Сущность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:14, творческая работа

Описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25

Работа состоит из  1 файл

сущность ГРЭ в РК.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

План.

Введение 2

Глава 1. Государство в  управлении экономикой. 3

1.1. Причины государственного  вмешательства в  экономику. 3

1.2. Роль государственного  регулирования экономики. 4

1.3. Функции регулирования  экономики. 5

Глава 2. Методы и инструменты  государственного регулирования.9

2.1. Методы государственного  регулирования. 9

2.2. Инструменты государственного  регулирования. 11

Глава 3. Зарубежный опыт. 16

3.1 Опыт США. 16

3.2 Обеспечение национальной  экономической безопасности. 18

3.3 Правила в рыночной  среде. 19

3.4 Французский метод  регулирования. 20

Глава 4. Государственное  регулирование в  Казахстане. 22

Заключение. 24

Список  использованных источников. 25

Введение.

На сегодняшний  момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической  системе. Также стоит серьёзная  проблема - развитие своего рынка и  расширение экономики. Так как у  нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит  более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое  положение страны.

Во всех экономических  системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной  системе. Тем не менее, и здесь  экономическая роль государства  велика.

В экономике  Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно  рыночную систему. Вместе с тем экономические  функции государства играют в  ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства  нелегко. Весьма грубым показателем  удельного веса рынка и государства  в экономике служит тот факт, что  в настоящее время около 4/5 национального  продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования  и социального обеспечения, ставя  своей целью перераспределение  дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных  расходов - на покупку товаров и 

услуг и на социальные программы составляют приблизительно 1/3

национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся 

количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа  к вакантным рабочим местам и  контроля за практикой ценообразования  в определённых отраслях, вовлекает  государство практически во все  сферы экономической деятельности. Роль государства, в управлении несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие  от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать  как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными  способами государственным сектором.

Глава 1. Государство в  управлении Экономикой.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтан-ный характер, механизм, способный решать экономические  задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую  призвано играть государство. О роли государства и правительства  в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство "правит", тем лучше и для него, и для  экономики. Однако видные экономисты и  ПОЛИТИКИ отводили государству некую  роль - ТО "ночного сторожа" капитализма (А. Смит), то "констебля в условиях анархии" (Т. Карлейль), то "попечителя общественного интереса" (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой  частью самой хозяйственной системы.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и  некоторые его формы.

1.1. Причины государственного  вмешательства в  экономику. 

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции  правительств:

обеспечение национальной обороны;

отправление правосудия;

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима-тельства, но необходимых гражданам;

образование юношества;

сбор налогов  для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, кроме того, к ним  добавились и новые. Произошло это  и потому, что появились такие  про-блемы, решить которые не в состоянии  НИ один даже самый крупный предпри-ниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими "макроэкономическими  видами зла" все чаще возлагают  на государственные органы. Но что  особенно показательно, центральные  органы вмешиваются сегодня даже в "святая святых" рынка - процесс  ценообразования. Конечно, в условиях рыночной ЭКОНОМИКИ они не устанавливают  прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый  банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста  цен. Спрашивается, зачем государство  берет на себя такие экономические  функции, которые в теории "идеально" должен решать рынок? Реальный рынок  далек от абстрактной модели совершенной  конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство  вынужденно "вмешиваться". Стоит  оговориться, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме  государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти  решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного  из такого прямого вмешательства  не получится и функции государства  должны сводиться исключительно  к поддержанию правил "рыночной игры", например ограничению власти "диктаторов" на рынке. Так, по крайней  мере, выглядит дело в теории.

Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.

1.2. Роль государственного  регулирования экономики. 

В плановой экономике  государство играет решающую роль в  определении всех экономических  пропорций. При построении системы  государственного регулирования экономики  здесь господствует принцип "максимальной возможности": все экономические  процессы, которые в принципе поддаются  централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике  основным регулятором экономических  пропорций является рынок. Государственное  регулирование играет вспомогательную  роль. Оно строится на основе принципа "необходимости": только в тех  сферах, где рыночные регуляторы в  силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное  регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в  некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической  самостоятельности предприятий. Точно  так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова  в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет  вспомогательные функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых  условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система  характеризуется двумя определяющими  тенденциями. С одной стороны, государственное  регулирование экономических процессов  теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства  в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более  значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя  основными причинами.

Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что  обуславливает необходимость более  интенсивного вмешательства государства  в экономические процессы. Во - вторых, переход от планового хозяйства  к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для  его нормального функционирования.

1.3. Функции государственного  регулирования экономики. 

Роль государства  в экономике конкретизируется в  его функциях. Все функции государства  в переходной экономике связаны  со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера  этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования  рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения  правовой базы функционирования рыночного  хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции  характерны как для переходной, так  и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку  реализация каждой из этих функций  характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение  правовой базы функционирования экономики  реализуется в основном путем  контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и  внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и  т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя  и социальному обеспечению, и  т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесс а переходного этапа, как приватизация государственной  собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения  в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие  на экономику, формируя у хозяйственных  субъектов чувство неуверенности  в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное  право, создаваемое в сжатые сроки  на начальном этапе перехода к  рынку, не апробировано практикой и  уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики  это несовершенство становится все  более очевидным, возникает необходимость  существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное  противоречие между требованием  стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования  становится в переходной экономике  необычайно острым. Это осложняет  реализацию функции правового обеспечения  экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы  хозяйствования, необходимо каждый раз  соизмерять предполагаемый положительный  эффект вносимых изменений с ущербом  от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостыо  конкуренции и чрезвычайно высоким  уровнем монополизации рынка, характерным  для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает  здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением  дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс  происходит на фоне экономического спада  и высоких темпов инфляции, которые  обостряют проблему неравенства, вызывая  значительное снижение уровня жизни  основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту  социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных  социальных слоев, государство вынуждено  более интенсивно участвовать в  пере распределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения  является прогрессивное налогообложение  личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в  уменьшении неравенства принадлежит  трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой  прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения  подрывает стимул к повышению  высоких доходов, а тем самым  стимулы к высокопроизводительному  труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования  трансфертных платежей как канала перераспределения  доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности  выплаты пособий по безработице  или пособий малоимущим слоям  населения ослабляет стимулы  к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения  доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низко  доходных групп населения, но лишь в  той мере, которая не угрожает подавлением  деловой активности.

Известно, что  рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки  зрения распределения ресурсов в  тех случаях, когда речь идет о  производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство  берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К ИХ числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики