Досуг как сфера реализации СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Досуг для современных людей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности людей. Именно в сфере отдыха люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Досуг на современном этапе является одной из самых важных сфер жизни
человека. В качестве общественной ценности его значимость неуклонно возрастает. В соответствии с этим увеличивается важность теоретических и практических проблем, связанных с разработкой определённых средств и конкретных путей реализации культурно – развивающего потенциала досуга и свободного времени.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………2
Досуг как сфера реализации социально-культурной деятельности……...…3
Виды досуговой деятельности.........................................................................6
Деятельность учреждений социально-культурной сферы
по организации досуга населения………………..…………..………..…..….10
Заключение………………………………………….…………….………..…...14
Список использованной литературы..……………..……..…...…..................15

Работа состоит из  1 файл

Досуг.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

 

      Создание объединений для тех, кто склонен к художественно – критическим и искусствоведческим занятиям очень важно, так как значительное число людей, которые любят и понимают искусство, не обладают  ярко выраженными способностями ни к художественно – творческой, ни к исполнительской деятельности. Предоставить им какие – либо  творческие, активные, и в то же время посильные занятия – означает приобщить к коллективному, полезному во многих сферах досугу еще значительную группу интересующихся искусством.

 

      Среди наиболее популярных у общества видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья.

 

      Игры занимают «важное» место в жизни, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми.

 

        Некоторые различия в проведении свободного времени и досуга обнаруживаются в зависимости от возраста, семейного положения, профессии, пола. Вполне естественно, что у молодых людей наибольший интерес к просмотру фильмов, танцам, участию в неформальных организациях, прослушиванию различных аудио записей.

 

      Исследования социологов показали, что  человек ежедневно обладает 4 - 5 часами свободного времени, в неделю 28-35 часов. Величина за год примерно равна размеру рабочего времени и составляет около 1800 часов на одного человека. Однако эти показатели являются средними и неодинаковыми у различных категорий населения.

 

      На селе в силу различных видов сельскохозяйственного труда, недостаточного развития технического обслуживания быта, занятости в личном хозяйстве люди испытывают недостаток свободного времени. Существуют определенные различия  в содержании между социально-культурной деятельностью  жителей города и  традиционной сельской досуговой культурой. Культура досуга в селе складывалась под влиянием  трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде были связаны с праздниками.

 

      Городской досуг мало связан с природными условиями и в большинстве зависит от производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, автоматизация труда, напряженный темп жизни, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятельности в сфере досуга. Но, сегодня, когда средства массовой информации, музыка, мода  и другие «городские ценности» глубоко проникли в село, различия в культурных предпочтениях жителей досуговых потребностях и села и города ощутимо исчезают.

 

      Сейчас одним из видов развивающейся активности населения, который оказывает влияние на социально-культурную сферу жизни общества, является туризм. Он включает в себя активный вид отдыха и проведения досуга, основывающийся на связи человека с культурно - исторической, естественной средой. Это один из механизмов социально-культурной деятельности, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия либо возникновения человеческих потребностей или способностей, продемонстрированы новые возможности и способы их использования в современных условиях.

 

        Большую популярность стали приобретать групповые выходы, выезды людей на природу, коллективные экскурсии,  путешествия  с образовательной, познавательной целью. На рынке услуг сегодня уже существуют необходимые условия создания качественного продукта сферы туризма. Сегодня возникает на это всё больший спрос  в результате повышения интереса и возможностей у населения, престижности различного рода поездок.

 

       Экскурсии бывают разных типов и видов. С точки зрения содержания их можно разделить: производственные, исторические, и спортивные. По типу подразделяют в зависимости от числа участия в ней: индивидуальные, групповые и массовые. Групповыми и массовыми могут быть выезды на поезде, пароходе, автомашинах по заранее заданным маршрутам, с познавательными целями, возможностью познакомится с местностью различных стран, регионов и т.д.

 

      Для досуга в сфере социально-культурной деятельности характерно как развитие процессов, одновременно охватывающих огромную сферу культурного пространства, так и сами различные социальные слои населения. К этим процессам относятся, во-первых, разделение групп населения в сфере досуга по интересам, которая обеспечивает неизбежное разделение, интеграцию, конкуренцию досуговых обществ; во-вторых, рост или спад, застой  квалификации в сфере досуга.

 

      Таким образом, досуг и отдых дает возможность современному человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учреждений социально-культурной сферы  по организации досуга населения.

 

      Во многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, пенсионеров и т.д.), а другие центры, наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

 

      Из этого следует рассмотреть следующую классификацию социально-культурных центров, участвующих в организации отдыха населения:

      1. По основному профилю деятельности – однопрофильные и многопрофильные реализующие свою деятельность по следующим направлениям:

          -социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и    корректирующие);

                   -художественно-эстетические;

                   -спортивно-оздоровительные;

                   -научно-технические;

      2. По социальной ориентации:

                     -дошкольные;

                    -детские;

                    -подростковые;

                    -молодежные и т.д.

 

      Конечно, на практике деятельность центров досуга не выделяется в обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями. Очень ощутима многовариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к возникновению многочисленных разновидностей современных учреждений сферы досуга:

 

         • центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества
различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.;  детский оздоровительно-образовательный лагерь.

 

         • семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности (клуб «Дочки-матери»);

 

         • центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций;

 

         • отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

 

      Исходя из этого, становится ясно, что каждое учреждение сферы досуга – это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности, как различных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.

 

      Разнообразие реально существующих в жизни и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их разновидность является реакцией общества на возникающие проблемы в социально-культурной сфере.

 

        Участие учреждений школы и социально-культурной сферы в организации досуга семьи позволяет преодолеть пассивность некоторых семей, восстановить взаимное доверие, создать возможности реализовать как домашние виды досуга, так и альтернативные.

 

      Задачи  совместной деятельности школы, семьи и учреждений культуры:

    ▪ Формирование развитой, гармоничной личности.

    ▪ Эстетическое, физическое и нравственное совершенствование подростков.

    ▪ Развитие творческих способностей и удовлетворение духовных запросов подростков.

 

      Работа учреждений школы, социально-культурной сферы с семьей могут быть достаточно многообразными. В подростковых клубах России традиционны вечера, семейные праздники. Сейчас довольно распространена форма семейного досуга в русском народном творчестве: ярмарки, кружки прикладного творчества для взрослых и детей, молодецкие игры, русские посиделки, фольклорные оркестры и ансамбли. Проблему дефицита общения родителей и детей решают различные клубы по интересам, клубы семейного общения, театры актёра и кукол, библиотеки и подобного рода центры.

 

      Сегодня достаточно популярными становятся мужские клубы, конференции отцов, беседы медиков, консультации педагогов, психологов, труд в совместных мастерских, экскурсии, походы. Уникальность форм культурно-досуговых работ с семьёй включает в себя такие процессы общения, как: семья – семья, семья – дети, дети – дети, дети – подростки – взрослые. Такой механизм подчёркивает особую задушевность и привлекательность. Общение взрослых и детей создаёт благоприятный климат в семье, укрепляет её.

 

      С развитием подростковых клубов появилась возможность объединения усилий семьи, школы, общественных организаций и государственных учреждений для воспитательного процесса. В книге “Социально – клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы” есть определение: “Местожительство – социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складывается традиции, ценности и инициативы общинной жизни”.

 

          С другой стороны с наступлением юношеского или подросткового возраста иногда возникают периоды желания самоуединения, перенасыщенности общения. Подростку зачастую хочется уединиться, побыть одному. Иногда это желание способствует реализации самоанализа, переживаний, а в последствие, общему  развитию личности и становления себя. Для создания атмосферы домашней обстановки, уединения, были созданы в рамках занятий по программе общественного объединения такие формы реализации досуга, как  “Встреча с друзьями”,  “Домашняя гостиная”, “Вечер встреч” и другие.

 

         Ценность  приобрели в сфере социально – культурной деятельности семейные клубы, клубы трёх поколений. Именно в этой деятельности (гуманитарной, прикладной, художественной, экологической, научной) стало возможным свободное творчество людей разного возраста. Оно использует физические и духовные, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы человека, что несёт упрочение многообразных форм жизни. Досуг, направленный на деятельность, стимулирует, укрепляет веру в собственные силы, способствует взаимодействию людей с природой, окружением в целом.

       Многие учителя, которые сейчас находятся на пенсии, являются организаторами музыкальных и литературных гостиных, этнографических походов, тематических вечеров, походов по местам боевой славы. Проводят акции благотворительности в поддержку сирот, детей – инвалидов. Так же организовывают  антиалкогольные движения, различные мероприятия против болезней среди молодого поколения.

Информация о работе Досуг как сфера реализации СКД