Деревянное зодчество на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:06, контрольная работа

Описание

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом. Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща — это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Содержание

Что такое лес? ---------------------------------------------------- стр. 3
Основные виды построек на Руси.-------------------------- стр. 4
Прикладное искусство резьбы по дереву ----------------- стр. 13
Плоскорельефная резьба по дереву ------------- ---------- стр. 17
Геометрическая резьба по дереву -------------------------- стр. 18
Контурная резьба по дереву --------------------------------- стр. 19
Ажурная (сквозная) резьба по дереву --------------------- стр. 20
Прялка ------------------------------------------------------------ стр. 22
Деревянная посуда --------------------------------------------- стр.24
Методы спасения памятников деревянного зодчества стр. 26
Список литературу --------------------------------------------стр. 32

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 689.88 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГУО ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

 

Тема: Деревянное зодчество  на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка 2-го курса

                                                                                       Ройба Ирина Александровна

                                                            Специальность: ФЗО.

                                                                                       «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                                           Шифр: 101723

                                                                                        Проверил:

 

 

13.03.2011 г. 

Содержание:

  1. Что такое лес? ---------------------------------------------------- стр. 3
  2. Основные виды построек на Руси.--------------------------  стр.  4
  3. Прикладное искусство резьбы по дереву -----------------  стр. 13
  4. Плоскорельефная резьба по дереву ------------- ----------  стр. 17
  5. Геометрическая резьба по дереву -------------------------- стр. 18
  6. Контурная резьба по дереву --------------------------------- стр. 19
  7. Ажурная (сквозная) резьба по дереву --------------------- стр. 20
  8. Прялка ------------------------------------------------------------ стр. 22
  9. Деревянная посуда --------------------------------------------- стр.24
  10. Методы спасения памятников деревянного зодчества стр. 26
  11. Список литературу --------------------------------------------стр. 32  

 

Мы привыкли к тому, что  густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В  центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом. Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща — это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Естественными строительными  материалами на Руси издавна служили  дерево и глина. И того, и другого  было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве  довольно рано. Но если кирпичи из глины  появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве. Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укрывались несогласные с мнением властей — сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих. Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем. На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

 

 

Основу деревянной постройки  на Руси составлял“сруб». Это скрепленные  («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

 

По типу скрепления бревен между собой различались и  виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

 

Самым надежным, теплым, считалось  скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» ( «облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло“ относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

И дом, и храм строили одинаково  — и то, и другое — дом (человека и бога). Поэтому самой простой  и древней формой деревянного  храма, как и дома, была «клетская». Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне — два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

Маленькие часовни во множестве  ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными  крестами, над родниками. Священник  в часовне не положен, алтаря здесь  не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.

Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это означало, что она шатровая. Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке. Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная «раскольничья» архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма «четверик-восьмерик-шатер». Встречаются и восьмерики «от пошвы» (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа. В XVIII в., когда русское деревянное зодчество достигло вершины, приобрело четкую форму и многоглавие. Чаще всего стали возводить девятиглавые храмы — четыре главы по углам четверика (основания храма) и пятиглавие на крещатой бочке, завершающей храм. Однако в Успенской церкви в Кандопоге и в ансамбле на острове Кижи русскому многоглавию предел не поставлен. Фантазией зодчего здесь руководили не церковные символы, а исключительно законы красоты. Так Преображенская церковь в Кижах имеет 22 главы.

За крыльцом обычно следовали  «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь  не открывалась прямо на улицу, и  тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в  древности «всходом». Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца /особенно, если под ней находился вход на первый этаж/ называлась «рундуком». Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые  лаконичные формы исторического  жилья, строительные приемы, свидетельствующие  о незаурядном мастерстве русских  зодчих, оттачивались веками. Искусство  домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного  жилья или документальные материалы  по этим постройкам, относящиеся к  концу XIX века (рис. 1).

 

Рис. 1. Деревянный дом Русского Севера конца XIX века

 

В отличие от крестьянского жилья  или памятников деревянного храмового  зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, за исключением  случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем  состоянии. Сведения о более ранних периодах формирования жилища мы черпаем  из археологических материалов, картин знаменитых художников или исторических рукописей.

Мастерство древних "рубленников" поражает наших современников. Деревянные дома собирали из "клетей" (срубов) безгвоздевым способом с большим  разнообразием плотницких приемов. Крестьянские постройки или целые  ансамбли боярских и княжеских хором  сочетали в себе монументальность срубов и легкие каркасные пристройки, а  также летние помещения с сакраментальной  и живописной внутренней и наружной отделкой.

В районах, богатых лесными массивами, для жилья использовали преимущественно  хвойные породы, реже лиственные, среди  которых особым почетом пользовался  дуб. Срубные постройки вкапывали  в землю, а сверху крышу засыпали грунтом. Отапливали такие помещения  печками-каменками или глинобитными очагами "по черному", дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать большое число бревен и максимально сократить потери тепла. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи, их вырубали на полбревна вверх и вниз в смежных бревнах. Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название - волоковые. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Со временем такие окна стали закрывать слюдой и только в XVIII-XIX веках для этой цели стали применять стекло. Так появились "красные" окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. Полы в таких домах преимущественно были глиняными. Но если под полом устраивали хранилище для зерна, то его перекрывали бревнами, щели между которыми замазывали глиной.

Со временем все чаще стали появляться наземные постройки, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. В  регионах с долгими снежными зимами дома старались поднять как можно  выше над землей, что защищало сруб от влаги и давало дополнительную площадь для хранения припасов и  содержания домашнего скота.

С течением времени строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов. К простейшим типам построек можно отнести  четырехстенки. Для пристройки двора или хозяйственных помещений делали выпуски бревен, к которым прирубались сараи, амбары и т.д. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей. Наиболее распространенными были пятистенки - усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. Таким образом получали две части дома: большую жилую с печью, хорошо освещенную, и меньшую –сени, соединяющие жилье с хозяйственной частью. Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. Шестистенки разделялись двумя стенами в разных направлениях, образуя четыре самостоятельных помещения. Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка.

Фундаменты под деревянные здания не ставили, а нижние венцы клали  прямо на землю. Под углы и середину стен клали большие камни или  ставили "стулья" из толстых дубовых  бревен. Для стульев подбирали  комлевую древесину лиственницы или дуба, стойкость против загнивания которых достаточна высока. Чтобы повысить эту стойкость, древесину обжигали на костре или промазывали дегтем. Среди большого разнообразия приемов наибольшее распространение получили врубки "в лапу", "в чашу", "в ус" и "ласточкин хвост", которые с успехом используются до настоящего времени. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. Нужно отметить, что наши предки действовали топором виртуозно. При помощи этого универсального инструмента выполняли практически все работы: от рубки леса до резных элементов, украшающих фасады. Секрет такой популярности топора прост. Дело в том, что еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому, несмотря на то, что пила на Руси была известна давно, пользовались ею редко.

Информация о работе Деревянное зодчество на Руси