Деятельностный подход в изучении культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат

Описание

Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.

Содержание

1. Деятельностный подход в изучении культуры…………………………………………………....1

2. Понятие «культура»…………………………………………………………………………………..2

3. Структура культуры………………………………………………………………………………….2

4. Функции культуры…………………………………………………………………………………....3

5. Искусство в системе культуры……………………………………………………………………...3

Работа состоит из  1 файл

Реферат Культология.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

     Вопрос  о природе эстетического в  искусстве по-прежнему является одним  из центральных в науке. Одни исследователи  считают, что главное назначение искусства в том, что оно призвано познавать мир присущими ему специфическими средствами. Так, Аристотель рассматривал искусство как подражание природе вещей, следовательно, и их познание. Гегель считал искусство и все художественное творчество одним из проявлений абсолютного духа, способного «непосредственно созерцать истину».

     Однако  познавательная (гносеологическая) функция  не исчерпывает всей природы искусства. Наука тоже познает действительность и это ее главнейшая функция. Но в  отличие от искусства, науку интересует мир, существующий сам по себе, объективно, а искусство волнует мир самого человека и человек в мире, т.е. личностный аспект. Кроме того, художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений, как в науке.

Художник не только познает мир, но и создает свой особый художественный мир – мир искусства посредством его произведения (и в этом выражена его особая художественно-эстетическая функция). Благодаря художественной форме и содержанию он пытается выразить и запечатлеть свое отношение ко всему, что волнует его как творческую личность. Художник стремится увидеть в своем внутреннем, субъективном объективное и значимое для других людей. В этом его великое предназначение как творца искусства. В классическом искусстве художник «творил» новую реальность по законам красоты, которые были запечатлены в каноне. В разное историческое время каноны в искусстве резко отличались друг от друга. Одно дело каноны в искусстве древних цивилизаций (например, в Древнем Египте), свято охраняющие религиозные культы. И другое дело в античности, когда появляется большая свобода творчества. И даже в античную эпоху искусство Древней Греции и Древнего Рима столь различалось по своему образному решению, хотя и опиралось на общие каноны.

     В мире классической культуры художники отражали мир с позиции эстетического идеала, на формирование которого большое внимание оказывала не только традиция, но и собственное мироощущение. Поэтому были нередки случаи, когда художники (писатели, композиторы, поэты) намного опережали свое время. Ценности, значимые для их творческой личности, не могли не отразиться на создаваемых ими произведениях. При этом, стремление к идеалу могло выражаться двояко: художник создавал мир идеальных образов, во многом усовершенствуя мир реальный, или напротив, намеренно подчеркивал отрицательные стороны, чтобы вызвать к ним негативное отношение у воспринимающего. Тем самым, действуя эмоционально, он стремился сформировать в человеке позитивное и «спровоцировать» его на изменение тех сторон реальности и самого себя, которые его не устраивали, - в этом заключена огромная воспитательная роль искусства.

Настоящий художник вряд ли будет всецело доверяться публике. О толпе, которая то хулит, то рукоплещет, но редко способна по-настоящему оценить талант, не раз писали классики литературы (например, А. С. Пушкин). Высшим судьей для художника является Бог и время, которое все расставит по своим местам. Не случайно процесс художественного творчества сравнивают с божественным актом, считая первым Художником самого Торца. Лучшие творения искусства не только эмоционально окрашены, но и способны вызвать истинную радость и подлинное эстетическое наслаждение. Катарсис (очищение) греки не случайно считали одной из важнейших целей искусства, в результате которого человек преобразуется, становясь совершеннее.

     Наряду  с познавательной, художественно-эстетической и воспитательной, у искусства  есть еще одна важнейшая функция  – коммуникативная. Искусство можно  рассматривать также как некий  информационный «код», благодаря которому передается особого родя информация от одного поколения к другому. Конечно, произведение искусства нельзя свести только к знаку или 

     4

символу, однако знание особых специфических языков каждого вида искусства в разную историческую эпоху необходимо для того, чтобы адекватно воспринимать ту информацию, которая в них содержится. Семиотический подход к искусству заметно обогатил представление о природе искусства и в ряде случаев явился весьма продуктивным (особенно при изучении особенностей искусства древних цивилизаций), однако ограничиваться им не следует.

Интересную эстетическую концепцию мы встречаем у И. Канта  – основоположника немецкой классической философии и эстетики. В своем  труде «Критика способности суждения» (1790 г.), который современники называли «библией чистого искусства», он пытается выяснить специфику эстетического, связывая его со свободной игрой воображения и рассудка. Эстетическое чувство, согласно Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию формой предмета. Являясь предметом всеобщего любования, оно не может быть обосновано логически, но имеет форму целесообразности. Прекрасным кант считал то, что нравится всем без всякого интереса своей чистой формой. В духе философии просвещения он рассматривал эстетическое в неразрывной связи с этическим. Не может быть прекрасным то, что не является нравственным и не вызывает чувства доброты, считал Кант. Злого человека нельзя считать прекрасным, даже если он внешне красив. Необходима гармония человеческих черт, и именно искусство содействует культуре способностей души для общения между людьми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1.           Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного.  – М., 1991 г. 

2.           Гнедич П. П. Всемирная история  искусств. – М., 1991 г.

3.           Кандинский В. О духовном в  искусстве. – М., 1992 г. 

4.           Маркарян Э. С. Теория культуры  и современная наука. – М., 1983 г. 

5.           Мамонтов С. П. Основы культурологии.  – М., 1993 г.

Информация о работе Деятельностный подход в изучении культуры