Архитектура и скульптура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:24, реферат

Описание

Месопотамия (Междуречье), природная и историческая область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Очаг многовекового орошаемого земледелия, где возник центр древней цивилизации (Вавилон, Ассирия и др.).
Многие древние города в этом районе все еще населены, например Алеппо-Халеб или Эрбиль. Руины покинутых городов (Вавилона, Сиппара и Ниппура) отпугивают своими размерами и количеством нанесенного песка даже прекрасно оснащенные экспедиции.

Содержание

1. Введение. Месопотамия – природная и историческая область 2
2. Архитектура Месопотамии 3
2.1. Стены городов – характер городской архитектуры 3
2.1.1. Монументальная конструкция ворот
2.2. Рынки Месопотамии 3
2.3. Город цитадель
2.4. Храмы 4
2.5. Три черты городской планировки
2.6. Расположение улиц, внутренние коммуникации
2.7. Архитектурный рельеф месопотамского города
3. Скульптура в Древней Месопотамии
4. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Иван Козлов МХК.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Каждая фигура геометрически построена так, чтобы  зрителя поражал сразу же взгляд ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных в глазницы, что их не расшатало время.

Все - то загадочное, все- то насмешливо-мудрое, что таит в себе культура Древней Вавилонии, пристально взирает на нас из этих чудовищных глазниц.

      Победная стела царя Нарамсина, выполненная из красного песчаника, повествует о его победе над горными племенами. Сузы, XXIII в. до н. э. Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н. э. и до крушения ассирийской державы в конце VII в. до н. э. было целиком исполнено пафоса силы, прославляло мощь, победы и завоевания ассирийских властителей.

        Могучее ассирийское искусство немалым обязано искусству хеттов. Задолго до утверждения владычества Ассирии в Двуречье у входа в хеттские храмы и дворцы хеттских царей возвышались грандиозные фигуры фантастических животных – стражей.

         Во второй половине 40–х гг. XX в. турецкие археологи  предприняли большие раскопки в Анатолии, где некогда процветала хеттская культура. Археологи обнаружили святилища под открытым небом, но самое интересное – обломки скульптур, обнаруженные на крутом гребне, известном под названием Черной горы: каменные головы с огромными глазами, поразительными по выражению, не то восторженному, не то пристально – сосредоточенному; статуэтки бога – оленя с громадными, затейливыми рогами, созданные более четырех тысячелетий назад.

         Память о знаменитой по Библии Вавилонской башне, которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу) высотой в 90 метров со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами, осталась навсегда в истории человеческой цивилизации; это сооружение, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

        В этом же городе существовали и знаменитые «висячие сады» полумифической царицы Семирамиды, почитаемые как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами, деревьями, орошавшимися при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы.

       Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные Древней Вавилонией и Ассирией.

       Ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до  н.  э.,  помещенный  над  входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый  орел,  держащий лапами двух оленей, приобрел характер  своеобразного  герба-эмблемы  силы  и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий  центральную фигуру, как  важнейшую,  рельеф  храма  в  Убайде  открыл  собой целый ряд скульптурных   геральдических   композиций,   повторяющихся    в    печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во  многих других памятниках Передней Азии.

       Повествовательное   изображение  проявилось   и   на    стеле,    названной исследователями “Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (75 см) каменная плита, посвященная победе  правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом, как-бы заложила  основы  нового вида повествования - исторического рельефа. На одной  из  сторон  изображена огромная фигура верховного бога города Лагаша -  Нингирсу,  который  заносит палицу над сетью с барахтающимися  в  ней  врагами.  На  другой  стороне,  в четырех размещенных друг  над  другом  регистров,  показаны  Эанатум  и  его войско,  сцена  оплакивания  погибших,  сцена  терзания   коршунами   трупов поверженных врагов.  В  самом  рассказе  нет  ни  пафоса,  ни страсти, ни упоения победой. Собственно, изображаются не лица, а  лишь  одно лицо, воспроизведенное множество раз. Это  нерасчлененность  людской  массы, выявленная  в  нем  грубая  сила  и  производят   на   зрителя   устрашающее впечатление готовностью  снести  все  живое  на  своем  пути,  абсолютностью своего повиновения власти вождя.

      Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить,  что  уже  в

п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные  художественные  направления, следовательно, и  задачи.  Фигуры  Северного  Двуречья  обладали  вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были  большеголовыми и приземистыми. В  то  же  время  и  те  и  другие,  как  бы родственны  между  собою.  Все  в  них:  поза,  возведенные  к  небу  глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника  житниц  города  Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля ( из г. Мари)  и каменная статуя бога Аб-У

из г. Эшнуна. Наивные и  несложные  образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены  единой  печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва, еще в большей мере  полны духовной  значительности  выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших  божеств.  Хотя  сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э.,  скульптурная  голова богини  Инанны,  высокое  мастерство  обработки  ее  мраморной  поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том,  что это явление не было  случайным в художественной  жизни.  Плоско  срезанная   сзади,   это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной  композиции   Лицо  богини  с огромными,  ранее  инкрустированными  глазами,  поражает   мягкостью   своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

      Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во  в.п.  3 тыс. до  н.э.,  когда  в  результате  борьбы  за  власть  между  городами  -

государствами  победу  одержал Аккад.  Его  правитель Саргон  1

( Шаррукин  -  “Истинный царь”), названный учеными Древним, объединил  почти  весь  север  и юг, слив их в единое  Аккадское  государство.  Его  преемник  Наран  -  Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского  рода,  Саргон, волевой и энергичный  деятель,  после  подавления  шумерийской  аристократии окружил себя столь же активными людьми  неаристократического  происхождения.

Это дало свои результаты. В литературу и  искусство  Аккада  проникли  новые веяния,  новые  образы  и  темы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в

истории культура народов Передней Азии. А ведь с  нее, по существу,

начинается  “биография” искусства многих стран. К этому истоку восходит

эллинская античность, в нем черпают силу западная и  восточная средневековые культуры. Ведь впервые в истории и в  искусстве классовых обществ  Древнего Востока установилась прочная  художественная преемственность, сформировался единый для разных видов искусства стиль.

      Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н.  Искусство древнего

            Востока (Малая история искусств). М., 1976. 

2. Вулли Л.  Ур халдеев. М.,1961 

3. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А.  Искусство Древнего мира.

            М., 1986. 

4. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965. 

5. Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1980. 

6. Чабб М.  Город в песках. М., 1965 

7. Дьяконов И. Шумер. Общественный и государственный строй

            древнего Двуречья. М., 1959 

8. Лисичкина О.Б. "Мировая художественная культура.Часть 1”

9.      Аристотель. Политика 1330 в. 19 cл. (Перев. С. А. Жебелева). М., 1911, с. 325.

10.      Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации». Изд. 2-е, испр. и доп. пер. с англ. М.Н. Ботвинника. Послесл. М.А. Дандамаева. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 319 с.

11.      Княжицкий, С. Хурумов «Древний Мир».


Информация о работе Архитектура и скульптура Месопотамии