Архитектура и скульптура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:24, реферат

Описание

Месопотамия (Междуречье), природная и историческая область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Очаг многовекового орошаемого земледелия, где возник центр древней цивилизации (Вавилон, Ассирия и др.).
Многие древние города в этом районе все еще населены, например Алеппо-Халеб или Эрбиль. Руины покинутых городов (Вавилона, Сиппара и Ниппура) отпугивают своими размерами и количеством нанесенного песка даже прекрасно оснащенные экспедиции.

Содержание

1. Введение. Месопотамия – природная и историческая область 2
2. Архитектура Месопотамии 3
2.1. Стены городов – характер городской архитектуры 3
2.1.1. Монументальная конструкция ворот
2.2. Рынки Месопотамии 3
2.3. Город цитадель
2.4. Храмы 4
2.5. Три черты городской планировки
2.6. Расположение улиц, внутренние коммуникации
2.7. Архитектурный рельеф месопотамского города
3. Скульптура в Древней Месопотамии
4. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Иван Козлов МХК.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Обычно дом, если за ним хорошо смотрели, мог простоять лет 30-50, храм или дворец - 100-150 лет. После этого строение настолько ветшало, что проще было его разрушить, утрамбовать площадку и выстроить на ней новое здание, чем без конца то здесь, то там ремонтировать и укреплять подпорками старое.

      Некоторые храмы в Эреду и Уруке восстанавливались таким образом раз по двадцать: самые древние святилища относились еще к IV тыс. до н. э., а последний раз храмы обновлялись в III в. до н. э., уже при греческих царях, потомках Селевка.

      Классической формой месопотамских храмов стала ступенчатая башня - зиккурат. На высоком основании, сложенном из многих рядов кирпича, возводился с уступом следующий ярус, поменьше, на нем - третий и т. д.     Зиккураты строили в 3—4 уступа, а то и больше, до семи. Вместе с раскраской озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом. Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сложной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Как небожителю по самой своей природе, божеству полагалось проживать на большей высоте, чем смертному. В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда народ не допускался, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было «жилищем бога», который почивал там по ночам.

      Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с определением календарных сроков сельскохозяйственных работ.

      Огромным достижением месопотамских архитекторов было изобретение арки и сводов, положенных впоследствии в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы. Покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также своды — сложенные из кирпичей полукруглые потолки, которые не нуждались ни в потолочных балках, ни в подпирающих снизу столбах. Месопотамцы были просто вынуждены изобрести свод, так как в их стране не было ни деревьев для изготовления длинных балок, ни камня для опорных столбов. Была только глина, из которой делали кирпичи. Так как глину по большей части не обжигали на огне, а только сушили на Солнце, строения постепенно разрушались — и сегодня от прежних дворцов и храмов остались лишь огромные кучи глины.

       Лучше других сохранился четырехступенчатый зиккурат в городе Уре.

        Но самым известным в истории зиккуратом стал храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой (вавилонском столпотворении) говорится в Библии. Этот плохо сохранившийся зиккурат Эсагила описал в первой книге своей "Истории" Геродот: "Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая сторона его длиной в два стадия (1стадий равен 177,6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня, в общем - восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм".

      Храмы планировались и строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество божества и лучше защитить сокровищницу и служителей. В главном внутреннем зале храма помещали изображения божеств. Таким изображениям и в общественном храмовом культе, и в обрядах, совершавшихся частным образом, отводилась главная роль. Как правило, храмовые статуи богов изготавливали из ценных пород дерева и покрывали пластинками из золота и слоновой кости; для глаз использовали драгоценные камни. Статую облачали в пышные одежды, венчали короной, украшали драгоценными ожерельями, подвесками и браслетами. За редким исключением изображения шумерских и вавилонских богов имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции.

     

 После того как мастера в особой мастерской изготавливали или обновляли статую, она проходила тайные ритуалы освящения - наделялась "жизнью", глаза и уши ее "отверзались" а уста "омывались". Деревянный идол становился сосудом божественного присутствия. До наших дней не дошло ни одной храмовой статуи божества.

 Многочисленные сохранившиеся статуи изображают адорантов (почитателей божества) - правителей, важных жрецов, сановников и просто состоятельных людей. Такие статуи дарили храмам, где они и представляли изображаемых людей.

          Доступ в зал, где стояла статуя божества, был открыт, по-видимому, только узкому кругу жрецов. Даже цари обычно не имели права входить к божеству. Простые граждане видели божество редко, как и своего царя, - только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города. Считалось, что божество при этом освящает и благословляет округу.

       Храмы являлись важнейшими хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Им принадлежали поля, пастбища, бесчисленные стада скота, на них трудились тысячи общинников и сотни храмовых рабов. Храмы часто вели через своих торговых агентов крупную караванную и морскую торговлю с соседними и дальними странами; они выдавали под проценты ссуды зерном и серебром, скупали и перепродавали недвижимость, сдавали внаем и арендовали дома, сады и т.д. При храмах находились мастерские, склады, архивы, библиотеки и школы. В храмовые сокровищницы стекались весьма значительные ценности.

       Обладая непререкаемым авторитетом в религиозных делах и огромным экономическим могуществом, высшее жречество оказывало большое влияние на всю жизнь страны. Даже деспотичные ассирийские цари вынуждены были считаться с интересами храмов. Делая богатые дары почитаемым храмам, правители старались снискать расположение не только богов, но и жрецов. И все же отношения между служителями богов и царским дворцом далеко не всегда были "гармоничными", и не один месопотамский правитель поплатился жизнью за ущемление храмовых привилегий. Долгое соперничество между жречеством и царями кончилось "победой" храмов, которые пережили дворец почти на 600 лет. Когда в Вавилонию пришли персы, а потом и греки, они не решились тронуть храмы, где жизнь продолжала течь по издревле заведенному порядку.  

Древние храмы  Месопотамии окончательно пришли в  запустение только в 

 I в. н. э., когда последние общины вавилонян растворились в среде нового населения - арамеев, халдеев, арабов, персов и эллинов.

       В Месопотамии Ашшур, возвышающийся на скале, нависающей над Тигром, был, по-видимому, самым южным городом, выросшим из святилища, первоначально расположенного на вершине холма, и прилегающего к нему селения. Вверх по реке, севернее Ашшура, у подножия гор Загра и на северо-запад города, по-видимому, были расположены так же. Это подтверждает хеттская иероглифическая пиктограмма, обозначающая  ''город'', на которой изображен крутой холм.

       Город на холме мог расти, включая в свою территорию расположенные внизу поселения, и не обязательно превращаться при этом в так называемый город-цитадель; не следует также уподоблять этот процесс тому, который происходил с греческими городами. Типичный акрополь греческого города содержит древнейшие святилища, которые в нижнем городе были позже заменены новыми храмами, часто превосходившими своим великолепием древние и имевшие даже большее культовое значение. Сам акрополь, как центр общины, терял тогда свое значение и становился лишь частью, хотя и важной, городской системы укреплений. Подобное явление было невозможно на древнем Ближнем Востоке, где присутствие божества в храме ощущалось столь конкретно, что святилища навсегда оставались на одном и том же месте. Значительное различие между городом на холме и городом-цитаделью заключалось в существовании стены, которая окружала храм и дворец, образуя город внутри города и отгораживая их от жилищ простых горожан. Этот внутренний, или священный город сохранился как особый образец городского поселения в Евразии вплоть до наших дней. Таковым является московский Кремль и ''запретный город'' Пекина. Термин kirhu, которым обозначают этот своеобразный тип города в Месопотамии, не является по происхождению ни аккадским, ни семитским, и, таким образом, он явно указывает, что город-цитадель возник в результате чужеземного влияния. Им называют часть города в текстах из Мари, Чагар-Базара и Нузи, этот же термин применяется и к городам Армении; еще раньше он встречается  на победном обелиске, воздвигнутом вавилонским царем.

     Такое же положение мы видим в Хаттусасе, цитадель которого вмещает и дворец, и храм, где царь и царица активно участвовали во всех видах отправления общественного культа.

    В самой Вавилонии можно наблюдать следы подобного же явления, но они обнаруживаются лишь в ранний шумерский период, когда правитель воспринимался как жрец городского божества. По мере секуляризации царской власти резиденция царя отделилась от храмового комплекса. Позднее, как уже отмечалось, царю разрешалось входить во внутреннее святилище только раз в году, во время празднования Нового года.

     Если мы обратим внимание на положение цитадели по отношению к укреплениям города, то обнаружим определенную двойственность: в более старых городах цитадель находится в центре, а в новых, особенно в городах Калах, Ниневия и Дур-Шаррукин (Хорсабад), построенных ассирийскими царями в качестве новых столиц, весь комплекс цитадели расположен таким образом, что он как бы ''оседлывает'' оборонительные стены. При таком расположении дворец и храм часто возвышались над равниной, поднявшись на террасе, высота которой достигала высоты окружающей город прямоугольной стены.

       Для этой новой городской планировки характерны три черты:

1) наличие  цитадели;  
2) расположение цитадели у стены;  
3) прямоугольная форма укреплений.  
Каждая из этих черт  демонстрирует весьма ранний пример городского планирования и появление нового в развитии городов Месопотамии. Причина возникновения цитадели, рассматривали  как выражение концепции царской власти. Они возводили ее в каждом новом городе, который строили как свою резиденцию. Дворец и храм цари отделяли от подданных не только стеной, окружающей цитадель; они также поднимали уровень участка земли, на котором строилась крепость. Цитадель становится существенной частью стены, к которой она примыкает. Вход в цитадель делался всегда из нижнего города; царь не мог покинуть дворец, минуя город.

      Царский дворец входил в систему укреплений, что являлось отклонением от вавилонского образца города. Произошло это, по-видимому, потому, что Навуходоносор II, построивший этот дворец, придерживался ассирийского прототипа. Вавилония в то время господствовала над древним Ближним Востоком и считала себя наследницей и преемницей Ассирии. В одном существенном вопросе, однако, Навуходоносор II не следовал примеру Ассирии: его дворец не соприкасался с храмом. Святилище Мардука было расположено вблизи центра города; только дворец царя входил в систему укреплений.

     Обычно стены месопотамского города состояли из закругленных или прямых линий, образовывали четырехугольник, чаще всего симметричный.

 В южных  городах - Уре, Уруке, а также  в Арслан-таше в Северной Сирии  стены имели овальную форму;  город Дёр окружала треугольная  стена; стена Вавилона в позднем  периоде, возможно, была многогранной, но она еще не полностью раскопана. Встречаются и неправильные прямоугольники, например в Гузане (Телль-Халаф) и в Сиппаре, а в Ниневии стена имела форму трапеции. Из квадратных городов Месопотамии мы можем назвать Дур-Шаррукин и Калах. Неправильный контур Ниппура  можно увидеть на единственной дошедшей до нашего времени карте месопотамского города, сохранившейся на глиняной табличке.

       Квадратные, прямоугольные и круглые формы типичны для новых городов: такого рода геометрические абстракции свойственны только планируемым городам. У нас есть всего один пример круглого города, построенного, бесспорно, но заранее намеченному плану: это Зенджирли (Самал) в Северной Сирии, датируемый концом II тысячелетия до п. э. Внешняя стена образует почти правильный круг, украшенный ровно сотней башен. Внутренний город также круглый, он включает дворец, храм, казармы и т. п. Все носит отпечаток явно амбициозного городского планирования, так как никаких следов населения не было найдено в районах внешнего города. После падения Вавилонской и Селевкидской империй круглые города строились часто. Таким был парфянский город Хатра, последнее убежище ассирийских богов, с квадратным внутренним городом; Ктесифон и, наконец, круглый город халифа Мансура - Багдад. В Багдаде мы видим естественное для круглого города радиальное расположение улиц. Больше примеров можно найти в Иране, одном из последних районов древнего Ближнего Востока, где урбанизация происходила систематически. Не говоря уж об описанном Геродотом мифическом двенадцатистенном городе Экбатаны, можно назвать столицу Сасанидов Фирузабад и такие крупные города, как Дарабжирд (с радиальными улицами), Герат, Исфахан и др.

          Неоднократно высказывалась мысль, что прототипом как прямоугольной, так и круглой планировки городов были военные лагеря, подобные тем, которые изображены на ассирийских рельефах. Укрепления этих лагерей образуют либо круг, либо вытянутый прямоугольник с закругленными краями. Действительно, передвигающиеся племена или армии, располагаясь лагерем, обычно предпочитали ставить ограждение симметрично, так, чтобы оно образовывало простые геометрические фигуры. Лагерь ''Двенадцати племен'' и campus римской армии - наиболее известные примеры.

Информация о работе Архитектура и скульптура Месопотамии