Динамика ультуры А.Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:24, реферат

Описание

Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975), английский философ, историк, автор 12-томного труда ''Исследование истории'' (1934 - 1961). Единицей исследования у Тойнби является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация. Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени.

Работа состоит из  1 файл

Динамика культуры А.Тойнби.docx

— 18.27 Кб (Скачать документ)
 

        
 
 
 
 
 
 
 

                    Реферат на тему 
 

  « Динамика культуры А.Тойнби» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Подготовил: Берстенев А.С.

                                                                                                          Группа: Пб-204 

Оригинальную концепцию  исторической динамики культуры предложил  Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975), английский философ, историк, автор 12-томного труда ''Исследование истории'' (1934 - 1961). Единицей исследования у Тойнби является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация. Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени. Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни - экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции Тойнби составляет религия.

Тойнби высказывает  мысль о множественности цивилизаций  и цикличности их развития. Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели, уступая место другой. Тойнби считал, что человечество живет уже более 300 тысяч лет. А период существования  цивилизаций в сопоставлении  с историей человечества оказывается  крайне малым, он охватывает всего лишь 2% всей истории человечества.

В начальный период исследования Тойнби выделяет 21 цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций. Большинство  из них умерло и забыто. В настоящее  время сохранилось лишь 5 цивилизаций:

1. Западная христианская (страны Западной Европы, Америки,  Австралии, где получил распространение  католицизм или протестантизм).

2. Православная христианская (страны Юго-Восточной Европы  и Россия).

3. Исламская на  Ближнем Востоке.

4. Буддистская на  Дальнем Востоке (в Китае и  Японии).

5. Индуистская в  Индии.

Тойнби не исключал взаимосвязи, взаимодействия различных  цивилизаций. Более того, он считал эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже сформулировал '' закон встреч цивилизаций ''. Такая  встреча произошла между западной и исламской цивилизацией. Это  имело место в Турции. То же самое  произошло при встрече Индии  и Запада.

Тойнби попытался  ответить на вопрос, как происходит развитие цивилизаций. Отвечая на этот вопрос он сформулировал теорию ''вызова - ответа''. Суть этой теории заключается  в следующем. Возникновение цивилизации  и ее развитие определяется способностью людей найти и дать правильный, адекватный ответ на ''вызов" среды. Развитие цивилизации - это непрерывная  смена вызовов и успешных ответов  на них. Вызовы, стимулы могут быть как природными так и социальными. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее  воздействие оказывает вызов  средней силы. Слабый вызов не может  заставить систему перейти на качественно новый уровень, в  то время как чрезмерно сильный  вызов может разрушить ее.

Среди стимулов природной  среды Тойнби выделяет:

1) стимул бесплодной  земли;

2) стимул новой  земли. 

По мнению Тойнби, неблагоприятные природные условия  стимулируют возникновение и  рост цивилизации. Только в борьбе человека с природой может родиться цивилизация. Феномен же ''новой земли'' обретает у Тойнби многозначную трактовку. Новая  земля - это новое, более стимулирующее  основание для развития цивилизации. Таким новым основанием для православия  стала Россия. Религия была перенесена из Византии на другую почву, стала  развиваться в другой земле и  достигла там своего расцвета. Новым  основанием для этрусков стала Северная и Средняя Италия. Они освоили  эти земли в ходе заморской  колонизации. На этой почве культура этрусков получила новый стимул для  развития. 

Кроме стимулов природной  среды Тойнби выделяет стимулы человеческого  окружения; которые включают:

1) стимул удара  (реакция на нападение);

2) стимул давления (''форпост'');

3) стимул ущемления  (бедность, рабство, национальная  дискриминация).

Таким образом, именно стимулирующее воздействие со стороны  природы или окружающих народов  способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и  заставить его развиваться.

По мнению Тойнби, выработка нужной реакции на вызов  среды - это функция творческого  меньшинства, которое выдвигает  новые идеи, проводит их в жизнь, увлекает за собой остальных. Определяющую роль в историческом процессе Тойнби отводит выдающимся, творческим личностям. Личность такого рода встречается редко. Тойнби называет ее героем, ''сверхчеловеком'', сильной личностью.

Далее Тойнби пытается ответить на вопрос, почему происходит упадок цивилизаций? Он обращает внимание на то, что упадок цивилизации нельзя объяснить внешними причинами - космическими или географическими факторами, натиском врагов извне, который как  правило укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком  техники и технологии, поскольку  упадок цивилизации является причиной, а упадок техники - следствием или  симптомом. По мнению Тойнби, надлом, а  затем и гибель цивилизации наступает  тогда, когда силы творческого меньшинства  иссякают, оно оказывается неспособным  справиться с обстоятельствами, новыми проблемами. Оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды  и допускает роковые ошибки. Такой  ошибкой в греческой цивилизации  была Пелопонесская война (V в. до н.э.), временем надлома западной цивилизации  Тойнби считает середину XVI в. (начало религиозных войн), а для России началом надлома явился распад Киевского  государства.

Тойнби замечает, что  если в период расцвета цивилизации  масса подражает элите, то в период надлома цивилизации они оказываются  в разладе, общество утрачивает свое социальное единство. Творческое меньшинство  уже теряет свое магическое влияние  на массы. Но оно стремиться остаться у власти. Поэтому творческое меньшинство  узурпирует власть. Оно превращается в замкнутую касту, опирающуюся  уже не на свои дарования и авторитет, а на материальные инструменты власти, прежде всего силу оружия. Чтобы  удержаться у власти, оно прибегает  к силе, принуждению. Это приводит к тому, что значительная часть  населения превращается в пролетариат, главным признаком которого Тойнби считает не бедность и низкое происхождение, а чувство неудовлетворенности. Эта часть общества заключает  в себе деструктивное начало и  способствует разрушению цивилизации.

Творческое меньшинство, стремясь предотвратить распад цивилизации, создает универсальное государство (империю, деспотию). Такое государство  вступает в войны в целях расширения своего влияния. Завоевательные войны - это признак регресса, даже агонии цивилизации. Хотя такое универсальное  государство его жители воспринимают как благо и желают сохранить  такой порядок вечно.

Стадия упадка, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели (распада). Между надломом и гибелью цивилизации нередко  проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, надлом древнеегипетской цивилизации  произошел в XVI в. до н. э., а погибла  она только в V в. н. э. Период между  надломом и гибелью охватывает почти 2 тысячелетия ''окаменевшего существования'', ''жизни в смерти''. Но как бы долго  это не продолжалось, большинство  цивилизаций в конечном итоге  исчезает, уступая место другим. Оценивая состояние современной  западной цивилизации, Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности.


Информация о работе Динамика ультуры А.Тойнби