубо практическими методами, направленными на трансформацию и развитие физического и "энергетического" тела практикующего, и посредством этого, поскольку всё в человеке взаимосвязано, развитие его сознания, расширение сферы восприятия, интуиции, умение жить и эффективно взаимодействовать в соответствии с "невидимыми" обычному человеку законами существования Вселенной.

К этому направлению относится Хатха Йога - система, по преданию подаренная Богом Шивой, и разработанная древними индийскими махасиддхами (йогинами, достигшими сверхъественных способностей и Просветления) - Матсьендранатхом, Горокхонатхом и другими. Магическое искусство Хатха Йоги особенно ценно тем, что благодаря своей эффективности и независимости от культурно-социального контекста может быть с успехом использовано даже здесь и сейчас - в условиях стремительного и жесткого современного мира.


1. История хатха-йоги

1.1. Основные идеи и методы хатха-йоги

В литературе по йоге имеется несколько заслуживающих доверия текстов по хатха-йоге. Среди них одним из наиболее известных является «Хатха-йога Прадипика». Другой текст, написанный йогом Горакхнатхом, известен как «Горакша Самхита». Еще один текст «Гхеранд Самхита», написан великим мудрецом Гхерандом. Кроме вышеупомянутых имеется и четвертый основной текст, известный под названием «Хатхаратнавали», который был написан много позже Шринивасабхаттой Махайогиндрой. Считается, что все эти тексты были написаны между шестым и пятнадцатым веками нашей эры.

Некоторые упоминания о хатха-йоге имеются также в древних упанишадах и пуранах. Упанишады датируются временем, предшествующим буддистскому периоду, который начался приблизительно в шестом веке до нашей эры. Приводимые в них упоминания о хатха-йоге свидетельствуют, что хатха-йога была известна много раньше этого периода. Есть еще один очень важный текст, известный как «Шримад Бхагаватам» - история Кришны. В этом объемном труде в нескольких главах встречаются упоминания о хатха-йоге.

Признаки знаний о хатха-йоге были обнаружены также в до колумбовой культуре обеих Америк. Даже сейчас в Сан-Огустине, находящемся на юге Колумбии, имеются большие каменные статуи и фрагменты резьбы, в которых можно увидеть элементы практик хатха-йоги. И все же систематическая дисциплина хатха-йоги начала формироваться в Индии приблизительно в шестом веке нашей эры.

Это лишь некоторое представление об исторических аспектах хатха-йоги В течение столетий эти книги были практическими руководствами духовных искателей. На основе хатха-йоги в Индии, Непале и Тибете возникло также множество философских и практических направлений.

В чем же основная тема этих книг? В том ли, чтобы сохранять тело молодым, или в том, чтобы приобрести духовные или психические способности (сиддхи), или в том, чтобы развить в себе способность к пробуждению потенциальной энергии (кундалини) и

достичь высшего состояния сознания (самадхи)? Когда мы более

тщательно проанализируем эти тексты, их цель станет более ясной.

В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет в качестве подготовки к достижению более высоких состояний сознания. Сегодня, однако, истинная цель этой великой науки полностью забыта. Практики хатха-йоги, которые бьли разработаны провидцами и мудрецами древности для эволюции человечества, понимаются и используются в настоящее время в весьма ограниченном смысле.

1.2. Собирание хатха-йоги

К шестому веку нашей эры в Индии уже в течение многих веков существовало множество направлений и подходов к духовной

эволюции. В шестом веке до нашей эры в Индии родились два великих человека. Один из них известен по всему миру как Будда, а

другой - Махавира, основатель философии джайнов, одной из традиций индийской культуры. Оба они придерживались сурового аскетизма и оба проповедовали «ненасилие», ахимсу.

В конечном счете Будда сформулировал свое учение, которое известно как «Четыре благородные истины». В настоящее время в мире широко распространены две системы буддизма. Одна из них известна как випассана, а другая как анапанасати, «созерцание, медитация». Для этих направлений Будда изложил основные положения, называемые «Восьмеричным путем». Они представляют собой систему этических норм, более или менее подобных яме и нияме раджа-йоги.

Вследствие популярности буддизма медитация стала основной формой духовной практики целого субконтинента. Подготовительные практики, однако, были проигнорированы. Этике и морали было уделено гипертрофированно большое внимание в ущерб другим элементам учения Будды. Именно в наше время мыслители Индии начинают заново оценивать систему Будды. Индийцы полагают, что медитация действительно является высшим путем, но они не согласны с буддистами в одном моменте — что человек может немедленно начать с медитаций. Они считают, что нужно сначала подготовить себя.

Спустя пять столетий после Будды и за сто лет до Христа в

Наланде, штат Бихар, Индия, был основан большой университет, посвященный системе хинаяна буддийской традиции. Хинаяна означает «узкий путь или малая колесница», то есть представляет собой ортодоксальную систему буддизма. Сюда приходили изучать религиозные дисциплины ученики со всего известного тогда мира.


2. Что такое Йога

Практика йоги — это то, что объединяет тело и ум. Для развитого человека это означает также единение ума и рассудка, а для тех, кто идет еще глубже, — союз тела, ума и рассудка с глубинами души.

 

Традиционно йога делится на восемь частей или аспектов, которые называются яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи. Если вы не знакомы с этими терминами, то этот длинный список может показаться пугающим. Но в ходе изложения вы познакомитесь с этими концепциями и слова на санскрите больше не будут препятствием для вашего понимания.

 

Кроме того, йогу можно рассматривать как состоящую из трех слоев: внешнего, внутреннего и сокровенного, или физического, ментального и духовного. Тогда восемь частей йоги можно разделить на три группы. Яма и нияма представляют собой социальные и личностные этические учения; асана, пранаяма и пратьяхара ведут к развитию личности, к пониманию себя; дхарана, дхияна и самадхи являются результатами йоги, приносящими опыт прозрения души, но по сути своей они не входят в ее практику.

 

Хотя на Западе йога часто рассматривается только как физическая культура, она является также физио-психологическим и психо-духовным учением. Это наука, которая освобождает ум от оков тела и ведет его к Душе. Когда ум достигает души и сливается с ней, душа освобождается и пребывает с этого момента в покое и блаженстве. Если птицу держат в клетке, она не может летать. В тот момент, когда клетку открывают, птица вылетает наружу и обретает свободу. Человек достигает такой же свободы, когда его ум освобождается от телесной зависимости и обретает покой в лоне души.

 

Первый уровень йоги — это то, что следует делать, и то, чего надо избегать. Нияма учит нас тому, что следует делать для процветания личности и общества, а яма — чего следует избегать, так как это приносит вред личности и обществу. Они представляют собой этические законы, которые человечество чтит с незапамятных времен. Яма и нияма одинаковы повсюду в мире, независимо от того западная это цивилизация учит с незапамятных времен. Яма и нияма одинаковы повсюду в мире, независимо от того западная это цивилизация или восточная, северная или южная.

 

Следуя этим традиционным заповедям, мы идем по пути индивидуального развития через взаимопроникновение тела и ума, ума и души. Это второй уровень йоги — садхана, или практика, который включает асану, пранаяму и пратьяхару. Асана — это практика различных поз тела. Пранаяма — наука о дыхании. Пратьяхара — это либо успокоение чувств и удержание их в пассивном состоянии, либо направление чувств внутрь, с тем, чтобы они могли проникнуть в самую суть нашего существа.

 

Третий уровень йоги описывается Патанджали в “Йога Сутрах” как богатство йоги. Это результат, или плод садханы, который состоит из дхараны, дхияны и самадхи. Дхарана есть концентрация или полное внимание. Дхияна есть медитация. Самадхи — вершина йоги, это состояние блаженства и единства с Абсолютным Духом. Если вы ухаживаете за деревом когда оно растет, в надлежащий момент оно зацветает, а естественной кульминацией его развития будет плод. Подобным же образом, практика йоги, рано или поздно, достигает кульминации в духовном аромате свободы и блаженства. Как сущность дерева сосредоточена в его плодах, так и вся суть вашей практики содержится в ее плодах свободы, гармонии, мира и блаженства.

 

2.1. Цель хатха-йоги

Чтобы очистить ум, тело необходимо подвергнуть процессу абсолютного очищения. Хатха-йога известна также как наука очищения. И не просто очищения, а шести разных типов очищения.

Тело должно быть очищено шестью различными способами от шести загрязнений. Когда тело очищается от этих загрязнений, нади[1]

начинают функционировать и энергетические блоки исчезают. Тогда энергии начинают двигаться как волновые частоты по каналам внутри физической структуры и доходят прямо до мозга.

Поэтому хатха-йога считается начальной практикой тантры, раджа-йоги, кундалини-йоги и крийя-йоги. Когда риши открыли

науку хатха-йоги, они не думали о йога-терапии. Хотя йога доказала свою эффективность в излечивании множества тяжелых и неизлечимых заболеваний, лечебные свойства йоги — всего лишь случайный побочный продукт.

Главное назначение хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания. Если хатха-йога практикуется для других целей, ее главное назначение теряется.

Игра внутренней энергии

Чтобы внести ясность в этот предмет, его обозначили термином «хатха», т.е. ха и тха йога, комбинация двух биджа мантр. В хатха-йоге объясняется, что тха — это прана, сила жизни, а ха —ум, ментальная энергия. Таким образом, хатха-йога означает союз пранической и ментальной сил. Когда праническая и ментальная

силы объединяются, в человеке происходит великое событие. Это пробуждение высшего сознания.

Прана шакти, жизненная сила, и манас шакти, ментальная сила, — это два фундаментальных творца. Любой объект во вселенной, от мельчайшего атома до звезд-гигантов, состоит из этих двух шакти, или энергий. Когда они взаимодействуют друг с другом, когда происходит игра этих двух шакти, тогда возникает творение.

Когда эти шакти отделены друг от друга или растворяются в источнике, тогда творение исчезает. Это великая пралайя, т.е. абсолютное разрушение материи. Современная физика подтверждает эту теорию.

Вся материя во вселенной живая. Это первое правило. Она также обладает сознанием. Это второе правило. Следовательно, все обладает потенциальным сознанием и все живое. В йоге жизнь и сознание известны как пракрити и пуруша, в тантре —- как шакти и шива. В хатха-йоге они называются ида и питала, в даосизме — инь и янь, а в физике — материя и энергия. В разные времена и в разных традициях им давали разные имена. Наше физическое тело, как мы его видим, является грубым восприятием. Если взглянуть на него духовным зрением или воспользоваться специальным электронным оборудованием, возможно, вы увидите, что оно имеет тонкого двойника.

Что происходит внутри, когда вы начинаете думать? Если вы никогда раньше об этом не задумывались, пожалуйста, попробуйте прямо сейчас. Что есть мысль? Что происходит внутри нас, когда мысль формируется, когда она исчезает, когда одна мысль сменяет другую, или когда они мешают друг другу? Это называется игрой шакти.

Информация о работе Хатха-йога