Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание

Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.44 Кб (Скачать документ)

Введение

     Слово культура является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Существует материальная и духовная культура, речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства, в другом.

     Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

 

     1 Понятие культуры

     Слово «культура» в  переводе с латинского означает «возделывание», «взращивание». Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.

     Цицерон ввёл новый  смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого  формируются определённые качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность».

     Появился термин в качестве научного лишь в XVIII веке. Но точного определения дано не было. Впервые объяснил термин «культура» Эд Тайлор (1871 г.): «Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». С 20 в. начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности — в том, что сама культура неравномерна, многогранна.

     Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, то, что  выделяет человеческое существование  из природного бытия и составляет содержание и смысл человека.

     С середины 60-х годов  культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

     Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся  общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого  потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. 

2 Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура

     Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую  можно осуществить в зависимости  от того, что мы берем за основу такой  типологии. Если, к примеру, взять наиболее общий критерий  - географический, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестантство.

     Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует  степень развития и проявления творческих сил человека.

     Различия материальной и духовной культуры исторически  обусловлены конкретными условиями  разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями  целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе научно-технической революции возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д.). А с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны (постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д.). Наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» (например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека).

     Но при всей относительности  различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать  каждый из этих видов культуры как  относительно самостоятельную систему. Основание раздела этих систем является ценность, в самом общем определении, – это все, что имеет для человека то или иное значение или как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» самого человека.

     Ценности подразделяются на природные (минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.) и культурные (это все, что создал человек, результат его деятельности). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.

     Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс  их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивает жизнедеятельность людей, создает необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

     Но эта сфера  культуры не является определяющей для  человека, т.е. самоцелью его существования  и развития. Ведь человек живет  не для того, чтобы есть, а он ест  для того, чтобы жить, а жизнь  человека – это не простой обмен  веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым  признаком человека, т.е. то, что присуще  только ему и что отличает его  от других живых существ, является разум  или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

     Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения  и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности  человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира. И  если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским  суждениям древнегреческих философов  Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая, же реальность, как и в момент, их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет. 

     3 Основные сферы Духовной культуры

     Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится  философия, наука, религия, мораль, искусство.

     Философия является основой духовной культуры, которая способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое место в этом мире.

     Неразрывно связана  с философией наука, которая как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат.

     Религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире.

     Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, - являются предметом  таких областей знания и учебных  дисциплин как этика и эстетика.

     Само понятие нравственность происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией, одна мотивация будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми. С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека.

     Дело в том, что  все виды взаимоотношения между  людьми, так или иначе, управляются. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счете, преследует обеспечение и интересов индивидуальных.

     В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства (стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д.); б) нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки); в) нравственные привычки (схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях); г) нравственные поступки (действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли человека, на нравственной инициативе).

     Другой важнейшей  сферой духовной культуры является культура эстетическая, которая происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой.

     Первейшей сферой эстетического  воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих  сил, рождение и развитие все новых  ее форм, разнообразие и красочность  ландшафтов – все это захватывает  его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать радостные мгновения. Такие объективно присущие природе  качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как эстетические.

     Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением  человека, помимо своего полезного назначения, так или иначе, несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам, и строительным сооружениям, и интерьерам, и предметам быта.

     Высшей формой эстетического  освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие  которого, прежде всего, определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления.

     В то же время искусство  есть художественное выражение действительности, оно осваивает мир в форме художественного образа. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности.

Информация о работе Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура