Что такое культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:21, реферат

Описание

Происхождение понятия и термина «средние века» обусловило то, что история средних веков стала историей стран и народов Европы. Культура данных народов тесно переплетается с ее историей, и имеет ряд характерных для того времени особенностей. Эти особенности включают в себя специфику мировосприятия, отношений между людьми и сословиями, религиозного поклонения и обучения. Данные тонкости мы и выбрали для рассмотрения в данной работе, их мы опишем ниже.

Содержание

Введение………………………………………………………………2

Специфика средневековой культуры………………………………..3

Социальная культура средневековья………………………………...3

Светское искусство средневековья…………………………………11

Трубадуры……………………………………………………………12

Период рыцарской культуры………………………………………..15

Бытовой жанр………………………………………………………...16

Специфика средневекового образования…………………………..18

Заключение…………………………………………………………...20

Библиографический список………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………2

 

  1. Специфика средневековой культуры………………………………..3

 

  1. Социальная культура средневековья………………………………...3

 

  1. Светское искусство средневековья…………………………………11

 

  1. Трубадуры……………………………………………………………12

 

  1. Период рыцарской культуры………………………………………..15

 

  1. Бытовой жанр………………………………………………………...16

 

  1. Специфика средневекового образования…………………………..18

 

  1. Заключение…………………………………………………………...20

 

  1.  Библиографический список………………………………………...21

 

 

 

 

Введение

Средневековьем  считается период от распада Римской  империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западная цивилизация менялась настолько сильно, что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту роль будет играть “высокое” средневековье (XI -XIII века).

В пространственном отношении центром средневекового запада является территория Италии, Франции, Германии и Англии.Как известно, термин «средние века» появился в Европе в XV в. в кругах ученых-гуманистов и употреблялся ими для обозначения исторической полосы жизни европейских народов, лежащей между «древним миром», существование которого считалось гуманистами закончившимся в V в. падением Западной Римской империи, и новым временем, как воспринимали гуманисты свою эпоху. В таком же значении восприняли этот термин и гуманисты – филологи и историки XV-XVII вв. За ними пошла вся последующая историческая наука в Европе, окончательно закрепившая этот термин в составе триады: «древность» – «средние века» – «новое время». Так в исторической науке возникла специальная отрасль – история средних веков.

Происхождение понятия и термина «средние века»  обусловило то, что история средних  веков стала историей стран и  народов Европы. Культура данных народов тесно переплетается с ее историей, и имеет ряд характерных для того времени особенностей. Эти особенности включают в себя  специфику мировосприятия, отношений между людьми и сословиями, религиозного поклонения и обучения. Данные тонкости мы и выбрали для рассмотрения в данной работе, их мы опишем ниже.

 

 

Специфика средневековой культуры

Социальная  культура средневековья

 

Социальная  культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал- собственной культуры, варварских народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи- права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима, варварами, .Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готтов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие  этих начал дало мощный импульс становлению  собственно западно-европейской средневековой культуры.

Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.  В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества- духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные “третьим сословием”-народом. Духовенство заботится о душе человека,  дворянство занимается государственными делами, народ - трудится.

Сущность  культуры любой эпохи прежде всего выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления  во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения  объяснить по образцу отношений человека и  бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Важным элементом социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной “святой” жизнедеятельности.

Для второй сословной группы-дворян характерны иные представления о  человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал предполагает знатное  происхождение, такие качества, как храбрость забота о славе, чести, стремление к подвигу, благородству.

В период средневековья люди накапливали  богатства, добывали ценности, потом приобретали землю и т.д. Свободные крестьяне, вынужденные –в силу различных материальных и духовных причин, искать себе покровителей, передавали свои земли монастырям, церкви или каким-либо могущественным людям, обретая взамен поддержку и защиту. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Они оставались жить и трудиться на этих землях. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину “сидели” на этой земле уже лишь в качестве держателей. Иначе говоря, людей, которые обрабатывали землю, получали с нее какую-то часть дохода, но другую часть дохода они отдавали господину в виде так называемой “феодальной ренты”. Крестьяне были подвластны своему господину и землей распоряжаться уже не могли.

Из документов, сохранившихся в  монастырских архивах Германии, Англии, Франции и других стран Европы, явствует, что монахи были рачительными хозяевами и заботились о том, чтобы вся документация у них содержалась в порядке. В этих грамотах обычно писалось вот что. “Я, такой-то, во имя спасения души дарю свою землю, расположенную там-то и там-то, или село, находящееся там-то, такому-то монастырю, посвященному такому-то святому” т.е.покровителю этого монастыря.

Конечно, не сами крестьяне их составляли. Они составлялись в монастырских канцеляриях, людьми, которые умели читать и писать, хоть и на “корявой, кухонной” латыни. И все же эти формулы в значительной мере отражали сознание и самих крестьян. И исходя из этого, что мы знаем о средневековой культуре, мы вправе предположить, что эти люди, крестьяне, дарили землю не только для того, чтобы обрести защиту и помощь в этой жизни.

Несомненно, и такие мотивы присутствовали в их сознании и были среди существенных факторов их поведения, но они заботились и о том, что с точки зрения человека этой эпохи было важнее свободы и независимости, важнее общественной безопасности и материальной обеспеченности. Они заботились о спасении своей бессмертной души. Человек дарил землю не просто монастырю. Он дарил эту землю тому святому, чье имя носил монастырь, т.е.и монахов, в нем живших, и мирян, подвластных ему. Человек передавал право на свою землю святому, для того чтобы спасти свою бессмертную душу.

У людей в средние века была другая “картина мира” определявшего их поведение. Были иные представления  о жизни и смерти. И не знали  они более настоятельной заботы, чем забота о том, что будет с ними по окончании земного пути. Для средневекового человека это была сфера высших ценностей, сфера высших критериев человеческого поведения.

В 11-12в.в.в Западной Европе было распространено учение о трех функциональном делении общества. Согласно этому учению, общество состоит из трех “орденов”.

Первый “орден”-те, кто молятся. Это духовенство и монахи.

Второй “орден”-те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Оно в начале средних веков только начинало формироваться.

И третий “орден”-те, кто пашут землю или трудятся. Молящиеся, воюющие и трудящиеся-землепашцы- такова структура общества. Каждый ,,орден,, общества не мог существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других. Другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, естественно, кормят не только себя, но и все общество. Таким образом все “ордена” нужны друг другу. И “дом Божий”,как говорили тогда, не расчленим, а венцом его является монарх, король.

В эпоху викингов, походы скандинавских  мореплавателей и пиратов, купцов и завоевателей, путешественников и первооткрывателей, которые на протяжении двух с лишним столетий беспокоили Европу, то нападая на соседние страны, то совершая дальше плавания и пролагая новые торговые пути. Эти жители скандинавского севера - нынешних Норвегии, Швеции, Дании- сыграли значительную роль в истории всей Европы раннего средневековья. Начало эпохи викингов датируется рубежом 8-9 в.в. Ее конец- серединой 11в. Таким образом то, что называют “эпохой викингов”- это 9,10,11в.в.

В земле скандинавской остались огромные богатства. Люди прятали награбленное добро, в основном в виде золотых и серебряных монет. Прятали в разных местах- зарывали клады. И позже, в конце средневековья, в новое время, очень многие находили эти клады. Выходит человек покопаться в своем огороде и натыкается на какой-нибудь сундучок или кувшин, из которого высыпаются золотые или серебряные монеты.

Преобладало серебро- во времена викингов золота в Европе было мало и поэтому эту эпоху в истории Скандинавии часто называют ,,серебряными веками,,. Клады находили не только в огородах, но и в курганах, которые специально раскапывали археологи.

Подобных кладов к настоящему времени  открыто несколько десятков тысяч  на территории Дании, Швеции, Норвегии, а также в сопредельных им районах  других стран. Что же касается происхождения  монет, то скандинавской чеканки в кладах довольно мало, потому что скандинавские короли хотя и начали в 11-12в.в. чеканить свою монету, но это была монета не очень ценная, и ее было немного. В кладах преобладают монеты, пришедшие либо с Востока, из Арабского халифата, либо из Англии; ведь скандинавы часто нападали на Англию. Одно время у английских королей было наемное датское войско, а в 11в. датский король Кнут, создал огромную по тому времени державу, в которой наряду с Данией входили Англия и Норвегия. Большое количество драгоценного металла перетекало из Англии в Скандинавию в виде платы за службу, или в виде контрибуции, или в виде налогов, так называемых “датских денег”, которые тяжелым бременем легли на плечи англичан в начале 11в. И этот металл оседал в кладах, чтобы стать добычей археологов. Еще были монеты и драгоценности из Германии и из других стран Европы. Возникает вопрос: зачем всё это спрятали?

Известный шведский археолог С. Булин высказал мнение, что клады были своего рода средневековыми сберегательными кассами или сберегательными банками. Шли войны, жизнь была не спокойная, и если у человека заводились деньги, кое-какое богатство, то он предпочитал запрятать их в кубышку, в кувшин, в сундучок и до поры до времени зарыть в землю, чтобы востребовать свой вклад тогда, когда будет спокойно, когда потребуется купить землю, рабов, заморские одежды, оружие и т.д. Тогда можно извлечь эти средства из “подземного банка” – и пустить их в оборот. Однако любопытно, что на протяжении самой эпохи викингов кто либо из тех, кто эти клады закапывал, или кто-либо из родственников, потомков или наследников эти вклады востребовал, т.е. выкапывал. Археологи находят “клады” не только близ домов или в таких местах, где их было бы более или менее легко выкопать, если человек знал, где они спрятаны, потому что сам и спрятал или кто-то ему сказал, - нет, такие клады находят и на дне рек, болот. Это значит, что люди прятали в таких местах, откуда извлечь их было невозможно. Очевидно, что люди прятали своё богатство не для того, чтобы, когда-нибудь потом, “в трудную минуту жизни” им воспользоваться. Прятали навсегда, прятали не только от других, но и от самих себя. Вывод: в скандинавских странах эпохи викингов в результате грабительских походов и торговли  сложился достаточный экономический потенциал для того, чтобы там стали развиваться феодальные отношения. Логика тут такая: у скандинавов были деньги, значит, они могли покупать землю, могли приобретать какие – то владения, т.е. мог развиваться феодализм. Скандинавы эпохи викингов, будучи язычниками, относились к драгоценным металлам, к золоту и серебру, которые они часто воспевали в своих скальдических песнях, очень своеобразно.  В драгоценных металлах скандинавы видели воплощение удачи, везения человека. Он верил, что каждый человек обладает большей или меньшей степенью удачи. И пока эти металлы находятся в его руках, пока никто другой на них не наложил руку, его удача не подвергнется никакой опасности. Скандинавские короли своим приближенным за верную службу, а скальдам за песни, в которых эти короли воспевались, могли дарить большие ценности-гривны, кольца, мечи и т.д.

Важнейшей характеристикой этого  периода был рост городов и  городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время ,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе  наиболее богатых были ростовщики и менялы. В начале классического средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки.

Важным слоем городского населения  были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они  постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.

Информация о работе Что такое культурология