Фирменный стиль библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:28, реферат

Описание

В основе систематического и целенаправленного формирования имиджа библиотеки лежит фирменный стиль.
Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор постоянных цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских, музыкальных элементов, обеспечивающих единство внешнего и внутреннего оформления библиотеки, всей исходящей от нее информации, визуальное и смысловое единство продукции и услуг. Фирменный стиль – это своеобразное удостоверение личности библиотеки, ее опознавательный знак, который позволяет отличать продукцию, услуги и деятельность данной библиотеки от продукции, услуг и деятельности других библиотек

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура................................4
2. Внешнебиблиотечный имидж....................................................................5
3. Внутрибиблиотечный имидж...................................................................15
Заключение....................................................................................................20
Список использованной литературы...........................................................21

Работа состоит из  1 файл

Фирменный стиль библиотеки.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

Дизайн  и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а  также количество графики, грамотный  способ подачи материала — таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления  о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта — необходимая  составляющая продвижения имиджа библиотеки.

Следующим этапом рекламной кампании является ее непосредственная организация или  проведение. Проведение рекламной кампании — сложный процесс, в который  вовлечены сразу несколько субъектов  и объектов управления: библиотека, средства распространения рекламы, пользователи.

Итак, организация рекламной деятельности включает в себя создание рекламной  продукции (творческая и производственная часть) и доведение созданных  рекламных материалов до пользователей, а также контроль за прохождением рекламы и внесение необходимых  изменений.

Библиотечная  реклама включает несколько направлений:

 —  информация о библиотечной сети  обслуживаемого района в целях  ориентации в ней, о возможностях  других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий  по МБА и т. п.);

 —  информация о библиотеке и  ее структурных подразделениях (филиалах, отделах);

 —  информация о библиотечном фонде,  его составе и структуре; 

 —  информация об услугах, предоставляемых  библиотекой.

По  содержанию рекламных сообщений  библиотечную рекламу можно подразделить на следующие виды:

1. Адресную, цель которой — информировать  население о библиотеке и ее  месте расположения. Основной формой  такой рекламы является вывеска,  сообщающая, что в здании находится  библиотека. Наряду с названием  библиотеки, вывеска, как правило,  содержит информацию о режиме  работы библиотеки.

2. Престижную, которая направлена на создание  у пользователей представления  о библиотеке как о надежном, высококвалифицированном партнере.

В основе престижной рекламы лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки (бренд), который способствует закреплению  положительной установки на библиотеку. Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор  цветовых, графических, словесных, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство продуктов и услуг.

Набор компонентов фирменного стиля включает:

 —  фирменный или товарный знак (в  том числе логотип);

 —  фирменный шрифт или набор  шрифтов; 

 —  фирменный лозунг или девиз  (слоган);

 —  фирменный набор цветов;

 —  цветовой или композиционный  вариант фирменного бланка.

 

Слоган является важнейшим элементом фирменного стиля. Это своего рода флаг рекламного послания. Он не должен быть большим и включать более 7- 10 слов.

Слоган должен отвечать следующим требованиям:

1. Слоган должен отображать особенности имиджа данной библиотеки, возможно, вызывать ассоциации с названием библиотеки (само название библиотеки может входить в слоган).

2. Фраза,  составляющая слоган, должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики, то есть легко выговариваться.

3. Слоган должен учитывать психологические особенности целевых групп рекламного воздействия.

4. Слоган не должен допускать двоякого толкования, то есть должен ясно и четко восприниматься на слух с первого раза.

Примеры слоганов:

«Библиотека — это здорово!».

«Банк информации — всегда надежен!».

«Старые традиции + новые услуги!».

«Больше знаний — меньше проблем».

«Путь к успеху лежит через библиотеку!»

«ЧИ-тайм — время читать».

Фирменный стиль, как правило, представлен  деловой информацией, рекламно-информационными  печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией. Сувенирная продукция, которая чаще всего изготавливается к различным  юбилейным датам и событиям в  работе библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальных  пользователей. Среди видов такой  продукции — ручка, пакет, значок, открытка, сувенирный конверт, карманные  календари и др. Рекламная значимость сувенирной продукции повышается, если она содержит, помимо представленного  фирменного облика библиотеки (ее фирменного блока, фотографии здания и т. п.), и некоторые другие (чаще всего адресные) сведения. Например, на почтовой открытке, пластиковой сумке помещаются не только фотографии здания библиотеки или части ее интерьера, но и сведения об ее адресе, режиме работы и т. д.

Самая простая рекламная продукция  — это памятки и листовки. Их можно изготавливать своими силами, небольшими тиражами, имея компьютер  и принтер. Это, может быть, перечень услуг, список новых изданий, выпущенных библиотекой, дополнительная информация к литературным выставкам, организованным библиотеками. Плакаты — это более  сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к  крупным мероприятиям в библиотеке.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или  другой печатной рекламой, крайне важно  хорошо продумать дизайн: правильно  расположить текст, найти эффектную  картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой ваша реклама будет  восприниматься наилучшим образом. Подбирать цвета желательно так, чтобы они создавали оптимистический  настрой. Различают цвета холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый), теплые (красный, оранжевый и желтый), контрастные (красный — зеленый, синий — оранжевый). На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный.

По  отношению к аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.

Эффективность рекламы зависит и от того, насколько  ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции  библиотеки. Реклама должна продавать  пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые он получит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой.

Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и  частотой обращения к ним.

Другая  сторона внешнебиблиотечного имиджа — имидж библиотечных специалистов — непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.

В этикет самопрезентации личности библиотекаря входит ношение бейджа. Оно должно являться стимулом, мотивацией, чтобы выглядеть прилично: как внешне, так и в своих внутренних проявлениях. Библиотекари, прежде всего руководители разных звеньев, начинают активно использовать в профессиональной коммуникации визитные карточки. Знание и применение этикета пользования визитными карточками в профессиональной деятельности — это способ создания делового имиджа, установления, поддержания и укрепления профессиональных и межличностных отношений. Соблюдение этикета в одежде библиотекаря, дресс-кода — проблема весьма актуальна для профессии.

Наряду  с традиционным этикетом, библиотекарь должен владеть нетикетом, то есть правилами поведения в электронной среде. Нетикет — «сетевой этикет» (от «net» — сеть). К ним относятся правила работы с электронной почтой, на различных сайтах.

 

 

 

 

3. Внутрибиблиотечный имидж

 

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель — это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности. Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.). Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые  в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения  в ситуациях, когда люди выступают  в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений  в коллективе, в котором тесно  переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия  и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать  и постоянно совершенствовать.

Социально-психологический  климат в коллективе складывается благодаря  педагогическому воздействию внешней  среды. Библиотекарь прибретает опыт работы, усваивает нормы профессиональной морали и начинает оказывать направленное воздействие не только на вновь приходящих в библиотеку работников, но и на коллег, с которыми уже сложились определенные отношения. Благодаря этому получает развитие и система нравственных отношений в коллективе.

Для библиотечной профессии характерен как коллективный, так и индивидуальный труд. Некоторые  работники значительную часть своей  работы осуществляют в одиночку, ее результаты требуют личной ответственности  библиотекаря (запись читателей, прием  читательских требований, работа в  фонде и др.). Если такие сотрудники не воспринимают коллектив как единое целое, противопоставляют себя другим его членам, возникают нравственные противоречия, могущие приводить  к конфликтам.

Решающая  роль в предупреждении и разрешении конфликтов, независимо от того, являются ли они деловыми или личностными, принадлежит руководителям библиотеки и ее структурных подразделений. Задача управления конфликтом заключается  в том, чтобы стремиться к его  скорейшему разрешению, к недопущению  того, чтобы конфликт перешел в  затяжную форму, когда ликвидировать  его будет значительнее труднее.

Причины возникновения конфликтных ситуаций нередко коренятся в недостатках  и ошибках управленческой деятельности. В качестве примеров типичных недостатков  управленческой деятельности, ведущих  к конфликтам, можно указать следующие. Во-первых, это отсутствие или плохое качество управленческой документации, регулирующей деятельность структурных  подразделений библиотеки и ее сотрудников (положений, должностных инструкций и т.п.), что приводит к конфликтам, связанным с отказом сотрудников  выполнять обязанности, незафиксированные  в регламентирующей документации. Другая причина — ошибки в планировании и распределении объема работы между  структурными подразделениями и  сотрудниками.

Отсутствие  у сотрудников библиотеки четкой и ясной информации о том, что  и в каких целях планируется, почему принимаются те или иные решения, также приводит к возникновению  конфликтов в коллективе.

Одной из причин конфликтных ситуаций в  библиотечном коллективе является внедрение  в практику тех или иных нововведений по инициативе руководителя, что нередко  встречает пассивное сопротивление  со стороны сотрудников. Особенно опасными являются решения, связанные с увольнением  сотрудника, понижением его в должности, переводом на другой участок работы без его согласия.

Возникают конфликты при проведении аттестации библиотечных работников и по ее итогам — зачастую из-за нарушения администрацией положения о порядке проведения аттестации или необъективной оценки труда библиотечных работников.

Особым  видом служебного конфликта является «моббинг». Это слово в библиотечной науке новое, происходит от английского «to mob», что означает кого-либо притеснять, преследовать, грубить, придираться. В подобной ситуации может оказаться любой человек, когда по отношению к нему проводятся негативные действия, преследующие цель нанести моральный ущерб, вытеснить из коллектива. Моббинг наносит тяжелые душевные раны, ущерб индивидуальному и групповому имиджу: изменяется самооценка личности, появляется депрессия — болезнь духа, конфликты. Ухудшается сциально-психологический климат в коллективе.

От  последствий моббинга в библиотеке страдают не только ее работники, но и читатели. Ухудшение результатов работы, высокая заболеваемость психосоматическими болезнями приводят к больщой текучести кадров. Моббинг — одна из причин перерастания позитивного имиджа библиотечного коллектива в негативный, что зачастую приводит к появлению негативного имиджа библиотеки.

При разрешении конфликта руководитель должен стремится  найти эффективные пути решения  проблемы, создавшей конфликтную  ситуацию; активно преобразовать  ситуацию и найти выход из противоречия. Например, конфликт может быть разрешен путем отказа от принятого управленческого  решения, вызвавшего конфликтную ситуацию в библиотечном коллективе, путем  его изменения или замены альтернативным вариантом.

Предупреждение  конфликтных ситуаций во многом зависит  от авторитета руководителя, стиля  управления. Создание атмосферы терпимости, справедливости, взаимной доброжелательности прежде всего со стороны руководства  библиотеки и более опытных сотрудников  ограничивает возникновение конфликтов в коллективе и является средством  их эффективного разрешения.

Нравственным  в отношениях «библиотекарь-библиотекарь»  становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики  и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом  уровне. Это моральное целеустремление способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Информация о работе Фирменный стиль библиотеки