Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:19, контрольная работа
Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры.
Введение
Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Существует материальная и духовная культура, речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства, в другом.
Но классифицируя, в соответствии со сложившимся
словоупотреблением, различные области культуры, редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
1 Понятие культуры
Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «взращивание». Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определённые качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность».
Появился термин в качестве научного лишь в XVIII веке. Но точного определения дано не было. Впервые объяснил термин «культура» Эд Тайлор (1871 г.): «Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». С 20 в. начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности — в том, что сама культура неравномерна, многогранна.
Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека.
С середины 60-х годов культура рассматривалась как
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
2 Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура
Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в
зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии. Если, к примеру, взять наиболее общий критерий - географический, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестантство.
Так как культура пронизывает все сферы
общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными
условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе научно-технической революции возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д.). А с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны (постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д.). Наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» (например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека).
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание раздела этих систем является ценность, в самом общем определении, – это все, что имеет для человека то или иное значение или как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» самого человека.
Ценности подразделяются на природные (минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.) и культурные (это все, что создал человек, результат его деятельности). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивает жизнедеятельность людей, создает необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих
философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая, же реальность, как и в момент, их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.
3 Основные сферы Духовной культуры
Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство.
Философия является основой духовной культуры, которая способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое место в этом мире.
Неразрывно связана с философией наука, которая как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат.
Религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире.
Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, - являются предметом таких областей знания и учебных дисциплин как этика и
эстетика.
Само понятие
нравственность происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией, одна мотивация будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми. С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека.
Дело в том, что все виды взаимоотношения между людьми, так или иначе, управляются. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счете, преследует обеспечение и интересов индивидуальных.
В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства (стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д.); б) нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки); в) нравственные привычки (схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях); г) нравственные поступки (действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли человека, на нравственной инициативе).
Другой важнейшей сферой духовной культуры является культура эстетическая, которая происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой.
Первейшей сферой эстетического воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих сил, рождение и развитие все новых ее форм, разнообразие и красочность ландшафтов – все это захватывает его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать радостные мгновения. Такие объективно присущие природе качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как
эстетические.
Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением человека, помимо своего полезного назначения, так или иначе, несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам, и строительным сооружениям, и интерьерам, и предметам быта.
Высшей формой эстетического освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие которого, прежде всего, определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления.
В то же время искусство есть художественное выражение действительности, оно осваивает мир в форме художественного образа. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности.
Информация о работе Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура