Античная культура: содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 13:56, реферат

Описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
1. Характерные черты древнегреческой культуры………………………………….
2. Основные этапы развития эллинской культуры…………………………………
3. Культура Древнего Рима……………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культуралогия.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм  имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком – для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становиться важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.

    Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные.

    Наиболее  яркими выражениями античного агона  стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 году до нашей эры было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Место Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из сими чудес света. Древние авторы писали, что взглянув на нее, человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа. В священной роще тысячи зрителей разбивали свои лагеря. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и веятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала – праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия – роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась и тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов – бег с факелами.

    Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские  игры в Дельфах, посвященные Апполону, Истмийские в честь дога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «аретэ», и моральное  право властвования над людьми.

    В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы  соперника, выдвигая и доказывая  собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть  убедимым». Отсюда преклонение перед  словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источноком культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели праклический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства – «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.

      Состязательный характер античной  культуры заставляет обратить  внимание еще на одну черту ее – греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов –покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднования факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем – музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она  подарила грекам оливковое дерево) –венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.

    Широкую известность получают и Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

    Культура  античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство. 

  1. Основные  этапы развития эллинской  культуры.
 

    В античной Греции процветали различные  виды искусства: архитекторы создавали  величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они также бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.

    История античного искусства включает в себя несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период (3-2 тысячелетии до нашей эры) достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От 11 до 8 века до нашей эры продолжается период, называемый условно «гомеровский». Он характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики гомеровского стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на 7-6 ека до нашей эры, была временем возникновения самостоятельных городов-государств на балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает 5-4 века до нашей эры. В его пределах различают раннюю классику (первая половина 5 века до нашей эры), высокую классику (4 век до нашей эры). Последний период греческого искусства (3-1 века до нашей эры) – эпоха эллинизма – характеризуется широким распространением культуры эллинизма среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима.

    Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тысяч квадратных метров, своей архитектурой предвосхитил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных. Зная  лишь пять красок (черную, белую, голубую, желтую, красную), владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные картины.

    12 век до нашей эры явился  переломным в истории народов,  живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города – Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен. Цивилизация греков-ахейцев была разрушена пришельцами, жившими в условиях первобытнообщинного строя, но уже пользующихся железными изделиями. 12 век – начало пути развития Греции «гомеровской эпохи», формирование нового типа как культуры в целом, так и художественной культура в частности. «Гомеровская эпоха» отмечена прежде всего появлением «Илиады» и «Адиссеи» - великих эпических поэм. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых материальных возможностей становятся народы, более отсталые по общему уровню культуры. Вновь, как это было в начале бронзового века, гибнут города, не строятся дворцы, на многие десятилетия забывается письменность. Изобразительное искусство заменяется художественным ремеслом.

    В этот период – период художественного  ремесла – особо ценился мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные  вещи. Конечно, здесь главным является не изображение окружающего мира и не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, действие человеческих рук, претворяющих природный материал в новую вещь, не существующую в природе.

    Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, и  это означало, что человеческий разум становится более независимым от природы. Некоторые исследователи даже считают, что в форме сосудов выражается стремление создать разумную «очеловеченную композицию». С этих позиций стройность и упорядоченность стиля представляется как «модель мира», единство которой противостоит природному хаусу. Строгий арифметический расчет, ритм и симметрия воплощают идею, которая получила философское и художественное обоснование позднее: с помощью чисел можно не только определить существенные свойства предметов и явлений, но и создать нечто прекрасное, математически выразив правила этой красоты.

    Почвой  для новой более развитой формы  культуры стала греческая мифология  – «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией». На рубеже 8-7 веков до нашей эры создается «Теогония» Гесиода, систематизирующая мифологические повествования древнего грека, дающая космогоническую картину происхождения мира и определяющая важный момент в развитии греческой художественной культуры: бог, герой, мифологические существа получают человеческое обличие. Выразить это можно лишь в изобразительной, а не абстрактно-знаковой форме. К этому времени объем художественной культуры чрезвычайно расширился. Развивается мелкая пластика – терракотовые, костяные и бронзовые статуэтки изображают животных, целые сценки из быта воинов, героев, в некоторых из них можно узнать олимпийских богов. Начинает развиваться монументальная скульптура, скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела. Но вершиной культуры являются шедевры Гомера.

    Истоки  «илиады» и «Одиссеи» Гомера в  далеком времени героев-ахейцев, в микенской культуре. Гомер как  бы пытается передать слушателям видение  давно исчезнувшего мира. Но слепой поэт сумел заглянуть в будущее. Эпические поэмы Гомеры представлябт собой своего рода кодекс морали, утвердившейся в античной культуре на многие века.

    Но  время гомеровских певцов прошло. Уходит в прошлое патриархальный быт мелких поселений. Развивается  земледелие и торговля, растут города. Усложняется мифологическое осмысление эллином мира. В период архаики (7-6 века до нашей эры) прославляются архитекторы, вазописцы и даже рачительные земледельцы. Расцветает поэзия, сужающая представление о настоящей жизни до земных каждодневных радостей в стихах Архилоха, дружеских пиров и мирских наслаждений у Анакреонта, любви и искренности пережитых чувств в лирике Сапфо. Развивается музыка, виды которой дали замечательное сочетание поэзии, ритмического танца, музыкальной формы. В период архаики проявились важнейшие тенденции, характерные для высокоразвитой художественной культуры. В новый этап вступает греческая архитектура, прославившаяся в веках. Особое распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить, что раскрашивался он в синий и красные цвета. Но наиболее полно выражала основные тенденции греческого искусства периода архаики вазопись.

    К середине 6 века до нашей эры высокого уровня достигает так называемая чернофигурная вазопись – черный лак по красной глине. Вазописцы  вырабатывают навыки, позволяющие передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический символ-знак заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы Экзекия. Теперь стройный и упорядоченный космос, передаваемый в «гомеровскую эпоху» геометрическими символами-знаками, раскрывается в наглядных образах.

    Однако  черные силуэты фигур и предметов, и силуэтная чернофигурная роспись  сменилась краснофигурным стилем. В  ней черным лаком закрывался фон, а фигуры людей и предметов  сохраняли светлый, красноватый  цвет глины. На таком фоне легче передавать объём, изображать поворот человеческой фигуры, обозначать глубину пространства, т.е. изображать предметы, расположенные один за другим. Стремление передать человеческий образ, приближенный к реальности, определяют и развивают скульптуры этого периода.

    Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьёзными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. В мировозрении греков на рубеже У1-У вв. до н.э. наметился переход  к качественно новому осмыслению мира и новых форм его художественного выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Прославленный  филосов делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков, память о которых наследовали потомки, были поэтами.

    Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и  художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. Целью его было всестороннее воспитание личности.

    Афины У века поражают размахом монументального  строительства. Менее, чем за два  десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателем Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом их демократического государства. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Замечательные фризы Парфенова, созданы несколькими художниками под руководством великого Фидия. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор замечательной, всемирно известной статуи «Дискобол» и автор уже упоминающегося «Канона» Поликлет. Все они изображали людей такими, какими они должны быть, их герои идеальны.

Информация о работе Античная культура: содержание и особенности