Сущность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:14, творческая работа

Описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25

Работа состоит из  1 файл

сущность ГРЭ в РК.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика  постепенно расширяла свою базу, которая  своей устойчивости она обязана  многообразию форм собственности и  организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и  развитие той или иной формы собственности  определяются экономическими причинами, а не чисто административными  ограничениями, то снимаются предпосылки  для нелегального бизнеса, и любой  предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.

Очевидно, с этой точки зрения государство может  считаться экономически эффективным  только тогда, когда в стране сохраняется  возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.

3.3. Правила игры в  рыночной среде.

В рыночной среде  критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития американской экономики  и общества все отчетливее стали  проявляться сферы, где прибыль  не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев вообще невозможно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная  наука, защита окружающей среды и  т. д. Здесь "невидимая рука" рынка  оказывается бессильной в том, чтобы  определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль "нерыночных" сфер будет расти, но господствующими  по- прежнему останутся "правила  игры", которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких  обстоятельствах роль государства  усложняется. С одной стороны, государство - своеобразный гарант рыночной системы, с другой, -оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация "пробуксовывает". Отсюда следует, что государство  по характеру своей экономической  деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного  устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом.

И здесь необходимо еще раз остановиться на так называемом "вмешательстве" государства в  рыночную экономику. Действительно, если государство стремится подменить  или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает  лишь гарантом "правил игры", гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органично вписывается  в рыночные принципы поведения.

3.4. Французское индикативное  планирование.

Не может не привлекать внимания практика ряда стран  с развитой рыночной экономикой, где  индикативные планы доказали свою эффективность  в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала  стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.

Система индикативного  планирования опирается на высокую  долю госсобственности в народном хозяйстве (такое положение сохранилось  и поныне, о чем свидетельствуют  данные табл.1).

Доля  государственного сектора  в экономике ЕС в 2004 г., в %

 
Страны В числ. занятых ВВВ В капиталовлож. В среднем по странам  
Германия 10,1 ИД 16,8 12,6  
Италия 15,0 20,0 26,0 20,3  
Великобритания 9,0 12,0 17,0 12,7  
Франция 17,6 19,5 34,9 24,0  
Испания 6,0 14,0 21,0 13,6  
Голландия 6,3 11,0 7,0 8,1  
Бельгия 11,0 8,3 14,0 11,1  
Люксембург 5,0 3,5 4,0 4,2  
Португалия 12,1 21,0 35,0 22,7  
Греция 10,0 19,0 40,6 23,2  
Дания 8,2 6,0 20,0 11,4  
Ирландия 10,5 14,7 20,7 15,3  
           

Уже в конце 40х  гг. нашего века во Франции была разработана  и начала реализовываться уникальная "демократическая система планирования", позволяющая органам госуправления  регулировать хозяйственные пропорции  таким образом, чтобы "государственная  бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов". Планирование, утверждающееся "снизу", базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие  на равноправных началах представителей различных "группировок интересов": госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических  индикаторов - носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно  считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран  мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской  экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся  среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство  Франции (табл.2).

Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.

 
Номер плана Период охвата, годы  
1 1947-53  
2 54-57  
3 57-61  
4 62-65  
5 66-70  
6 70-75  
7 76-81  
8 81-85  
Промежуточный 82-83  
9 84-89  
10 89-92  
11 93-97  
     

Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них  фиксировались общие черты желаемого  экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам  план, а процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается  консенсус между различными участниками  хозяйственной деятельности и разными  уровнями хозяйствования и управления.

Главное содержание плана составляло определение "актов  государственного вмешательства", охватывающих: а) основные задачи государства в  области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно  к инвестированию и перераспределению  государственных доходов с указанием  на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные  мероприятия. Иными словами, французское  индикативное планирование четко ориентировано  на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования  экономики: с его помощью государство  не только прогнозирует тенденции и  показатели народнохозяйственного  развития, но и оказывает на них  активное влияние. Индикативный план принимается  и утверждается Парламентом Франции.

Самим планированием  занимается Комитет по модернизации, куда входят работники министерств  и органов местной власти, представители  промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными  полномочиями располагает такой  орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального  развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность  системы планирования можно оценить  по двум линиям. Во - первых, сравнивая  плановые показатели с фактически достигнутыми. Во - вторых, - осуществляя международные  сопоставления (были ли достигнуты большие  темпы экономического роста и  более рациональное использование  ресурсов и т. п.).

К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что  в условиях новых технологий экономические  процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть "прозрачной" для централизованного управления.

В целом же французская  модель "планируемого капитализма" заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. - 5,6; в 1973-79 - 3,0; в 1980-88-1,8; а в 1989-95-1,7%.

В результате Франция  сегодня находится в числе  ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного  технологического развития.

Глава 4. Управление экономикой в Республике Казахстан.

В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был  переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую  политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться  по порядку. Любые действия целесообразно  оценивать с точки зрения задач  и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми

Итак, активизация  роли государства в управлении экономикой в условиях современного Казахстана приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально - экономических реформ, перспективы создания экономической  системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики  и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.

Национальные  экономические интересы Казахстана, сложные проблемы переживаемого  ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и  экономической безопасности - все  это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии социально - экономического развития, а также  необходимость настройки системы  государственного управления экономикой регулирования и ее реализацию. В  настоящее время Правительством РК разработан план мероприятий по реализации стратегии индустриально - инновационного развития на 2003-2015гг.

Приоритетами  индустриально-инновационной политики являются развитие

Создание потенциально конкурентоспособных, в том числе  экспорто-ориентированных производств, работающих в отраслях экономики  не сырьевой направленности.

В целях решения  долгосрочных стратегических задач  особое внимание Казахстан намерен  уделять созданию условий для  развития наукоемких и высокотехнологичных  производств.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики