Характеристика современных культурных центров и регионов мира, диалектика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения мо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика современных культурных центров и регионов мира5
Культура: сущность, основные черты и функции………………...5
Структура и формы современных культурных центров и регионов мира………………………………………………………..9
Динамика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения модернизации общества…………………………………16
Динамика современной культуры………………………………...16
Модернизация современной культуры…………………………...20
Заключение………………………………………………………………..23
Список источников и литературы………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)


Академия права  и управления

(Челябинский  филиал)

Юридический факультет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ХАРАКТЕРИСТИКА  СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ  И РЕГИОНОВ МИРА. ДИАЛЕКТИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  И ИЗМЕНЧИВОСТИ В КУЛЬТУРЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

 

Выполнил:

Студент заочного отделения 

Юридического  факультета

группы Ю-263

Жакупов К.М.

«____»______________2009 г.

Проверил:

Лукин А.Н.

«____»_______________2009 г.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Характеристика современных культурных центров и регионов мира5
  2. Культура: сущность, основные черты и функции………………...5
  3. Структура и формы современных культурных центров и регионов мира………………………………………………………..9
  4. Динамика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения модернизации общества…………………………………16
  5. Динамика современной культуры………………………………...16
  6. Модернизация современной культуры…………………………...20

Заключение………………………………………………………………..23

Список источников и литературы………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Многочисленные  и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.

Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.

Широкое использование  понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций — с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности. Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.

Объект контрольной работы составляет социокультурная традиция  как непрерывно воспроизводящаяся система символически оформленных стереотипизированных знаний, представлений и практик в ее исторических модификациях.

Предметом работы являются историческая динамика культуры, ее изменчивость.   

Задачи:

- раскрыть понятие,  сущность, основные черты и функции  культуры

- изучить структуру и формы современных культурных центров и регионов мира

- определить  динамику современной культуры

- рассмотреть  модернизацию общества и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика современных культурных центров и регионов мира
  2. Культура: сущность, основные черты, функции

 

Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю.1

Дефиниции культуры, выработанные социальными  науками, устранили аристократический  оттенок термина.

Универсальные элементы культуры. Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет осознать, что её отличиям от нашей собственной нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, говорим на разных языках, различаемся представлениями о том, какого типа поведение считать умопомешательством, а какое нет, и не согласны друг с другом в определении добродетельной (нравственной) жизни. В то же время значительно труднее найти общие черты, свойственные всем культурам — культурные универсалии.

Джордж  Мёрдок  выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т. п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Например, обычаи жителей тропиков могут отражать меньшие сезонные колебания климата, в отличие от обычаев, существующих в странах с более умеренным климатом. Вдобавок каждая культурная особенность — это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.

Этноцентризм и относительность культуры. Люди с кольцами в носах, мужья, имеющие десять жен, блюда из человечины, насекомых и львиных сердец — все это примеры того, что мы считаем причудливыми и бесчеловечными обычаями "дикарей". С нашей точки зрения наш образ жизни представляется "правильным", а чужой — странным или варварским.2

Эта тенденция  судить о других культурах с позиций  своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить "язычников" в свою веру. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия — боязнь и неприятие всего иностранного, а шире — всего чуждого.

Этноцентризм  является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они  были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Самнер шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти обычаи.

Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы.

Культуру условно можно разделить на две части. Первая — культурное наследие (материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая — образ жизни. Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.

Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

Функции культуры:

1. Мировоззренческая — ее формируют наука и религия.

2. Компенсаторная — преодоление природных недостатков человека.

3. Функция  социализации. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

4. Функция  контроля. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение.

Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального  контроля, не будем забывать, что  она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг.

Физическая  среда обитания также ставит пределы  влиянию культуры. Например, засухи или извержения вулканов могут нарушать сложившийся тип сельского хозяйства. Факторы окружающей среды могут  также сделать формирование некоторых  культурных образцов маловероятным. Люди, живущие во влажных тропических лесах, вряд ли станут развивать культуру оседлого земледелия, поскольку почвы в этих местах не позволяют получать большие урожаи в течение длительного времени.

Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства пищи, обеспечения жилья и осуществления других основных видов деятельности стало бы невозможным.

5. Функция  селекции. Другой ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей.

6. Функция  интеграции. Культура — это цемент, скрепляющий здание общественной жизни. Не только потому, что передается от одного человека другому с помощью социализации и контактов с другими культурами, но и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к группе. Члены одной культурной группы, похоже, в большей мере понимают, доверяют и симпатизируют друг другу, чем посторонним. Эти общие для членов группы чувства отражаются в сленге и жаргоне, любимых блюдах, моде и в других культурных особенностях.

Культура  вызывает не только солидарность, но и  конфликты внутри групп и между  ними. Язык, главный выразитель культуры, иллюстрирует это положение.

  • Структура и формы современных культурных центров и регионов мира

  •  

    Уорд  Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:

    1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово — "eat".

    2. Отношения. Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения — это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.

    3. Ценности — разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.3

    Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

    Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат  основой знания. Знание — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

    Информация о работе Характеристика современных культурных центров и регионов мира, диалектика преемственности и изменчивости в культуре в ходе проведения мо