Характеристика современных культурных центров и регионов мира, диалектика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения мо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика современных культурных центров и регионов мира5
Культура: сущность, основные черты и функции………………...5
Структура и формы современных культурных центров и регионов мира………………………………………………………..9
Динамика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения модернизации общества…………………………………16
Динамика современной культуры………………………………...16
Модернизация современной культуры…………………………...20
Заключение………………………………………………………………..23
Список источников и литературы………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Подчас общество равнодушно воспринимает удивительнейшие научные результаты, т.к. действительно существуют объективные трудности распространения научных результатов за пределы узкого круга специалистов. Можно отметить и другие важные причины: забитость ограниченной «оперативной» памяти мозга человека всякой малополезной информацией; отсутствие целенаправленной и своевременной адаптации новых научных достижений до уровня любого рядового члена общества.

Сегодня именно наука создает информационный образ мира, адекватный окружающей реальности и способный успешно ориентировать человека в сложной действительности. Человек, в сознании которого сформирован примитивный образ мира, в своей повседневной жизни будет совершать поступки, которые могут наносить вред ему, как отдельному индивиду, и человечеству в целом. На основании этого мы полагаем, что культурная значимость научных представлений о мире не только не утрачивается, а напротив, усиливается в современном обществе. Но для того, чтобы рядовой член общества осознал новые научные результаты, необходимо, прежде всего, адаптировать эти результаты к его уровню понимания. Это означает, что должна существовать продуманная система адаптации, ориентированная на различные уровни образованности граждан. Заботу о создании такой системы могло бы взять на себя научное сообщество. Сами способы адаптации, подходы в изложении новых научных достижений, - это прерогатива системы образования.

Таким образом, на фоне формирования мирового культурного пространства все большее значение приобретает  индивидуальная направленность творческого самовыражения человека и индивидуальное мировоззрение, которые гораздо тяжелее поддаются целенаправленному культурному воздействию со стороны социальных институтов.

 

  • Модернизация общества и культуры
  •  

    В течение 25 лет после второй мировой войны большинство социологов, исследовавших социальные перемены, концентрировали свое внимание на процессах модернизации. Мы употребляем термин "модернизация" для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

    Ключ к пониманию модернизации - осмысление ее как совокупности перемен, воздействующих на все общество. Эти /620/ перемены многообразны и сложны. Каждая из них связана с другими  изменениями. Более того, в каждой стране процесс модернизации в какой-то мере своеобразен. Не забывая об этом, рассмотрим некоторые модели модернизации.

    Исследователи модернизации, выдвигают  на первый план различные аспекты  этого процесса. Некоторые придают  главное значение технологическим  и экономическим тенденциям. Они  определили несколько образцов, характерных для большинства стран, где происходит модернизация.

    Наблюдается переход от простых  традиционных методов производства (например, ткачества вручную) к применению научных знаний и технологии (например, внедрение механических ткацких станков).

    В сельском хозяйстве выращивание  на небольших участках земли всего  необходимого для собственного потребления  сменяется созданием коммерческих сельскохозяйственных предприятий  в широком масштабе. Это предполагает оплату за урожай наличными деньгами, покупку несельскохозяйственной продукции на рынке и часто использование труда наемных сельскохозяйственных рабочих.

    В промышленности происходит замена использования силы животных и людей  машинами, приводимыми в движение мотором. Вместо плугов, запряженных быками,- тракторы, управляемые наемными работниками.

    Происходит урбанизация сельских поселков, главное значение приобретают  города.

    Другие образцы перемен проявились в процессе модернизации социальных структур. Традиционные религиозные  системы утрачивают свое влияние. Часто возникают мощные нерелигиозные идеологии, например национализм. Во многих отношениях меняется семейная жизнь. Семья перестает быть главной производственной ячейкой. Расширенные семьи и группы родственников распадаются на более мелкие. Основой ухаживания и брака становится личный выбор, а не требования родителей. В области образования значительно повышается уровень грамотности и формируются официальные учебные заведения. В то же время средства массовой информации становятся необъятными источниками образования и знаний. Возникают и новые формы административной организации, например бюрократии, связанные с государственной службой.

    Таким образом, исследующие проблему модернизации, наблюдают постепенное  развитие обширной новой системы  социальных структур и психологических  особенностей. По мере того, как общество становится более продуктивным и  процветающим, усложняются его социальная структура и культура.

    Модернизацию нельзя считать устойчивым продвижением вперед. Перемены всегда происходят неравномерно, и неизбежен конфликт между силами традиции и модернизации. Во многих исследованиях подчеркивается потенциальная нестабильность в развивающихся странах. Беспорядки в странах Ближнего Востока в наши дни - яркий пример такого конфликта. Когда старые способы социального поведения, поддерживаемые господствующими религиозными племенными и клановыми верованиями, сталкиваются с новыми социальными структурами, это часто вызывает конфликт. По мере того как некоторые слои населения (например, бизнесмены, государственные служащие и инженеры) повышают свой уровень образования и достаток, они начинают проявлять интерес к политической деятельности. Однако если не созданы правительственные структуры, призванные удовлетворять их требования и содействовать достижению компромисса с ними, это приводит к политической нестабильности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации имеют стабильную тенденцию к нарастанию и охватывают все большее число существующих культурных конфигураций. Динамизм коммуникативных процессов и значительное расширение актуального коммуникативного пространства постепенно стирают грани между различными этническими культурами, национальными образованиями; специализированным и обыденным уровнями культуры во всех ее формах и технологиях. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социализационных процессах и уступает доминирующее место текущей и актуальной социокультурной информации. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения. Основную роль в профессиональной деятельности играет уровень профессионализма, а не личностно-клановые аспекты. Коммуникативные процессы, основанные на современных технологиях, играют ведущую роль в формировании мировоззрения, которое все меньше зависит от традиционных представлений и нормативных установлений. Социальная структура становится все более гибкой системой, предполагающей максимальный уровень использования всех возможностей и личностных качеств индивида. Социальная значимость информации, в том числе научной, определяется не соответствием ее общепринятой идеологии и теориям, а ее актуальностью в решении прикладных проблем и ее эвристическими возможностями.

     

     

     

     

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. М. 2007.
    2. Бойко С.В. Культурология: Учебное пособие. Череповец. 2001.
    3. Культурология: Учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча.– Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 573 с.
    4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М., 2003.
    5. Флиер А.Я. Культурные процессы. М. 2006.
    6. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.

     

     

     

     

     

    1 См.: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

    2 См.: Бойко С.В. Культурология: Учебное пособие. Череповец. 2001.

    3 См.: Культурология. История мировой культуры / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. М., 2003.

    4 См.: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

    5 См.: Культурология: Учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча.– Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

    6 См.: Флиер А.Я. Культурные процессы. М. 2006.

    7 См.: Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. М. 2007.


    Информация о работе Характеристика современных культурных центров и регионов мира, диалектика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения мо