Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:19, реферат

Описание

При великом московском князе Иване III Москва становится столицей объединенных русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси.
Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси. В московском Кремле начинается грандиозное строительство, для чего в Москву приглашаются итальянские зодчие: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и другие. Работая в содружестве с русскими мастерами, они не только учитывали местные условия строительства, но и постоянно находились под влиянием русских строительных традиций. Поэтому творчество их целиком было проникнуто духом русской национальной архитектуры.
На месте обвешавших белокаменных укреплений Кремля времен Дмитрия Донского возводятся из кирпича новые могучие стены и башни. Сооружаются величественные Успенский и Благовещенский соборы, Гранитовая палата, закладывается княжеская усыпальница — Архангельский собор, расширяется территория Кремля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 3
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ……………………………………………………………………….. 7
УСПЕНСКИЙ СОБОР………………………………………………………………………….. 8
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР………………………………………………………………… 9
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР…………………………………………………………………… 11
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 12
КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА………………………………………. 13
ЦАРЬ-ПУШКА………………………………………………………………………………….. 14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА……………………………………………. 15
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА……………………………………………………………………… 16
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ………………………………………………………………………… 17
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО…………………………………………………………… 18
СПАССКАЯ БАШНЯ (ФРОЛОВСКАЯ)……………………………………………………… 19
ТАЙНИЦКАЯ БАШНЯ………………………………………………………………………… 21
КУТАФЬЯ БАШНЯ (ПРЕДМОСТНАЯ)……………………………………………………… 22
ТРОИЦКАЯ БАШНЯ…………………………………………………………………………... 22
БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ БАШНЯ (МОСКВОРЕЦКАЯ)………………………………………. 23
ВОДОВЗВОДНАЯ БАШНЯ (СВИБЛОВА)…………………………………………………... 23
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ……………………………………………………………….. 24
1-я БЕЗЫМЯННАЯ БАШНЯ…………………………………………………………………... 25
2-я БЕЗЫМЯННАЯ БАШНЯ…………………………………………………………………... 25
КОМЕНДАНТСКАЯ БАШНЯ (КОЛЫМАЖНАЯ)…………………………………………... 25
КОНСТАНТИНО — ЕЛЕНИНСКАЯ БАШНЯ (ТИМОФЕЕВСКАЯ)……………………… 25
ОРУЖЕЙНАЯ БАШНЯ (КОНЮШЕННАЯ)…………………………………………………. 26
БОРОВИЦКАЯ БАШНЯ (ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ)……………………………………………… 26
ЦАРСКАЯ БАШНЯ……………………………………………………………………………. 27
СЕНАТСКАЯ БАШНЯ………………………………………………………………………… 28
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ БАШНЯ (СОБАКИНА)………………………………………. 28
НАБАТНАЯ БАШНЯ………………………………………………………………………….. 29
СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ БАШНЯ (ГРАНЕНАЯ)………………………………………... 29
НИКОЛЬСКАЯ БАШНЯ……………………………………………………………………….. 30
ПЕТРОВСКАЯ БАШНЯ (УГРЕШСКАЯ)…………………………………………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 32

Работа состоит из  1 файл

Кремль.doc

— 7.77 Мб (Скачать документ)

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

 

В юго-западной части  Соборной площади расположен изящный  девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах  псковскими мастерами как домовая  крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие — в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» — на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) — «Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение»,

«Воскрешение Лазаря»  и «Вход в Иерусалим» — принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса — «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса — деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда — заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы — изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

 

Архангельский собор  был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады — пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в конце XVI — начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки — «святого Уана» и «Иоанна Пpедтечи». На севере и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке. Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница — Ивана Калиты, умершего в 1342 году, — находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

 

Небольшая одноглавая церковь  Ризположения была построена московскими  мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь  находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы» В память этого и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью-гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА

 


Рис 2. Колокольня Ивана  Великого (построена в 1505-1508)

 

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века — колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их — 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол — Успенский — весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Высота колокольни — 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шторм. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.

ЦАРЬ-ПУШКА

 

Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, — старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла — литейного дела, которое было известно на Руси с X века.

Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр  ствола — 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула — 134 сантиметра, калибр — 890 миллиметров. Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы, имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, надписями. Дульный и казенный обрезы ствола имеют высокие, выступающие над поверхностью пояса с фигурными пяти-лепестковыми розетками. Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено восемь литых скоб, предназначенных для укрепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы вылита надпись «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скипертом в руке. На верхней части ствола отлиты две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». На казенной части орудия перед последним, широким задним поясом в стволе имеется затравочное отверстие. А дальше, на самом стволе, вырублено: «2400 пуд». Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограмм. В течение четырех столетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. Помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и поныне.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ  ПАЛАТА

 

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Кремлевского казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах». Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов.

До нашего времени дошло много  первоклассных образцов, делающих честь  русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой — седлам, попонам — отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

Информация о работе Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.