Деревянное зодчество на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:06, контрольная работа

Описание

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом. Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща — это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Содержание

Что такое лес? ---------------------------------------------------- стр. 3
Основные виды построек на Руси.-------------------------- стр. 4
Прикладное искусство резьбы по дереву ----------------- стр. 13
Плоскорельефная резьба по дереву ------------- ---------- стр. 17
Геометрическая резьба по дереву -------------------------- стр. 18
Контурная резьба по дереву --------------------------------- стр. 19
Ажурная (сквозная) резьба по дереву --------------------- стр. 20
Прялка ------------------------------------------------------------ стр. 22
Деревянная посуда --------------------------------------------- стр.24
Методы спасения памятников деревянного зодчества стр. 26
Список литературу --------------------------------------------стр. 32

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 689.88 Кб (Скачать документ)

Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая  резьба и ногтевидная (или скобчатая).

В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой  формируются разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления — «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более  сложные узоры — листики, трилистники, глазки.

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим  символам. Например, один из наиболее распространенных элементов — розетка — был  связан с культом солнца. Розетки  и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой  резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных  предметов домашней утвари — вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты  украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии.

В конце 19 века, на гребне волны  интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей  интерьера. Эту технику использовали столярные мастерские в Талашкине, Абрамцеве, Нижнем Новгороде, эскизы для  орнамента делали профессиональные художники. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом  при отделке мелких бытовых предметов  и в сувенирном производстве.

КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из видов деревянной орнаментальной резьбы, получивший широкое распространение в народном искусстве с начала 15 века. Выполняется в виде линии, прорезанной по контуру рисунка. Четкий, несколько сухой, орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку. Как правило, линейный узор дополняют разнообразные порезки, оживляющие композицию. Часто контурная резьба может сочетаться с трехгранно-выемчатой или дополняться последующим раскрашиванием. Основные инструменты резчика: специальный нож со скошенным концом, так называемый «косячок» и «церазик» — узкая полукруглая изогнутая на конце стамеска.

Несмотря на кажущуюся  простоту, контурная резьба требует  высокого мастерства, так как огрехи исправить труднее, чем в других видах резьбы. Для чистоты рисунка, без сколов и зарезов, резьба осуществляется единым маховым приемом. Косяком сначала подрезают линию с наружной стороны, а потом с внутренней. Для большей выразительности рисунка эти канавки могут расширяться или сужаться, быть различной глубины. Оконтуренное изображение дополняют прожилки, выполненные церазиками разной ширины.

Контурная резьба получила широкое распространение в Поволжье, в частности на городецких прялочных донцах и в северных губерниях. В этой технике выполнялись изображения на прялках ярославско-костромского типа.

АЖУРНАЯ (СКВОЗНАЯ) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера, Верхнего Поволжья и Восточной Сибири.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов  и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород — липы, березы, осины; в  архитектуре — лиственницы и  сосны.

При выполнении ажурной резьбы мастер отмечает на перенесенном на заготовку рисунке точки по углам выбираемой плоскости и засверливает отверстия. Запиливание осуществляется лобзиком или тонкой выкружной пилой. Первоначально эта операция производилась долотом, что значительно замедляло работу. Получившийся ажурный узор подрезают ножом, косяком или стамесками, придавая соответствующие рисунку очертания.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий  пышные фронтоны и наличники. Широкий  диапазон орнаментальных тем ажурной  резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности  и современными строителями

Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых  предметов можно привести поморские  и ярославские прялки, чьи лопаски, а иногда и ножки, с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором; удлиненные ручки козьмодемьянских, тверских, вологодских ковшей, покрытые прорезным орнаментом; солонки из Костромской губернии. Резные наличники

 

 

 

ПРЯЛКА, простейшее приспособление для ручного прядения.

Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели — волокнистого пучка льна или пеньки, — привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.

Для изготовления прялок-копылов  использовалась комлевая часть дерева, как правило, сосны или ели, с  торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками. В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье, передаваясь от матери к дочери. Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров 18 века.

Прялки из Архангельской  губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. Расписанные в Пермогорье на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. В северодвинском селе Борок получила распространение сходная манера росписи, названная «борецкой» по имени бояр, некогда владевших этим селом. Обычно в росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы.

В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву. Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета — черный и красный. Среди неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей.

Вокруг города Шенкурска  в Вологодской губернии (ныне Архангельская  область) сложилась своя оригинальная манера росписи прялок. Три крупных  розана, расположенных по вертикали, занимают почти всю поверхность  лопаски. Для придания большей нарядности шенкурские мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой.

Прялки ярославско-костромского типа («теремковые прялки») имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.

Исключительное явление  представляют городецкие прялочные донца. Городецкие прялки состояли из двух частей — донца с «копылком» и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из «копылка», а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Первоначально донца украшались инкрустацией мореным дубом, дополненной контурной резьбой, но с середины 19 века инкрустация постепенно вытеснилась сюжетно-орнаментальной росписью. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.

С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на широкое распространение  с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

                 

 

 

 

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.  
 
О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

 

 

В Новгороде Великом  существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским  черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике  контурной резьбы, поясками наносился  на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

 

 

 

Еще в  XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь этот огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения. Уже не существует более 80 % храмов, зафиксированных до Октябрьской революции. Только за последние годы в Архангельской области погибли Рождественская церковь (1763 г.) в селе Бестужеве на реке Устье, церковь Двенадцати апостолов (1799 г.) в селе Пиринемь на Пинеге, полностью сгорели ансамбли Усть-Кожского и Верхнемудьюжского погостов (XVII - XVIII вв.) на реке Онеге, обрушилась церковь Трех святителей (1782 г.) на Ваге - последний памятник некогда весьма значительного Богословского монастыря. Рухнул шатер Никольской церкви (1670 г.) в селе Волосово Каргопольского района, стоит без кровли Предтеченская церковь (1780 г.) в селе Литвинове на Ваге. В 2004 году сгорела знаменитая Спасская церковь на сваях (1628 г.), перевезенная из волжского села Спас-Вежи на территорию Костромского музея, погибла башня Якутского острога (1683 г.) - один из последних подлинных памятников деревянного крепостного зодчества... Этот скорбный список, к сожалению, имеет длинное продолжение.   

Вызывает  тревогу состояние деревянных храмов XVI - XVIII вв. Ленинградской области, без которых невозможно изучать русскую деревянную архитектуру. Она представлена здесь чуть ли не самыми древними церквами клетского типа в Юксовичах (Подпорожский район) и Лиственке (Бокситогорский район), отличающимися высокими художественными достоинствами. Шатровые церкви в Согиницах и Гимреке, являясь редкими образцами прионежской школы, относятся к следующему этапу развития народного зодчества, а десятистенная церковь в Важинах или шестистенная колокольня в Согиницах, по существу - единственные в своем роде сооружения подобного рода. Расположенная неподалеку церковь в Щелейках знаменует собой относительно поздний этап в истории деревянного зодчества. Ансамбль же Волнаволокского погоста (Подпорожский район) - один из немногих на российском Севере, сохранявший все три постройки, сгорел три года назад.

Деревянные  усадьбы на территории области, из которых  ныне существуют буквально единицы, - яркие памятники именно русской  культуры: Западная Европа не знает  деревянного классицизма. Строгие  усадебные дома, напоминавшие дворцовые  постройки, беседки, мостики, павильоны, нередко спроектированные известными петербургскими зодчими, как правило, являются важнейшими частями дворцово-парковых ансамблей. Самый старинный из усадебных  деревянных домов еще недавно  стоял на реке Оредеж в селе Рождествено  Гатчинского района. Первоначально  он был построен в 1780-1784 гг. как дом  городничего для незадолго до того учрежденного города Рождествено, в конце XIX в. он принадлежал будущему писателю Владимиру Набокову и стал «героем» многих его произведений. В апреле 1995 г. дом сгорел и теперь воссоздается с включением сохранившихся частей в новое здание. Немалую выразительность этому дому и ему подобным придавала органическая связь с природным окружением, нередко преобразованным ландшафтными архитекторами - паркостроителями.

К концу  прошлого века гибель памятников деревянного  зодчества приобрела лавинообразный характер. С глубокой болью можно утверждать, что в ближайшие 10-15 лет в сельской местности они исчезнут полностью, возможно, лишь за исключением нескольких церквей и часовен, находящихся ныне в удовлетворительном состоянии, и тех, что перенесены в музеи под открытым небом. Из-за почти полного отсутствия бюджетного финансирования, неумения, а часто и нежелания местных властей что-либо предпринимать, остановились даже те немногие работы, которые были начаты несколько лет назад. Один из примеров - упомянутая церковь в Согиницах. Нет нужды говорить, сколь губительна такая остановка для памятника. Однако даже после реставрации памятники нуждаются в постоянном уходе. Так, уже более 20 лет не чинили кровли на церквах в Щелейках и Гимреке, в 1980-х гг. приведенных в порядок. Вовремя не устраненные протечки ведут к быстрому разрушению бревен, и вскоре потребуются сложные и дорогостоящие работы по замене сгнивших венцов сруба. Пример тому - пятишатровая Троицкая церковь в Неноксе (1727 г.) Онежского района Архангельской области.

Информация о работе Деревянное зодчество на Руси