Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание

Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.44 Кб (Скачать документ)

     Оценка воспринимаемого  произведения искусства как художественной ценности должна быть по своему содержанию также художественной, т.е. оценивать  надо именно художественную значимость того, что воспринимается. По своей  направленности художественная оценка – это оценка содержательного  смысла произведения, осуществляемая через конкретно-чувственные элементы его художественной формы – изобразительной  структуры, выражающей данное содержание. 

     4 Роль культуры для общества

     Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование  человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как  выделение человека из царства природы  шло вместе с возникновением и  развитием культуры, так и воспроизводство  человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный  не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает  в качестве своеобразной «социальной  наследственности», значение которой  нисколько не меньше биологической  наследственности.

     Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные  знания, сведения и информацию о  мире и передавать их от одного поколения  к другому. Она выступает при  этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

     Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой  она устанавливает, организует и  регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего, через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие  существования и сосуществования  людей.

     С названными функциями  тесно переплетается коммуникативная  функция, осуществляемая в первую очередь  с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с  естественным языком отдельные области  культуры — наука, искусство, техника  и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает  доступ к другим национальным культурам  и всей мировой культуре.

     Существует еще  одна важная функция культуры —  ценностная, или аксиологическая. Она  способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро  и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких  различий и оценок являются, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.

     Особого выделения  заслуживает творческая функция  культуры, которая находит свое выражение  в создании новых ценностей и  знаний, норм и правил, традиций и  обычаев, а также в критическом  переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

     Важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

     Все названные и  другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности —  во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного  и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

     Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует  считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне  называли культурным того, кто умеет  выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей —  как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком  считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек  в состоянии сделать все то, что делают другие.

     Сегодня основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмечены высокой квалификацией  и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения  и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет  также экологическое воспитание, знание иностранных языков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       Человек, живя  в обществе, находится в системе многочисленных  социальных, нравственных, экономических и иных  связей  и  опосредований. 

       Мир  человека  –  это  мир  культуры,  в своём  первоначальном  значении («возделанное») культура противостоит  «натуре»  -  природному, «дикому»  и означает всё то, что отличает человека от  природы,  отличает  искусственный мир от естественного. Это мир, от  начала  и до  конца,  создаваемый самим человеком.  В  этом  смысле   он   противостоит   и   природному,   и   миру божественному, существующим помимо человека, в  этом  же  предельно  широком смысле культура включает  в  себя  все  накопленные  людьми  материальные  и духовные ценности и способы их приумножения.

       Можно сказать,  что культура в целом определяет  те рамки, в которых  может и должен действовать  человек.  Культура  регулирует  поведение  человека  в семье, школе, на производстве, в  быту  и  т.д.,  потому  что  она  содержит систему предписаний  и  запретов.  Нарушение этих  предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом  и поддерживаются силой общественного мнения и различных  форм  институционного предупреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. А. Б. Есин, Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в  систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
  2. А. С. Кармин, Е.С.Новикова, Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил.
  3. Г. В. Драч, Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство Феникс, 1999 г., 576 с.
  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Svesh/01.php
  5. http://www.tspu.tula.ru/res/other/kulturolog/lec3.html

Информация о работе Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура